Я - Эффективный учитель!
статья

Иванкова Наталья Васильевна

Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_effektivnyy_uchitel.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Я – ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧИТЕЛЬ. Как мотивировать к учебе и повысить

успешность «слабых» учащихся?

Ученикам из семей с низким социально-экономическим статусом нужно, чтобы учитель давал много тепла, создавал поддерживающий климат, показывал, что помощь всегда доступна. Надо «вытянуть» ответ (любой), прежде чем двигаться вперед по теме, связывая новый материал с предыдущим. Важно давать конкретные примеры перед тем, как переходить к абстракции. Давать немедленную помощь (возможно, организуя учебные пары)... создавать четкую структуру и хорошо планировать продвижение.

Гэри Д. Борич. Эффективные методы обучения

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли. Учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе снижается. Что делать учителю, чтобы заинтересовать, формировать положительную мотивацию к предмету? Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор: снижается мотивация – снижается качество успеваемости, обучающийся не усваивает тот или иной предмет. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним, не смотря на интеллектуальные способности обучающихся. На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию. Как этого добиться? Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» и «немотивированных» обучающихся? Существует масса педагогических инструментов для работы со «слабыми», отстающими и немотивированными обучающимися, к ним относятся:

  1. Обеспечение равных возможностей для опроса.
  2. Принимающая и корректирующая обратная связь.
  3. Оказание индивидуальной помощи в затруднениях.
  4. Поддержка и похвала за учебные достижения, персональный подход.
  5. Уважительное отношение.
  6. Удержание паузы между вопросом и прерыванием ответа.
  7. Качественная четырехступенчатая обоснованная похвала.
  8. Внимание к личному опыту ученика.
  9. Помощь при ответе, наводящие вопросы.
  10. Внимательное слушание.
  11. Установление физического контакта.
  12. Стимулирование мышления вопросами высокого уровня.
  13. Приятие чувств.
  14. Пресечение плохого поведения.
  15. Нахождение ученика в зоне «вытянутой руки».

Ваше внимание хочется обратить на приём « Принимающая и корректирующая обратная связь».

Ученики работают и проявляют усердие, выполняя задания учителей, и в ответ они хотели бы знать, что учителя думают о качестве их работы. Ответная реакция учителя является неким барометром для учащихся, позволяющим им оценивать, насколько они оправдывают ожидания учителя.

К сожалению, исследования показывают, что:

1) детальную обратную связь получают, как правило, более

успешные ученики;

2) слабые ученики зачастую либо редко получают обратную связь,

либо не получают ее совсем; а если они ее все-таки получают, то она

не включает практических рекомендаций по улучшению учебных результатов;

3) слабые ученики и дети с проблемами в поведении, как правило,

получают больше негативных комментариев и меньше внимания от

учителей, чем их более успешные и послушные одноклассники;

4) преобладание негативной обратной связи и игнорирование учащихся может отрицательным образом сказываться на учебных достижениях и самооценке учеников, они могут впасть в зависимость от помощи других. Это особенно верно в отношении учащихся, для которых язык обучения не является родным. Учителя могут помочь своим ученикам улучшить успеваемость, давая им корректирующую обратную связь, т.е. демонстрируя способ исправления ошибок. Такая демонстрация помогает детям развить

навыки самокоррекции и саморегуляции, что позволяет им стать более независимыми от помощи других. Эти умения и навыки включают в себя способность анализировать собственный прогресс, определяя необходимые для дальнейших шагов ресурсы и цели.

Выделяются пять основных педагогических практик, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные:

1) осуществление своевременного, прямого и адекватного руководства (указаний) о том, что необходимо для повышения успеваемости;

2) поддержка веры в себя и свои силы (поощрение развития у ребенка позитивного «внутреннего диалога» и восприятия собственного образа), а также развитие у учащихся навыков целеполагания;

3) развитие рефлексивного диалога;

4) выстраивание связей между абстрактными понятиями;

5) выстраивание связей между процессом обучения, изучаемым

материалом и жизненным опытом ученика.

Очень важно, чтобы учитель при этом посылал ученикам соответствующие сигналы. Иными словами, учитель должен показывать детям в процессе обратной связи, какие из их действий он одобряет, а какие, на его взгляд, требуют коррекции.

Задача учителя: слабоуспевающие ученики должны получать обратную связь относительно своей успеваемости в классе так же часто, как и их

одноклассники.

Восприятие ученика:

«Мне будут сразу же сообщать о том, является ли качество моей

работы в классе достаточно хорошим».

Задача учителя: учитель сообщает ученику, ответившему на вопрос, выступившему публично или выполнившему самостоятельную работу в классе о том, что его ответ или работа соответствуют требованиям качества, даже если присутствовала информация о том, что ответ учащегося неверен или его выступление не было надлежащего качества.

Также обратная связь может быть выражена поверхностно или машинально: «да», «молодец», «хорошо», «неправильно», «нет» или просто путем повторения ответа ученика, но при этом в сопровождении невербально выраженного одобрения или неодобрения (например, киванием или покачиванием головы).

Примеры:

• «Да, Глеб, именно такое определение имеет имя существительное»;

• «Нет, Дима, Волк – это не просто животное в басне И.А. Крылова, а иносказательный образ Наполеона»;

• «В первых двух строчках ты правильно определила все части речи, Ира..

А над третьей строчкой надо подумать, поскольку там присутствует ошибка».

Учитель не должен:

1) не реагирует или не комментирует ответ ребенка на вопрос, его

попытку прочтения текста вслух или по памяти или любого иного его

выступления в классе, которое было выполнено по запросу учителя;

2) не сообщил (вербально или невербально) учащемуся о том, является ли его выступление приемлемым;

3) повторяет свой вопрос в ироничной манере без информирования о том, правильным или неправильным был ответ ребенка;

4) принижает значение ответа ученика, используя сарказм или

критические замечания, способные смутить ребенка.

 И в заключении хочется сказать, что теперь дело за нами: пора начать менять привычную модель профессиональной деятельности. Неважно, с чего мы решим начать, главное – сделать первый шаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа по теме: Проблемы профессиональной эффективности учителя"

Будет интересна тем, кто задумывается над проблемой эффективности своей работы....

Эффективный учитель - какой он?

Памятка для учителя, о способах эффективного общения...

Конспект выступления на зональном семинаре – практикуме по диссеминации передового опыта педагогов-психологов «Эффективный учитель - здоровый учитель»

Ни для кого не секрет, что профессия уитель является стрессогенной, духовно опасной. Но, не стоит забывать о том, что педагог-ключевая фигура учебно-воспитательного процесса....

Методическая система эффективного учителя в условиях сельской школы на современном этапе развития образования

Разработка содержит актуальные материалы по преподаванию предмета в условиях прехода на Федеральные государственные стандарты 2010 года...

ОТЧЕТ о проведении каникулярных учебно-тренировочных сборов «Зимняя школа» для участников проекта «Эффективный учитель - успешный ученик»

По приказу МОНРТ №1500-а от 17 декабря 2018 года был утвержден график проведения республиканских учебно-тренировочных сборов на базе школ города Кызыла. Из МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурака на республиканские...

ПАСПОРТ приоритетного проекта «Эффективный учитель-успешный ученик» МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол Сесенмаа Саятыевны – Героя Социалистического труда

Диагностика профессионального уровня руководящих и педагогических работников МБОУ СОШ №1, включая классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога на выявление предметных, метапредметн...

Прокачать личную эффективность учителя школ смогут бесплатно с помощью чат-бота

16 сентября Обрсоюз запускает бесплатное обучение учителей школ по дистанционной образовательной программе. На протяжении пяти недель педагоги страны смогут прокачать личную эффективность под руководс...