Языковое чутьё.
статья (10 класс)

Вихляева Светлана Николаевна

Данная статья будет полезна учителю для работы над словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovoe_chute.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Языковое чутье и опора на него в процессе обучения.

Языковое чутье – это реально существующий факт. Это утверждение являлось аксиомой уже для лингвистов XIX века.

Но несмотря на то что о языковом чутье как реально существующем факте ученые говорят с давних пор, сложная природа этого явления не до конца изучена. Вместе с тем ясно .что, во-первых, это одно из проявлений интуиции в целом как особого способа познания действительности, а во- вторых, основополагающий компонент языковой способности человека.

Ориентация процесса обучения русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на природные способности человека. Именно поэтому в последнее десятилетие активизировалось внимание к проблеме развития языкового чутья ребенка и построения таких методических систем, которые бы обеспечивали опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека.

При обучении родному языку просто необходима опора на природное чутье языка, то есть способность на уровне интуиции опознавать какое- либо языковое явление, догадаться о его специфических свойствах, предугадать какие- либо языковые затруднения и т.п.

В связи с этим принцип опоры на языковое чутье и его развитие признается одним из важнейших направлений, реализующихся в эффективных современных методиках, обеспечивающих интенсивное речевое развитие.

Краткая характеристика эффективных приемов, которые активизируют языковое чутье:

Прием пропедевтического анализа языковых явлений. Суть его в том, что ученикам предлагаются языковые факты, еще не изученные в полном объеме. При этом у ребенка развивается способность ориентироваться в неизвестном языковом материале. Данный прием способствует развитию языковой догадки, языкового чутья. Такой подход позволяет уже на первом этапе сформировать у школьника целостное представление о том или ином правиле ,его объеме, составных частях.

Прием поморфемного письма. Его суть в том, что при записи слова ребенок показывает его морфемное строение, отделяя морфемы друг от друга черточками. Данный прием дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.

Поиск наиболее эффективных приемов активизации языкового чутья нужно проводить с учетом современных исследований в области психолингвистики.

На данный момент развитие языковой интуиции становится важнейшим условием успешного овладения родным языком в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Статья "Летние языковые школы как эффективное направление совершенствования языковой компетенции учащихся"

Статья  об одном из самых эффективных тутей совершенствования английского языка, позволяющих учащимся  совершенствовать языковые навыки и познавать культуры страны  изучаемого языка....

ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Портфолио, создающееся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получило название «языкового портфолио или портфеля». Создание портфолио (учебно-контрольных файлов и электронного по...

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые пе...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...