По страницам истории русской письменности
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Учебное занятие к элективному курсу "По страницам истории русской письменности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stranicam_istorii_russkoy_pismennostiword_2.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие «Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества)  

Тема: Родной язык в «реке времени»

Цель:

обобщить знания учащихся по теме «История славянских азбук. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия»;

рассмотреть функциональную роль одного сюжета в произведениях разных жанров и временных пластов;

развивать компетенции учащихся (коммуникативную, информационную, лингвистическую) при подготовке группового проекта.

Предварительная подготовка:

Подобрать материал для устного  журнала по темам:

«История славянских азбук»;

«Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия»;

Фразеологические обороты, связанные со славянской азбукой.

       2. Подобрать высказывания русских лингвистов и  писателей об истории русского языка и славянской письменности;

 3. Прочитать и сопоставить  тексты летописного свода «Повесть временных лет», баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», песни В.С.Высоцкого «Как ныне сбирается вещий Олег».

 4 . Подобрать лингвистические загадки по истории славянской письменности;

 5. Написать сочинения-эссе «Велика бывает помощь от учения книжного…»

Ход занятия

Организационный этап.

Первая страница - информационная

Учащиеся разбиваются на группы: редакторы, рецензенты, корректоры, художники-оформители. По ходу занятия весь подготовленный материал  редактируется, корректируется и оформляется в  журнал в соответствии с темой.  

Слово учителя

      Это занятие носит обобщающий характер. Мы должны ответить на вопрос: так ли уж важно при изучении русского языка обращать внимание на его историю? На историю письменности, которой мы пользуемся? Какую практическую пользу дают знания по исторической грамматике?

        Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.

       Изучение древнерусского языка необходимо для чтения и понимания памятников письменности на этом языке. Не менее важно изучение древнерусского языка для того, чтобы на основе разделения его на три разных языка понять тенденции дальнейшего развития каждого из них и в соответствии с этими тенденциями искать и формулировать целесообразные правила литературного произношения, орфографии и пунктуации..

В развитии языка отражается развитие мышления человека, поэтому изучение языка помогает понять, как менялось мировоззрение людей в те времена, от которых не осталось прямых письменных свидетельств.

Учащиеся представляют подобранные высказывания, пословицы и поговорки об истории языка.

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»;

«Велика бывает польза от учения книжного, книгами наставляемы и поучаемы, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание…» (Из «Похвалы Ярославу Мудрому»)

«Без всякой другой науки человеку ещё можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности» (И.И.Срезневский);

«Язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (К.Д.Ушинский);

«Язык создал цивилизацию землян» (В.К.Журавлев);

Презентация материала по подготовленным темам:

«История славянских азбук»;

«Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия»;

Фразеологические обороты, связанные со славянской азбукой.

Предварительные выводы-обобщения фиксируются в лингвистическом бюллетене:

Славянская письменность возникла в IX веке (988г. – крещение Руси) в связи с принятием христианства на Руси;

Создатели славянских азбук Кирилл и Мефодий родом из Солуни, причислены церковью к лику святых;

Первой славянской азбукой была глаголица, созданная на основе византийского     скорописного письма;

Кириллица отличается от глаголицы тем, что более приспособлена к  славянской артикуляции, менее вычурна, писана полууставом;

Буквы в кириллице следуют в определенном порядке, составляя послание ее изучающим;

Кириллица была изменена в связи с языковыми реформами: Петр Первый в 1708 г. устранил юсы, кси, пси, ук, титлы; орфографическая комиссия 1917 г исключила буквы фита, ер, ижица, признала употребление Ё;

Кириллица состояла 43 букв, из них 12 дуплетные; современный алфавит включает  33 буквы;

На основании кириллицы построены системы письма болгарского, македонского, сербохорватского;

   2. Вторая страница – «словарная»

 Подобрать пословицы и поговорки, включающие буквы древнеславянской азбуки, используя различные информационные ресурсы:

Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2 томах;

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах;

Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты.

1)         Аз, да всему горазд.

2)         Писать азы (т.е. буквы).

3)         Аз не без глаз, про себя вижу.

4)         Аз пью квас.

5)         Прописным азом ноги растопырил.

6)         Аз да увяз, да не выдрахся.

7)         Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).

8)         Сперва аз да буки, а там и науки.

9)         Начать с азов.

10)      За аз да буки, так и указку в руки.

11)      Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.

12)      Аз да буки не избавят от муки.

13)      Аз да буки – и все науки.

14)      Не суйтесь, буки, поперёк аза.

15)      Это ещё буки.

16)      Когда-то ещё буки будут.

17)      Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.

18)      Буки боднут, веди обманут.

19)      Что ни бай, а писать веди надо.

20)      Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.

21)      Аз-алашки, буки-букашки (барашки), глаголь-голяшки (долгая песнь о трудном чтении).

22)      Он на глагол лезет.

23)      Не миновать ему глаголя.

24)      Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой).

25)      Домишка расползся врозь, как живёте.

26)      Иже да како не солгут никако.

27)      Како, он – конь, буки, ерык – бык, глаголь, аз – глаз.

28)      Кабы не буки – еры, да не люди – аз, ла далёко бы увезла.

29)      Все люди, как люди, а мы, как мыслете.

30)      Писать мыслете, метать петли, закидывать крюки (быть пьяну).

31)      Брюшко оником, ножки хером.

32)      Ротик оником, губки жемочком.

33)      Сам оником, ручки фертом.

34)      Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.

35)      Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).

36)      Твердо, он – да и то подперто (заперто).

37)      Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).

38)      Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.

39)      Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).

40)      У него ноги хером.

41)      Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.

42)      Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал.

43)      Сделать на ять.

44)      У нея ротик фитою.

45)      От фиты подвело животы.

46)      Фита – школьный грамотей, дошлый писака.

47)      Фита не славна, а вещь она славна.

48)      Фита, ижица к розге ближится.

49)      Кси, пси с фитою пахнули сытою.

50)      Не суйся, ижица поперёк аза.

51)      Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.

52)      От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.

53)      От аза до ижицы.

54)      Пропишу я тебе ижицу.

3. Третья страница - лингвистическая

Лингвистические задачи

Учащимся предложено разгадать лингвистические задачи, мотивировать свой ответ.

Оформители помещают данные задачи и правильные ответы на страницы лингвистического журнала.

Задача 1

Эту букву в XVIII веке называли «буквой-страшилищем». Поэт «серебряного века» Игорь Северянин обожал ее. Эта буква представлялась ему воплощением одновременно и «иностранности», «аристократичности», и «эстетической изысканности» тех слов, в которых она встречалась. О какой букве идет речь? В каких случаях она использовалась?

(Ответ: с буквой Э. Используется в немногих русских словах: это, этот, этакий, эй в начале слова и после гласной в заимствованных словах. После согласных написание  Э редки: мэр, пэр, сэр, мэтр)

Задача 2

Предположите, к чему восходят фразеологизмы «дал добро», «получил добро»?

(Ответ: Данные фразеологизмы связаны с флотской флажковой сигнализацией. Желтый флаг соответствовал букве «добро» и означал «да, согласен, разрешаю»)

Задача 3

О каком животе говорится в грамоте-завещании XV века: «Сим я, раба божья Ульяна, ходя при своем животу, учинила перепись животу своему да селу своему…деверю своему Ивану до его живот кормите ему»?

(Ответ: 1 - жизнь, 2 – имущество, 3 – смерть: «Я, раба божья Ульяна, при жизни переписала своё имущество и пашни и даю их на кормление деверю своему до его смерти).

Задача 4

В романе Пермяка»Царство Тихой Лутони» есть такая фраза: «Утром пара, запряженная гусем, умчала Шутемова в село Бишуево». Что она означала?

(Ответ: одна за другой – гуськом).

Четвертая страница – литературная

Вспомним жанры литературы:

Летопись

Баллада

Песнь

Песня

Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Летопись – погодовоой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.

Песнь – торжественное стихотворение возвышенного стиля сродни оде, гимну.

Песня –1) произведение, предназначенное для исполнения под музыку;
2) по сравнению с песнью – более сниженное по стилю стихотворное произведение.

Задание: прочитайте и сопоставьте три текста:

Летописный свод «Повести временных лет» о княжении Олега

Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Песня В.С.Высоцкого «Как ныне сбирается вещий Олег».

1.  СМЕРТЬ ОЛЕГА  (Отрывок из летописи)

Олег княжил в Киеве и жил в мире со всеми странами. Наступила осень, и вспомнил Олег про своего коня, которого он поставил кормить и не садился на него. Потому что он перед тем спрашивал волхвов, кудесников: «От чего мне суждено умереть?» И один из кудесников сказал ему: «Князь! Тебе умереть от того коня, которого ты любишь и на котором ездишь». Олегу это запало в ум, и он сказал: «Никогда больше не сяду на этого коня и даже не буду на него смотреть». И велел он кормить его и не приводить к себе. И прошло уже несколько лет, как он не видал его, вплоть до похода на греков. И вернувшись в Киев, он прожил ещё 4 года, на пятый год вспомнил про своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал Олег своего старшего конюха и сказал ему: «Где мой конь, которого я велел кормить и беречь?» Конюх сказал: «Он умер». Олег же посмеялся и попрекнул кудесника, говоря: «Неправду говорят волхвы, всё это ложь: конь умер, а я жив». И велел оседлать себе коня: «Посмотрю на его кости». И приехал он на место, где лежали голые кости коня и его голый череп, и слез Олег с коня и посмеялся такими словами: «Не от этого ли черепа мне умереть?», и наступил ногою на череп; и выползла оттуда змея и ужалила ему ногу, он от этого разболелся и умер. И все плакали о нём великим плачем, и понесли его, и погребли на горе, которая называется Щековица. Эта могила цела до сих пор; она слывёт Олеговой могилой. Всего он княжил 33 года.

2.  Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
 Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
 А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
 Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
 Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
 На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

3. Песня о Вещем Олеге В.С.Высоцкого (Прослушивание песни В.С.Высоцкого “Песня о вещем Олеге”)

Как ныне сбирается Вещий Олег
Щиты прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек
И ну, шепелявить чего-то.
– Эх, князь,– говорит ни с того, ни с сего, –
А примешь ты смерть от коня своего!
Вот только собрался идти он на вы,
Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг набежали седые волхвы,
К тому же разя перегаром.
И говорят ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
Да кто вы такие, откуда взялись?
Дружина взялась за нагайки.
Напился, старик, так поди, похмелись,
И неча рассказывать байки.
И говорить ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
Ну в общем они не сносили голов:
Шутить не могите с князьями!
И долго дружина топтала волхвов
Своими гнедыми конями.

Ишь, говорят ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
А Вещий Олег свою линию гнул,
Да так, чтоб никто и не пикнул.
Он только однажды волхвов помянул
И то саркастически хмыкнул:
Ведь надо ж болтать ни с того, ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
А вот он, мой конь, на века опочил,
Один только череп остался.
Олег преспокойно стопу возложил
И тут же, на месте, скончался.
Злая гадюка кусила его,
И принял он смерть от коня своего.
Каждый волхвов покарать норовит,
А нет бы прислушаться, правда!
Олег бы послушал – еще один щит
Прибил бы к вратам Цареграда.
Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего!

Владимир Высоцкий

Существуют в мировой литературе такие сюжеты, к которым разные авторы в разные эпохи обращаются вновь и вновь. Так рождаются версии одного сюжета. Сегодня мы попробуем убедиться в том, что у летописного сюжета “Смерть Олега от коня своего” есть несколько версий, созданных в 19 и 20 веке. Попробуйте  заполнить сводную сравнительную таблицу этих версий.

Сравнительная таблица трех версий одного сюжета

Автор, произведение

Жанр, авторская установка

Образ Олега

Образ волхва

Нестор “ПВЛ”

 

 

 

А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

 

 

 

В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге”

 

 

 

Итак, обобщим услышанное. В чем особенности развития летописного сюжета у В.С. Высоцкого? Каков у него Олег и каков волхв? Прислушивается ли Олег к предсказанию волхва? Как с ним обходятся? Где мы слышим голос самого автора? Как он относится к своим героям и их поступкам? (В песне Высоцкого к предсказанию волхва князь не прислушивается, он ему изначально не верит, поэтому даже и не пытается перехитрить судьбу. Мало этого, за предсказание волхва физически наказывают, карают. Олег здесь является олицетворением жестокой физической силы, государственной власти, которая не терпит никакого инакомыслия. А волхв– юродивый, типичный “маленький” человек со своими слабостями и недостатками, который сделал неудачную попытку вступить с властью в диалог. За что и поплатился жизнью. Все это было очень актуально для Высоцкого, жившего в условиях жестокой государственной цензуры, во время полного обесценивания личности отдельного “маленького” человека. В последних строках песни слышится, как мораль, голос автора, который предлагает извлекать уроки из истории и призывает учиться на чужих ошибках. Автор здесь – морализатор, в отличие от лиричного Пушкина и беспристрастного Нестора.)

– Песню Высоцкого об Олеге можно отнести к “уличным”(“блатным”) песням, ее стиль намерено ироничен, снижен, в ней много разговорных, и даже грубых выражений. (Поиск и анализ примеров таких словоупотреблений.)

Заполнение таблицы

Автор, произведение

Жанр, авторская установка

Образ Олега

Образ волхва

Нестор “ПВЛ”

Летопись; автор–беспристрастный фиксатор фактов

Исторический деятель без личностных характеристик

Волхвы (нет отдельного образа)– голос рока, судьбы

А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

Баллада; автор–сопереживающий героям поэт

Тонко чувствующий герой со своими душевными привязанностями

Пророк, поэт, яркая личность, равная князю

В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге”

Уличная (“блатная”) песня; автор – морализатор, голос совести

Диктатор, олицетворение жестокого карающего государства

Юродивый, беззащитный “маленький” человек

Вывод:

Один и тот же сюжет использован разными авторами в разное время. Через стиль, жанр, детали каждый из них проявил свое индивидуальное прочтение известной истории, авторскую позицию, отобразил реалии своего времени.

Пятая страница – творческая

Прочитать подготовленные сочинения-эссе «Велика бывает помощь от учения книжного…»

Всё это было очень давно,

И много веков с той поры утекло,

Так много случилось, что блеск королей

Забылся, смешавшись с мельканием дней.

Была ещё  Русь тогда молодой,

Разбитой на части, голодной, пустой.

Христианство на ней ещё было в нови –

Лишь первые делало свои там шаги.

А пастырь духовный без книги не мог

Ответить народу, какой же в нём прок?

Без связи души и языка

Религия людям была не нужна.

Для перевода библейских историй

На Русь отправились Кирилл и Мефодий.

Они поднесли нам чудеснейший дар:

Создали Евангелие для русских христиан.

Но у славян, разобщённых тогда,

Множество было вариантов письма.

В вере чтоб новой славян побратать,

Единую азбуку нужно создать.

Кирилл и Мефодий, ревнители веры,

Читая молитву, взялися за дело.

Не год и не два трудились они,

Пока не создали для нас алфавит.

Стоило дело им тягот больших,

И церковь причислила их к лику святых.

Народ единился под знаменем веры –

Настал для России черёд новой эры.

                  Щербаков Артем 11а класс МОУ-СОШ №1, г.Чапаевск

6. Шестая страница – обобщающая

Для чего нужно знание исторической грамматики русского языка?

- чтобы знать историю своего народа;

- чтобы осознанно использовать родной язык, иметь представление о логике его развития;

- чтобы обогатить свою речь;

- знание исторической грамматики помогает в решении орфографических задач;

- знание исторической грамматики помогает глубже понять литературные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "История русской письменности"

Не секрет, что дети сейчас мало читают, поэтому кругозор у них зачастую ограничен. Я стараюсь посредством классных часов и внеклассных мероприятий по предмету показать, что и в нашей литературе, языке...

рабочая программа по русскому языку в 8 классе "Страницы истории русского языка"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси...

Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"

,      Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...

Викторина "Своя игра" по теме лекции: Православная культура. История русской письменности.

Презетация представлена в форме интерактивной игры по материалам лекции "Православная культура. История русской письменности."...

Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"

Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим  в 8 классе,  и призвана сопровождать урок по...

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...