Раздел: «Ненэцие вади''нямна» Тема урока: «"Ненэй ненэцие’’ переня’’»
план-конспект урока (8 класс)

Тусида Меретя Григорьевна

Деятельностная цель: формирование умения различать понятия "языковая семья”, Уральская языковая семья", «самодийская группа языков, финно- угорская группа языков»,
Содержательная цель:  находить сходства в языках самодийской группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Раздел: «Ненэцие вади''нямна»

Тема урока:

«"Ненэй ненэцие’’  переня’’»

Класс: 8а

Уровень: базовый

Тусида Меретя Григорьевна

учитель родного (ненецкого) языка и литературы

С. Сеяха

2020 год.

Тип урока: «открытия» новых знаний
Цели урока:

Деятельностная цель: формирование умения различать понятия "языковая семья”, Уральская языковая семья", «самодийская группа языков, финно- угорская группа языков»,
Содержательная цель: 
 находить сходства в языках самодийской группы.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  1. понимание ненецкого языка как одного из важных составляющих для самоопределения ненецкого народа
  2. осознание роли ненецкого  языка в самодийской языковой группе
  3. уважительное отношение к родному языку, гордость за него

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать
  2. работать по плану, сверяя свои действия с целью
  3. владеть приемами обобщения, анализа, классификации

Познавательные УУД:

  1. делать выводы и заключения по итогам совместной работы класса и учителя
  2. находить ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные УУД:

  1. выразительно читать и пересказывать текст
  2. правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения
  3. умение слушать точку зрения другого

Межпредметные и внутрипредметные связи: ненецкая литература, история Ямала, Культура народов Ямала

Оборудование: презентация, схема «Языковое древо»

- «Практикум по лексике ненецкого языка. Часть 1. М.Я Бармич, Е.М. Талеева,

 - учебное пособие «Ненэця’вада. М.Я. Бармич, Л.А. Вуквутагина, Е.Ю Писчикова, 2019, «Просвещение», С.-Петербург.

Ненецко – русский словарь. Н.М. Терещенко, 2015, «Просвещение», С.-Петербург

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

(1-2 минуты)

Ңани торова.

 Тюку яля маня’’ тамна тяха’ ненэця’ вада’  нямна таслкуртава’’.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Актуализация знаний

(4-5 минут)

-Теда’ доскан’ сылыда’’. Урокана’’ тема хурка?

Ханзер’’ вадам’ «переня» хамедамбира’’?

Ңамгэ тарем’ вадеяна’’? Родственник, свойственник ңамгэ  тикан’ тасламбина’’?

Невхэна ненэй ненэця’ нани тэнз’ ненэцие нямна ңопой переня’’ ңэвы’’.

Читают текст на слайде. Тема урока «Ненэй ненэцие’’ переня’’».

Ответы уч-ся. Размышляют, над значением слова переня.

Работа со словарем. Переня’’.

Подбирают слова – синонимы.

Нобкад пере- связаны вместе, единое целое.

Невхэна ненжця’’ ңопоцй паңгдо’ нэвы.

Переводят на русский язык. Переня- родственник жены или мужа, свойственник, свой.

Постановка учебной задачи
(4-5 минут)

Слайд 2. Картинкан’ сылыда’’? Хибям’ маниеда’’? Тикы ненэцие тэнз’ толэйда’’. Маня’’ ханзер’’ нюмдебина’’?

Тикына ненэй ненэцие’’ переня’’.

Урокана’’ темада «Ненэй ненэцие’’ переня’’.

Отвечают на вопрос:
Картинкахана  мандо, тавыс, ненэй ренэця, тасу хаби падтавы.

Записывают тему урока в тетради.

«Открытие»
нового (построение проекта, выхода из затруднения) знания.

(7-8 минут)

Нерцюй ненэця тикы маня’’ перенина’’. ‘Ханзерка няхатана’’ перева’’?

 

Слайд 3. Толара’’, ембдярона’’ хавна нани намгэва’’ нобтолас’’?

Слайд 4.  Тюку пя нюмда «языковое древо».

Тикы пя паңгханаднда намгэ’’ пады’’?

Слайд 5. Пя сян’ ңарка таркада’’?

Слайд 6. Самодийский группан’ хурка то’’олха ненэця вада' тэнз падвы  ?

Слайд 7. Самодийский группа тамна сян  тэнзда’’ нэвы’’?

Ира’’ ядэрңая’’. Намгэ камасинский, маторский, койбальский язык’ ед’ вымерший вадам’ мэ’’на’’? Ңамгэ тикы вада я’ ниня юху?

Историям’ тензебтеда’’. Ңамгэ я’ниня вада’’ юхурна’’?

Ненэця вадава’’ ңобтикы тарем’ ехо пирңада.

Отвечают на вопрос. Что общего между изображением людей на картинке?

Ембдяр- одежда, пива- обувь, мирв-  орудия труда.

Читают определение на слайде 3. Самодийская языковая группа входит в состав Уральско-юкагирской языковой семьи. Самодийцы – общее название энцев, нганасан, селькупов, говорящих на языках самодийской  группы, образующих вместе с языками финно- угорской группы уральскую языковую семью 

Читают на стволе древа- уральская языковая семья. Слайд4.

Сидя таркада- две ветви: самодийская ветвь, финно – угорская ветвь.

Самодийская группа: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский.

Слайд 7. Читают, что самодийская группа делится на северную и южную группу. Ненецкий язык относится к северной группе.

Отвечают на вопрос. Эти языки называют вымершими, потому что на нем никто не говорит. Почему это произошло?

-Люди перестали говорить на родном языке.

- Были ассимилированы соседями.

Делают вывод, если не беречь ненецкий язык, перестать говорить на нем, он тоже может исчезнуть.

Первичное

закрепление

(4-5 минут)

Физминутка

Теда’ тетрадьханата языковой древом' падтада  . Паңгда, тарцида падыда  .

Нерцюй вадемэхэ’’тана ңамгэм’ тенеда’’?  Ваде’’яда’’.

Обучающиеся делают схематичное изображение «Языкового древа» в своей тетради.

Один из учеников проговаривает суть схемы вслух, остальные внимательно слушают, помогают.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут)

Стр 18. Упражнение 32. Текст толара’’. Намгэ’ нямна падвы? Ваде’’нара’’.  

Тикы текстахад ненэй неэцие’’ переня’’ нюбе падада’’.

Ненэй ненэця’’-

Тавыс’’-

Мандо’’, енся’ хаби’-

Тасу’ хаби’’-

Тольта’’ ниня «Практикум по лексике ненецкого языка» таня, тикахана стр 6 нэда’’. Нерцюй падвы вадида луца’ вадахана ханзер’’ нюмдебада’’.

Один ученик читает текст упражнения. Класс внимательно слушает.

Один ученик работает у доски, остальные ребята пишут в тетради.

Работа по «Практикуму лексики ненецкого языка» стр 6. Соотносят названия национальностей на ненецком и русском языке.

 Ненэй ненэця’’- ненцы

Тавыс’’- нганасаны

Мандо’’, енся’ хаби’’-  энцы

Тасу’ хаби’’-  селькупы

Включение нового знания в систему знания и повторение.

(7-8 минут)

Стр 19 упражнение 34. Вади толэйда’’. Намгэ вада то’’олха’’? Тикы толырма’’.

Ңамгэ си’’ив ңэсонд’ маня’’ вадаханана’’ хэтырто’ ңобтолас’’?

Упражнение 35 сертада. Тикы вада’’ хурка части речи’’? Ңамгэдо’ ңобтолас’’ ңэвы’’?

Работа по ««Практикуму по лексике ненецкого языка». Стр 11. Задание. 4. Неэй нецие’’ перня’’ тэнз’’ нюбе падада’’.

Задание 6. Таблицахана серота сер’’ тарана вади падада’’. Тикы ненэцие тэнз’’.

Тарана вада.  Ңысма’’, хаби’’, нанохан’’, сыя’ хаби’’, ненэця’’, мандо’’, тавыс’’, пяк’’, тасу’ хаби’’.

Сравнивают названия чисел о 1 до 7 на ненецком языке. Нганасанском селькупском и энецком языке.  Приходят к выводу, что слова – числа, они частично похожи в написании, в произношении.

Отвечают на вопрос, почему именно до числа 7 насчет одинаковый. Что это число встречается в старинных сказках, в мифах, легендах.

Выполняют упражнение 35. Сравнивают личные местоимения.  Местоимения частично похожи не только по внешней форме, но  также имеют 3 лица; первое, второе, третье,3 числа: единственное, двойственное, множественное.

 Задание4. Записывают в тетрадь, которые являются ближайшими соседям ненцев

Задание 5.  Читают текст. Называют значение выделенных слов.

Задание 6. Заполнить таблицу.

Самодийская группа языков

Финно – угорская группа языков.

Рефлексия деятельности.

(2-3- минуты)

Партанда' ниня листок таня. Тикы листокхана падвы предложения малейда''?

Хэтара'' ханзер'' урокахананда манзарасада''?

Падара'' хурка оценкан' манзарасада'', намгэ тарем' тасламбира''?

Мякнанда стр 20, упражнение 37 сертаида. Л.Лапцуй падвы стих луцачадахад неэця вадан падъира.

Урокава'' малей''. Лакамбой.

Заполняют листок, ставят оценку, озвучивают почему именно этой оценки заслуживают.

Записывают домашнее задание. Перевод на ненtцкий язык стихотворения Л.Лапцуя»Язык ненцев»


Интернет- ресурсы:

 https://yandex.ru/images/search

https://studfile.net/preview/4582735/page:7/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

Открытый урок Раздел "Вязание крючком" Тема урока Вязание воздушной петли"

На уроке учащиеся учатся подбирать крючок и нитки, делать начальную петлю, вязать воздушную петлю, цепочку из воздушных петель. Учатся правильно посчитать количество воздушных петель....

Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».

Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....

1 урок в разделе «Древнерусская литература»( фрагмент урока). 6 класс.

Работа с текстом статьи учебника.  Работа в парах, тройках.Работа в группе способствует формированию УУД   а) коммуникативных, б) познавательных,  в) регулятивных .Обучающиеся учатсяа)-...

Конспект урока по физической культуре в 8 классе Раздел программы: баскетбол Тема урока: комбинации из освоенных элементов техники

Цель урока: повторить навыки владения элементами техники баскетболаЗадачи урока: Обучение технике овладения мячом;развитие ловкости, прыгучести, быстроты;воспитание трудолюбия, чувства товарищества....

«Особенности подготовки к сдаче норм ГТО на уроках физкультуры через изучение раздела «Баскетбол» и проведение урока по теме «Обучение технике передач двумя руками от груди на месте и в движении»

В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, а доля отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам увеличи...

Раздел: «Ненэцие вади\'\'нямна» Тема урока: «Акимам’нюбета хибяри»

образовательная: проанализировать рассказ В.Н Ледкова «Акимам' нюбета хибяри»,  определить художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею произведения;раз...