Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 классы
рабочая программа

Очирова Татьяна Иннокентьевна

Рабочая программа составлена с учетом авторской программы по «Амармэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2-4_klassy_obnovlenie.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнешергольджинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

______Нимбуева О.Н. /

Протокол № ___   от

«__»_____________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР  

______/ Аранжапова И.А. /

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Верхнешергольджинской СОШ

 _________/ Цыбенова Л.Н./

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

Рабочая программа

Родной (бурятский )язык

2-4 классы

                                                    Верхний Шергольджин

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по бурятскому языку составлена в соответствии с законами «Об образовании», «О языках народов РФ», а также на основе  учебного плана МОУ Верхнешергольджинской СОШ на 2021-22 учебный год,примерной программы по бурятскому языку как государственному, с учетом авторской программы по «Амармэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитова Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2016 г.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. «Амармэндэ-э!» (первый год обучения) Г-Х.Ц.Гунжитова, А.А. Дугарова, ШошоеваБ.Д. Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2014 г. Рабочая тетрадь «Амармэндэ-э!»

2.«Амар мэндэ-э!»(второй год обучения)Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.ЦырендоржиеваИздательство«Бэлиг»Улан-Удэ 2015 г. Рабочая тетрадь «Амармэндэ-э!»

3.«Амармэндэ-э!» (третий год обучения) Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.Цырендоржиева Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013 г. Рабочая тетрадь «Амармэндэ-э!»  .Аудиоприложения. Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013 г. «Амармэндэ-э!» .

Данная программа предназначена для обучающихся 2-4 классах из расчета 1 часа в неделю, общее количество часов - 17. Содержание программы соответствует программе развития школы в которой предусмотрено развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их самостоятельности.

Обоснование выбора УМК:

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя, а также на реализацию ФГОС НОО нового поколения.

Основная цель курса. Бурятский язык-это комплексное решение задач, стоящих перед предметом, а именно формирование коммуникативной компетенции обучающихся ,понимаемой как их способность и готовность общаться на бурятском языке в пределах тем, определённых региональным стандартом по бурятскому языку как государственному и программам по бурятскому языку как государственному.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Формирование        умений общаться на бурятском языке с учётом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления,памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме.
  2. Развитие        личности ребёнка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования.

3.Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения.

4.Освоение элементарных лингвистических представлений ,доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке :формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.) наблюдаемых в русском и бурятском языках.

5.Знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклора, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.

6.Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

Планируемые результатыизучения бурятского языка в 2-4 классах.

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу 2-4 классов на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

Личностные результаты

Вклад предмета «Бурятский язык» в достижении личностных результатов в процессе обучения в 2-4-м классах  может выразиться в следующем:

•        в формировании представлений  о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе бурятского, как основного средства общения между людьми;

•        в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;

•        в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором, образцами детской художественной литературы;

•        в развитии самостоятельности, целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета;

•        в принятии новой для школьника социальной роли обучающегося, в формировании устойчивой мотивации к овладению бурятским языком;

•        в развитии навыков сотрудничества с учителем, одноклассниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;

•        в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания (темы, учебные ситуации)

Метапредметные результаты

Ученик научится:

•        принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск решения задачи, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на бурятском языке;

•        планировать, выполнять и оценивать свои учебные/коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•        понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/алгоритм с целью достижения успеха;

•        использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

•        использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

•        использовать различные способы поиска информации в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей;

•        анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения;

•        владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения;

•        передавать, фиксировать информацию в таблице;

•        опираться на языковую догадку в процессе чтения/восприятия на слух текстов на бурятском  языке;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного процесса

•        владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);

•        осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;

•        слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваться в распределении ролей в процессе совместной деятельности;

•        осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих:

•        работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать разные компоненты УМК (учебник, рабочую тетрадь, аудиоприложение), обучающую компьютерную программу.

Предметные результаты

Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)

Говорение

Ученик научится:

•        описывать животное/ предмет, природу.

•        кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге,  герое сказки / мультфильма.

•        читать стихи, песни, рифмовки.

•        участвовать в элементарных диалогах: этикетном (приветствовать и отвечать на приветствие, прощаться, выражать благодарность); диалоге-расспросе задавать простые вопросы: кто?, что?, где?, когда? и отвечать на них.), поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

•        описывать животное/ предмет, указывая название, качество, размер, цвет, количество, принадлежность и выражать своё отношение к животному/ предмету.

•        составлять краткую характеристику  себе, своей семье, своему другу, герою сказки / мультфильма: называть имя, возраст, место проживания; описывать внешность, характер; сообщать, что умеет делать и каково любимое занятие; выражать своё отношение (нравится / не нравится).

•        воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.

•        участвовать в элементарном диалоге: этикетном (приносить извинение); диалоге-расспросе (расспрашивать собеседника куда?, зачем?, почему? и отвечать на его вопросы); диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ её выполнить; предлагать сделать что-либо вместе и соглашаться/не соглашаться на предложение партнёра), предлагать угощение, благодарить за угощение / вежливо отказываться от угощения.

Аудирование

Ученик научится:

•        различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения бурятского языка;

•        различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;

•        воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке и вербально/не вербально реагировать на услышанное;

•        воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность (иллюстрации) небольшие сообщения, построенные на знакомом лексико-грамматическом материале.

Ученик получит возможность научиться:

•        воспринимать на слух текст, построенный на знакомом языковом материале и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;

•        использовать контекстуальную или текстовую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

Ученик научится:

•        соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения.

•        читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

•        читать про себя и понимать полностью учебные тексты, построенные на знакомом языковом материале.

•        читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Ученик получит возможность научиться:

•        читать про себя и понимать несложные тексты и находить в них необходимую или интересующую информацию;

•        не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

•        читать про себя и полностью понимать тексты, включающие небольшое количество новых лексических единиц, используя при этом словари.

Письмо

Ученик научится:

•        списывать текст;

•        выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

•        заполнять таблицу по образцу;

•        подписывать картинки.

•        восстанавливать слово, предложение, текст..

Ученик получит возможность научиться:

•        отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке.

•        отвечать на письмо, дописывая предложения

•        заполнять простую анкету

•        писать поздравления с Новым годом, Сагаалганом, днём рождения с опорой на образец.

•        писать короткое личное письмо другу.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

  1. Графика, каллиграфия, орфография

Ученик научится:

•        пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем;

•        воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы бурятского алфавита;

•        списывать текст;

•        находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;

•        применять основные правила чтения и орфографии.

Ученик получит возможность научиться:

•        сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка.  

•        уточнять написание слова по словарю учебника;

Фонетическая сторона речи

Ученик научится:

•        адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;

•        соблюдать нормы произношения звуков;

•        соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах, членение предложений на смысловые группы;

•        соблюдать особенности интонации основных типов предложений;

•        корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Ученик получит возможность научиться:

•        соблюдать долготу и краткость гласных; правильно произносить дифтонги и специфические звуки бурятского языка (һ ,ү, өө, у, н); и соблюдать их в речи;

•        соблюдать интонацию перечисления;

•        соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (союзах, предлогах);

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

•        распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

•        оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

•        восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей

Ученик получит возможность научиться:

•        узнавать простые словообразовательные элементы (словосложение, аффиксацию);

•        опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования;

Грамматическая сторона речи

Ученик научится:

•        распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; аффиксы личного притяжания, количественные (до100) и порядковые числительные; наиболее употребительные послелоги для выражения пространственных отношений.

Ученик получит возможность научиться:

•        оперировать в речи послелогами;

•        использовать в речи аффиксы личного притяжания;

•        оперировать в речи неопределёнными местоимениями;

•        распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);

•        оперировать в речи наречиями времени и степени.

  1. Социокультурная осведомленность

Ученик научится:

•        узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);

•        соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые у бурят во время праздника Сагаалган,  в учебно-речевых ситуациях.

Ученик получит возможность научиться:

•        называть достопримечательности города

•        рассказывать о национальном празднике

•        воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;

•        осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

  1. Предметные результаты в познавательной сфере

Ученик научится:

•        сравнивать языковые явления русского и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

•        действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;

•        совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);

•        пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);

•        осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере

Ученик научится:

•        представлять изучаемый язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;

•        приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в мероприятиях, проводимых в рамках национальных праздников, неделей бурятского языка.

4. Предметные результаты в эстетической сфере

Ученик научится:

•        владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;

•        осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

5. Предметные результаты в трудовой сфере

Ученик научится:

•        следовать намеченному плану в своем учебном труде.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2021/2022 учебный год

Учебный   предмет:  бурятский язык

Класс:  2  учитель:   Очирова Т.И.

Темы уроков

Кол-во

часов

Бурятский язык: прошлое и настоящее( 5 ч.)

1

Приветствие. Краткие гласные

1

2

Бурятский звук «Y»

1

3

Долгие гласные аа-оо-ии-ээ-уу-уу-ы

1

4

Гласный «ӨӨ»

1

5

Дифтонги

1

Язык в действии(5 ч.)

6

Закон гармонии гласных

1

7

Согласные звуки.

1

8

Буква Г,г

1

9

Звук Һ,h

1

10

Звуки (н,б,г)

1

Секреты речи и текста (4 ч. )

11

Йотированные гласные

1

12

Знакомство с героями волшебной школы

1

13

Мое имя.Мой друг

1

14

Кто каков. Моя семья

1

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2021/2022 учебный год

Учебный предмет:   бурятский язык

Класс: 3

Учитель:   Очирова Т.И.

Количество часов по программе:    1ч      (в неделю)

Темы уроков

Кол-во

часов

1

 Буква «А» начало знаний. Слово. Предложение.

1

2

Буква. Слово. Предложение.

3

Сложение.

1

4

Изучаем разные языки.

1

5

Вычитание.

1

6

Говорим на бурятском.

1

7

Геометрические фигуры.

1

8

Мой любимый предмет.

1

9

Маша врач.

1

10

Мы сегодня будем рисовать.

1

11

Маша фотограф.

1

12

Потанцуем с Машей. У тебя есть мяч.

1

13

В гостях у Мишки. Моя комната.

1

14

Кухня .

1

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2021/2022 учебный год

Учебный предмет:   бурятский язык . Класс: 4

Учитель:   Очирова Т.И.

Количество часов по программе:    1ч      (в неделю)

Темы уроков

Кол-во

часов

1 раздел «Моя семья» (3 часа)

1

Знакомство. Мой класс

1

2

Моя семья.

1

3

У Арюны большая семья

1

2 раздел «Счёт» ( 4 часа)

4

Счёт от 1 до 20

1

5

Мы заняли первое место

1

6

Тебе сколько лет

1

7

Кто самый….

1

3 раздел «Профессии» (4 часа)

8

Моя родословная.

1

9

Профессии

1

10

Кем ты станешь

1

11

Моя мама работает в школе.

1

4 раздел «Мой друг» (6 часов)

12

Мой друг. Виды спорта.

1

13

Кто твой любимый певец

1

14

Разноцветный мир. Одежда.

1

Список основной литературы для учащихся

  1. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева, «Амармэндэ-э!», 1-й год обучения,Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2014г.

Ажалайдэбтэр /рабочая тетрадь/.

2.«Амар мэндэ-э!»(второй год обучения)Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.ЦырендоржиеваИздательство«Бэлиг»Улан-Удэ 2015г.Ажалайдэбтэр/ Рабочая тетрадь/ «Амармэндэ-э!» 3.«Амармэндэ-э!» (третьий год обучения) Г-Х.Ц.Гунжитова,С.А.Дашиева, Б.Д.Цырендоржиева Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013г.Ажалайдэбтэр/ Рабочая тетрадь/ «Амармэндэ-э!»  .Аудиоприложения. Издательство «Бэлиг» Улан-Удэ 2013 г. «Амармэндэ-э!» .

Список дополнительной литературы для учащихся

  1. Гомбоев Б.Б. «Буряадхэлээр 100 наадан», Улан-Удэ, «Буряад номой хэблэл», 1989.
  2. Гомбоев Б.Б. «Һонирхолтойнааданууд», Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 1995.
  3. СодномовС.Ц. Цыденова Ц.Д., Цыдыпова Ц.Б. «Түрэлхихэлэн 2», Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2005.
  4. Бабушкин С.М. Русско-бурятский, бурятско-русский словарь.- Улан-Удэ,2000.
  5. Раднаев Э.Р. «Буряадхэлэнэйорфографическасловарь»,Улан-Удэ, «Буряад номой хэблэл», 1991.

Литература, использованная при подготовке программы

  • С.Ц. Содномов, Р.С. Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. СодномоваПрограмма по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2010
  • Э.П. Нанзатова Методические рекомендации  к учебнику «Эрдэни», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2005.

Цифровые информационные ресурсы

  • Электронный учебник по бурятскому языку.
  • Электронный бурятско-русский, русско-бурятский словарь.
  • Аудиозаписи фонетических упражнений, диалогов, упражнений для аудирования.
  • Аудиозаписи песен на бурятском языке.
  • Фонограммы песен на бурятском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по бурятскому языку разработана в соответствии ФГОС. В программе прописаны требования к предметным и метапредметным компетенциям....

Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса

Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего о...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе

Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе как государственному составлена с учетом требований ФГОС....