Из истории русской письменности 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

Из истории русской письменности 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no3_iz_istorii_russkoy_pismennosti.docx420.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №:3

Тема: Из истории русской письменности.

Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.

Задачи: предоставить информацию об истории создания славянской письменности, вспомнить просветительскую деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

этапы

Ход урока

Проверка дз

 Стр 14 №11

Работа с темой урока:

Сегодня мы продолжаем работать с историей письменности.. Открываем тетради, записываем число, сегодня у нас шестнадцатое сентября, классная работа и тема урока «история письменности»

Историю русского языка можно условно различить два периода: доисторический или дописьменный (до XI века) и исторический (с XI века и до наших дней). ЗАПИСАТЬ! Лакуну между дописьменным и историческим периодами развития языка принято считать XI век, потому что именно к этому времени относятся первые памятники восточнославянской письменности.

Этапы

Развития

Письменн

1.«предметное

Письмо»

Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо. (На слайде -табличка «Предметное письмо».)

 У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку

Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

- А вы сможете разгадать смысл этого послания?

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Вывод: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.

- Как ученые называют такой способ передачи информации? (Предметным письмом)

- Когда-то с него и началась история письменности. Как вы думаете, удобен ли был такой способ письма? Почему? (Понять письмо можно было по-разному.)

Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

(слайд)- Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.

- Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему. Где можно еще встретить такое цветовое письмо? (Сигналы на корабле, светофор, маяк…)

- Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). Вот как выглядело такое узелковое письмо.

Почему возникла необходимость появления письменности? (Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.)

- Какой недостаток был у первобытных типов письма?

Вывод: Такие письма было очень трудно понять. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.

2.

«Пиктография»-

«рисуночное письмо»

Что такое пиктография? К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки.

Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Сцена охоты.)

- Почему на своих первых рисунках люди рисовали животных?

- Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры. И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.

Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.- Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.Как вы уже поняли, пиктография - не очень удобный способ передачи письменной информации. Именно поэтому человек стал задумываться о создании азбуки

3. азбука

- А знаете ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий)

-Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси

-В Древней Руси было малое количество грамотных людей, среди них: священники и монахи. Со временем у людей появилась необходимость в записи исторических событий. Они стали вести летописи. Каждая летописьотдалялась от предыдущей красной строкой. Люди, которые писали или переписывали книги, назывались писцами. Писцы вносили в летопись события, которые могли подтвердиться очевидцами. Что записывали в летописях? Записывали происходившие события по годам. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.

Итоги:

Назовитие этапы развития письменности и в чем оно заключалось + пример

  1. Предметное письмо
  2. «Пиктография»-«рисуночное письмо»
  3. Азбука

дз

2 человека -доклад:

1. Клинопись.

2. Священные знаки – иероглифы.

Остальным-читать параграф №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам истории русской письменности

Учебное занятие к элективному курсу "По страницам истории русской письменности"...

Классный час "История русской письменности"

Не секрет, что дети сейчас мало читают, поэтому кругозор у них зачастую ограничен. Я стараюсь посредством классных часов и внеклассных мероприятий по предмету показать, что и в нашей литературе, языке...

Викторина "Своя игра" по теме лекции: Православная культура. История русской письменности.

Презетация представлена в форме интерактивной игры по материалам лекции "Православная культура. История русской письменности."...

История русской письменности

1. Воспитывать чувство гордости за прошлое нашей Родины, толерантность;2. Развивать интерес к истории своего народа;3. Знакомить с историей возникновения письменности до наших дней, показать великую р...

Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"

Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим  в 8 классе,  и призвана сопровождать урок по...

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...