Комплексный подход к изучению русского языка.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Крупенко Евгения Владимировна

Материал можно использовать для учащихся среднего сзвена при систематизации материала. в ходе работы предлагается комплексный подход к изучению русского языка. на каждом этапе ребята смогут применить все знания, которые были получены в ходе изучения разделов языка6 фонетика, морфемика, слообразование, морфология, лексикология, синтаксис.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.58 КБ
Файл для открытого урока1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Курганской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский техникум сервиса и технологий»

Комплексный анализ текста на тему «Берегите воду!»

Русский язык

Крупенко Е.В.

Преподаватель русского языка

и литературы

(первая квалификационная категория)

Тема:        Комплексный анализ текста

Цели как деятельность учеников

1. Познавательные:  

 -осуществлять учебную познавательную рефлексию;

 - извлекать информацию из текста;

- давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения;

- владеть различными видами чтения (изучающее, детальное).

2. Коммуникативные:

- создавать  тексты заданного стиля и жанра;

- свободно   излагать  свои  мысли,  соблюдая нормы построения текста;

- точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме;

- участвовать в речевом общении.

3. Регулятивные:

- соотносить цель и результаты своей деятельности;

- высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему урока.

4. Личностные результаты:

-проявлять интерес к русскому языку на основе анализа текста;

- выявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Введение в тему урока. Целеполагание.

Создание образовательной проблемы.

- Посмотрите внимательно на доску, подумайте, что объединяет все эти изображения. (вода)

Тема нашего сегодняшнего занятия «ВОДА», но не как химический или физический элемент, а как элемент русского языка.  

Сегодня на уроке мы будем работать с маршрутным листом. Давайте посмотрим на каких уровнях мы рассмотрим слово – ВОДА.

На фонетическом, на морфемном (словообразовательном), лексическом, морфологическом, синтаксическом. Итак, давайте сделаем первое задание – это фонетический разбор слова.  Проверка.

Теперь давайте вспомним, совсем недавно мы изучали, как составлять словообразовательные гнезда. Давайте теперь составим словообразовательное гнездо с производящей основой – ВОДА. Проверка.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

Регулятивные УУД

1.Умение выделять причинно-следственные связи.

2. Умение  делать разборы и анализировать поставленную задачу и решать ее.

3. Создание образовательной напряженности (постановки проблемы)

- А вы знаете о происхождении слова – ВОДА? (Нет)

 - А давайте узнаем откуда слово – ВОДА  появилось в нашем языке. (происхождение слова вода)

- приведите примеры слов с корнем «гидро»

- А вспомните, какой еще корень со значением вода мы часто употребляем в нашей речи. Для этого необходимо посмотреть на слова6 аквамарин, акваланг, аквариум, акварель. Посмотрите происхождение и значение в словаре. Какой вывод мы можем сделать? Составьте предложения, чтобы в каждом предложении было уместно употреблено каждое из этих слов.

А давайте вспомним фразеологизмы, которые в своем составе имеют слово вода. Что они значат, а откуда они взялись в нашей речи? Посмотрите их значение и происхождение в словаре. Примените их уместно в своей речи.

- а теперь давайте сделаем следующий разбор и это морфологический. Слова – ВОДА, является какой частью речи (существительное) сделаем разбор слова, как части речи – существительное.

- мы видим, что слово ВОДА неодушевленное, а есть ли душа у воды?

Да, души у ВОДЫ нет, но она оживляет все е чему прикасается.

Регулятивные УУД

1.Умение выделять причинно-следственные связи.

2. Умение  анализировать поставленную задачу и решать ее.

3. Работать со словарями

4 Развитие учебно-языковых и речевых умений.

 Создание собственного продукта

Теперь синтаксический уровень. Ваша задача вставить слово ВОДА в текст, верно подобрав форму слова.

- Озаглавьте текст. Докажите, что перед вами текст (Предложения связаны по смыслу и грамматически. Для текста характерно тематическое, смысловое единство, можно выделить основную мысль, тему. Он логически завершён).

- Сформулируйте тему текста?

- Сколько микротем? Какие?

- Какую проблему поднимает автор?

- Совпадает данная проблема с проблемой, поставленной нами на уроке? Почему?

- Какие пути решения проблемы предлагает автор текста?

- Согласны ли вы с автором или нет? Почему?

-  Этот текст обладает и стилевым единством.

-  К какому стилю отнесем этот текст? (К публицистическому.  Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение)

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис). Задача речи:

- воздействовать на массовое сознание

- призывать к действию

- сообщать информацию).

- Какова цель статьи? (Цель статьи – информировать, передать общественно-значимую информацию и тем самым воздействовать на читателя). Делаем записи.

- В чём нас хочет убедить автор? (Необходимо экономить воду, бережно относиться к воде)

- Теперь вспомним типы текста и их признаки.

Ответы учащихся. (Повествование, описание, рассуждение).

-  Учитывая, особенности типов, как бы вы определили тип данного текста? Докажите. (Повествование. Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях. В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам). Делаем запись.

Вывод. Языковые особенности текста.

- Мы выполнили анализ слова ВОДА с точки зрения фонетики, лексики, морфемики, морфологии. Какой можно сделать вывод

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами чтения (изучающее, детальное).

Коммуникативные УУД

1. Свободно, точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме.

2.  Участвовать в речевом общении.

Личностные результаты

1. Проявлять интерес к русскому письму на основе анализа текстов с нравственно-этическим содержанием, производить оценку поступков. 2. Выявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

  1. Умение сравнивать, анализировать, систематизировать.

Личностные результаты

  1. 1.Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской и др.)

5. Возвращение к проблеме. Пути её решения.

- Вернёмся к проблеме, поставленной автором. Вспомним, как автор данного текста предлагаем её решать?

- Какие пути решения проблемы предлагаете вы, чтобы сократить потери воды?  (Не оставлять кран открытыми, следить за исправностью крана, регулировать силу струи воды, мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства, выключать воду, пока чистим зубы, уменьшать напор, когда моем посуду, мыть посуду в чашке, в душе чаще отключать кран, пока намыливаемся).

Регулятивные УУД

1.Умение выделять причинно-следственные связи.

2. Умение сравнивать, анализировать, систематизировать.

6 Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Учитель предлагает продолжить предложения:

сегодня я узнал…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

 мне захотелось…

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3.Умение грамотно  осознать свои достижения и ошибки, их причины.

8.Межпредметная связь

- где бы мы могли разместить получившиеся тексты?

9. Домашнее задание.

Написать статью на тему «Берегите воду!»

_______________________

      (1)Большинство людей  не ощущают дефицита чистой питьевой ______1. (2)Подходя  несколько раз в день к водопроводному крану,  мы не задумываемся над тем, как эта _______1 туда попала, и не боимся отравиться текущей из крана жидкостью. (3)Поэтому и не осознаем всю важность  каждой капли  _____1 для жизни.(4) Около одного миллиарда человек не могут похвастаться доступностью  чистой питьевой ______1. (5) Четыреста семьдесят миллионов человек  проживают в районах,  где остро стоит проблема дефицита ________1. (6) Люди экономят каждую её каплю.(7) По прогнозам специалистов их количество к 2025 году увеличится до трех миллиардов, иначе говоря, в шесть раз!

      (8) Многие  живут в странах и районах, где отсутствует достаточное количество очистных сооружений и дренажных систем. (9) Население, живущее в трущобах, вынуждено платить за литр ___________1 внушительную сумму. (10) Этим людям и не снилась прозрачная _______1, запросто текущая из крана.

     (11) В нашей стране  необходимо изменить подход к вопросу водопользования со стороны общества. (12)Бережное, рачительное отношение к каждой капле ________1 должно стать правилом хорошего тона, особенно среди подрастающего поколения, которое станет жить в  стране с чистым небом, землей и ________1.

     (13)Берегите ______1! (14)Её нельзя заменить  никакими сокровищами мира.

___________________

_____1 — основа жизни на земле, без нее не могут жить ни растения, ни животные, ни люди. Только _______1 может существовать в трех состояниях, что и позволяет ей поддерживать жизнь на земле: в жидком — течь по земле, давая жизнь растениям, рыбам, животным человеку; в газообразном — и быть легче воздуха, чтобы, поднявшись в небо, пролиться дождем туда, где нет рек и озер; в твердом — и быть легче воды, чтобы не провалиться на дно водоемов и не погубить в них жизнь.

«________1! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» - эти слова написал французский писатель и лётчик Антуан  де  Сент – Экзюпери  после того, как его самолёт разбился в пустыне и он несколько дней провёл под палящим солнцем.

Почему же так велико значение _____1? Почему мы так зависим от нее?

Как утверждает большинство ученых - сама жизнь зародилась в _____1, она входит в состав живых организмов. Из четырёх природных  стихий  ______1_ - основа жизни. Все живое  на земле  большей частью состоит из _____1, так человек, например - на 86% . Потребность в _______1 стоит на втором месте после кислорода. Без _____1 человек может прожить недолго – пять-семь суток.

Поэтому очень важно бережно относиться к ______1! Берегите _____________1!

____________________

_______1 за ее свойства и качества можно охарактеризовать как естественный целитель. Многие ритуалы народов России были связаны с _____1. В чистый четверг, например, дети  должны  очистить ручейки от листочков, в засуху - покликать дождь, а при затяжных дождях - попросить ведро. А сколько праздников связано с ______1! День Ивана Купалы, Крещение – считалось, этим  все люди очищают тело и душу.

Много  картин, стихов, песен написано о ней!  Красивейшая природа Кавказа, могучие реки, прекрасные водоёмы  не раз воодушевляла деятелей искусств на создание замечательных произведений.

Испокон веков люди, осваивая  степные просторы, селились по берегам рек и вблизи водоёмов, ведь ______1 – это жизнь.  Реки для населения были источником питьевой ______, местом  обитания рыбы, водоплавающей дичи, а, следовательно, источником существования.  

 К сожалению, очень часто русла рек с годами заполняются мусором и бытовыми отходами, жители стали использовать их в качестве бесплатной свалки, особенно в черте городов. Большинство из нас не осознаёт всей опасности таких действий. Каждый должен понять, что ______1 - это неотъемлемый атрибут жизни, без которого просто невозможно нормально существовать.

Без ______1 мы не сможем существовать! Берегите ________1!

Так как _______1 является главным источником жизни, ее постоянно нужно добывать. Многие скажут, что это легко, ведь _______1 кругом. Она в реке, в море, океане. Что тут сложного? На самом деле это большой труд. ______1нужно перевезти, очистить, специальными насосами откачать и пустить по трубам в дом. Существуют специальные котельные, в которых _______1 нагревается. Благодаря этому в дома поступает горячая ______1, которая отапливает помещение и делает его теплым. Другими словами, _______1– это не только жидкость для питья, но и комфорт, благодаря этому все живут в тепле, чистоте и порядке.

Легкомысленное, необдуманное отношение к природе ведет к загрязнению, заилению, уменьшение пропускной способности русла рек и затоплению прилегающих территорий. Как следствие  нарушается весь природный  комплекс. Ведь из этих рек пьют животные, по их берегам селятся водоплавающие птицы. Из грязных, замусоренных  водоёмов они пить не могут, и им приходится искать новые места обитания. В итоге весь природный комплекс разрушается: исчезают некоторые разновидности птиц, рыб, животных и растений. Со временем мелеют  и исчезают сами реки.

Это неприятно и эстетически, когда  прежние красоты превращаются в свалку, унылое,  безжизненное  пространство - пустыню.

_____1-это благо природы! Давайте будем охранять _______1!

____________________________________

В настоящее время 70% территории нашей планеты покрыты ________1. При этом пить можно только 1% этой ________1. С каждым годом проблем доступа к качественным водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к _______1. 21 спор привел к военным действиям. При этом 1 млрд. людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной ______1. По статистике ООН, 25 000 человек ежедневно умирают от болезней, прямо связанных с загрязненной ______1. Эта печальная тенденция, по прогнозам экологов, в будущем будет стремительно усиливаться.  Реки и озера высыхают. И мировые запасы пресной ________1неуклонно уменьшаются.

Чтобы напомнить человечеству о важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества, по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, установлен День водных ресурсов, который отмечается во всем мире.

Цель каждого из нас - постараться приложить все усилия к сохранению и улучшению качества водных ресурсов своей местности.

Природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животным растительности и водным ресурсам могут быть катастрофическими.

______1- это священная влага, которую мы обязаны сохранить для будущих поколений!

Маршрутный лист

  1. Фонетический уровень
  2.  Морфемный (словообразовательный) уровень
  3. Лексический уровень
  4. Морфологический уровень
  5. Синтаксический уровень

  1. Задание сделайте фонетический разбор слова

_______1

  1.  Составьте словообразовательное гнездо с производящей основой _______1
  2.  Соотнесите слова (найдите их лексическое значение)

Аквамарин-

Акваланг-

Акварель-

Аквариум –

  1.  Запишите пример одного фразеологизма (его значение и происхождение)

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте морфологический разбор слова _____1.
  2.  Вставьте слово __________1(где нужно подберите форму слова по смыслу) в текст. Озаглавьте текст. Докажите, что у вас получился тек


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вода

Слайд 3

Маршрутный лист Фонетический уровень Морфемный (словообразовательный) уровень Лексический уровень Морфологический уровень Синтаксический уровень

Слайд 4

Вода [ вада ] – 2 слога [ в ] – согласный. Твердый, звонкий, парный [ а ] - гласный, безударный [ д ] - согласный, твердый, звонкий, парный [ а ] - гласный, ударный ___________ 4буквы, 4 звука

Слайд 5

водичка водяной Вода водопровод водица

Слайд 6

Этимология слова ВОДА – происходит от сочетания двух древних корней * ap - /ап/ «веять, орошать (дождем)» и * wed - / уед / «увлажнять, становиться влажным». От этого же корнесловного сочетания произошли русские слова ведро, выдра. Древнегреческие слова ὕδωρ / удор /- ὕδ ατος /удатос/ «вода» явно восходят к корню *wed-, а фригийское βέδυ /беду/ «орошать дождем» - к корню*ap-. К корню * wed - восходит латинское hydr - ( hydro -) / гидро / и все его производные

Слайд 9

Вода (что?) - существительное Н.ф . вода П.п . неодушевленное, нарицательное, 1 склонение, женский род Н.п . Именительный падеж, единственное число В предложении является подлежащим

Слайд 10

Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся. Давайте наши души сохраним, Тогда и на Земле мы сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе

В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся.  Предлагаемый подход к...

Культурологический подход в изучении русского языка и литературы

Это интегрированный цикл уроков, который можно проводить в рамках 8-11 класов....

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса в условиях ФГОС

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативным...

Компетентностный подход в изучении русского языка в основной школе

Воспитание комтентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе...

Комплексный подход в изучении иностранного языка.

при изучении иностранного языка важен комплексный подход. Освоение лексических единиц и грамматического строя языка долно идти параллельно, также как осуществляться развития навков аудирования и говор...