«Я голову пред ним склоняю снова – Его величество, родное слово»
план-конспект урока

Лингвистический урок, посвященный Международному дню родного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дуровская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области

Лингвистический урок, посвящѐнный Международному дню родного языка.

                                                                      Подготовила и провела: учитель русского языка    

                                                                                                            и литературы Полещук И.В.

                                                            2022 г.

Тема урока: «Я голову пред ним склоняю снова – Его величество, родное слово»

Цель: формирование у обучающихся бережного отношения к богатству родного языка.

Задачи:

  • развивать устную связную речь обучающихся, память, воображение, внимание;

  • обогащать словарный запас обучающихся;

  • расширять их кругозор;

  • активизировать словесно-логическое мышление;

  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты обучающихся.

Оборудование: компьютеры с выходом в интернет, мультимедийная презентация, ватман, ножницы, клей, карандаш, ручка.

Форма проведения: игра, выпуск стенгазет.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, составление кроссвордов, инсценирование басни, иллюстрация стихотворения.

Ход занятия

Ведущий:

Сегодня на занятии мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждѐн в 1999 году.

В честь Международного дня родного языка мы проведем игру, которая называется «Я голову пред ним склоняю снова – Его величество, родное слово»

Правила игры: играют две команды обучающихся;

В конце каждого этапа игры вы будете располагать материал в стенгазетах и получать в конвертах по одной букве; из полученных букв каждая команда составит заключительное слово - название своих стенгазет;

Компетентное жюри будет оценивать каждый этап игры в баллах (Приложение №1).

Видеоролик «21 февраля Международный день родного языка» Ведущий:

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в

себя интонации их голосов. Ещѐ не зная слов, ребѐнок по звукам голосов узнаѐт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учѐные, ребѐнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Так что же значит для нас родной язык?

Видеоролик «Сильный язык-сильное государство» Ведущий:

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть

государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной ―должности‖ - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом - 100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. В Международный день родного языка все языки признаются равными,

поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В нашей деревне Дурово проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Приветствия обучающихся на таджикском, белорусском и украинском языке. Ведущий:

Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или

«секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или

«сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю —

«травень».  Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Видеоролик «9 интересных фактов о русском языке» Викторина «Забытые сокровища»

Темы:

Родное слово. Календарь, приметы, символы. Дом, быт, праздники. Устное народное творчество.

Родное слово

  1. Как назывался на Руси жилой дом?

а) Изба б) Хата в) Мазанка

  1. Что украшает пословица? а)Предложение б)Речь в)Текст
  2. Что означало в старину выражение "бить баклуши"?

а) Вырезать заготовки для ложек б) Ничего не делать в)Усердно трудиться

Календарь, приметы, символы.

  1. В какой месяц народная поговорка советует надевать "сто порток" а) Январь б) Февраль в) Март
  2. Как назывался праздник в честь нарастающей силы солнца? а) Рождество б) Масленица в) Крещение
  3. К В рождественские праздники ходят по дворам и поют: а) Песни б) Частушки в)Колядки

3. Дом, быт, праздники.

  1. Народ говорит, что звезды на небе к… а) Дождю б) Ясной погоде в) Ветру
  2. К народным праздникам относится

а) День народного единства б)Новый год в)Троица

  1. Что располагалось в Красном иглу? а) Иконы б)Портреты

Устное народное творчество.

  1. Жанр УНТ, в котором народ обращается к дождю? а)Пословица б) Закличка в) Потешка
  2. Как называли на Руси людей, веселящих народ на праздниках? а)Шут б)Скоморох в)Клоун
  3. Кто из названных героев является героем былин? а)Иванушка-дурачок б) Царь-горох в) Алеша Поповичъ

Ведущий:

  1. этап. Конкурс чтецов.

От каждой команды по одному чтецу рассказывают стихи, подготовленные заранее. Ученик 1:

Много языков на свете разных- Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны, В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский, Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нѐм жива. Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно И не сможет, верю, умереть!

М. Крюков «Много языков на свете разных»

Ученик 2:

Много слов на земле. Есть дневные слова- В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым талоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помощь!

В.Шефнер «Слова»

Ученик 3:

Объединяет много наций праздник, И люди в мире понимают: «Нужно, Чтоб был один язык народов разных, И это, несомненно, - язык Дружбы»

Ученик 4:

Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое!

Команды получают конверты с буквами. Стихи прикрепляются на стенгазету. Жюри выставляют баллы.

  1. этап.

Ведущий: Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Язык и культура, быт и уклад жизни народов соседей,

проживающих на территории России, постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга: по телевидению и радио звучат национальные мелодии на языках народов России,

создаются книги. Государство активно развивает и бережно поддерживает традиционные культуры всех проживающих народов.

Ведущий:Около 6000 языков существует в мире, половина из которых на грани исчезновения. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость. Так почему же столько внимания сегодня уделяется родному

языку? День 21 февраля объявлен Международным Днем родного языка. Он отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью сохранения и развития языков, своего культурного наследия.

: Ведущий:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру милой речи, И уникальность среди равных масс. Ведущий:

Родной язык - богатое наследство, Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека, Ты помогаешь выразить любовь.

Соедините пальчики в виде сердечка и сделайте такой жест. Что вы выражаете этим жестом? (Любовь). Не всегда человек может объясниться с помощью слов, тогда он прибегает к помощи жестов.

Разминка.

Покажите при помощи жестов ИДИ СЮДА! ТУДА!

Я ВРУ! СТОП! БРАВО! ТСС!

Задание: Проиллюстрируйте жестами пословицу.

Команды получают конверты с пословицами и 1 буквой. От команды по 1 человеку

выходят и выбирают 1 пословицу и жестами показывают еѐ, остальные участники должны ее отгадать.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Думай дважды, говори раз.

Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Молва без крыльев, а летает.

Перо всегда смелее языка.

Острый язык дарование, а длинный наказание. Что написано пером, не вырубишь топором.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Острый язык змею из гнезда выманит.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жюри подводят итоги. На стенгазету команды прикрепляют пословицы.

  1. этап.

Учитель 1: Покажите жестами, что вы что-то собираете. А что еще люди собирают или коллекционируют? Чего только не собирают люди! Марки, открытки, картины, книги, цветы, значки, этикетки (бумажные наклейки на банках и коробках). А в прошлом веке жил человек, который собирал… слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был

военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни стал « ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА». Это, четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. Автор рассказывает, что они обозначают, в каких случаях употребляются, с какими словами стоят в родне.

О своем словаре Даль в шутку говорил: «Толковым не от того назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает»

В любом словаре слова расставляются в алфавитном порядке.

Алфавит нужно знать так же хорошо, как и таблицу умножения.

По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе и ваши фамилии в классном журнале.

Вспомните стихотворение С.Я.Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван,

чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Перепишите вещи дамы в алфавитном порядке (обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью, четвертую, пятую и т.д. буквы) нарисуйте вещи и даму на альбомном листе, при помощи электронного словаря дайте определение словам:

БАГАЖ- ЧЕМОДАН- САКВОЯЖ-

Обучающиеся читают стихотворение, распределяют слова в алфавитном порядке.

Используя персональный компьютер и выход в интернет, находят определение словам.

Наклеивают на стенгазету результаты поиска определений значений слов, расположенных в алфавитном порядке, рисунки.

Багаж Диван Картина Картонка Корзина Саквояж

Собачонка Чемодан

  1. этап.

Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Потренируемся: Обучающимся предлагается вместе дополнить пословицы. Не красна изба углами, а…красна пирогами

Каково на дому,…таково и самому В гостях хорошо, …а дома лучше

Не плюй в колодец-…пригодиться воды напиться Где родился,…там и пригодился

Каждой команде раздается лист с незаконченными пословицами. Нужно дополнить пословицы.

Какова пряха…такова на ней рубаха

Гора с горой не сходится, …а человек с человеком сойдѐтся Не рой яму другому, ….сам в неѐ попадѐшь

Не гордись званьем,…а гордись знанием

Береги платье снову, а…. , а честь смолоду. Как волка не корми… ,он все в лес смотрит. По одежде встречают… , по уму провожают.

Жюри подводят итоги. Обучающиеся на стенгазету прикрепляют пословицы.

  1. этап. Ведущий:

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковѐртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и

взрослых. Еще с давних времѐн «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы.

Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Давайте вместе проговорим скороговорку. Не жалела мама мыла.

Мама Милу мыла мылом. Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила.

Каждой команде предлагается проговорить одну скороговорку:

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, но не вылавировали, не вылавировали, не вылавировали

Обучающиеся получают очередной конверт с буквой. В газету добавляются скороговорки.

  1. этап.

Учитель 1: Людям всегда хочется знать, откуда взялось все на свете? Как произошла наша Земля, Луна, Звезды? Как появились животные и растения? Откуда взялись люди? И

очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.

Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика- от латинского слова лингва, что значит «язык». А вам ясно, что значит латинское слово? Это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.

Среди слов латинского происхождения много научных и политических терминов, вообще слов, связанных с "учеными" занятиями: абориген, абстракция, адвокат, аксиома, алиби, аудитория, аффикс, вакуум, вена, дедукция, декан, диктатура, инерция, коллега, конус, конференция, меридиан, перпендикуляр, пропорция, радиус, ректор, рецензия, формула, конституция, манифест, меморандум, пленум, революция, республика, референдум, фракция и др. Слова других тематических групп: интеллигенция, канцелярия, кооперация, культура, курс, лауреат, литература, максимум, минимум, мотор, нация, новатор, ревизия, центр, экземпляр и др. документ, доцент, инцидент, монумент, фермент; автор, диктор,

доктор, новатор, ректор, экватор; кворум, консилиум, меморандум, опиум, пленум,

президиум, форум; арматура, диктатура, цензура и др.; градус, консенсус, конус, корпус, синус, статус, тонус; дикция, интеллигенция, конституция, нация, реакция, секция, фракция и т.д.

Из латинского языка пришло немало собственных личных имен: Август, Антон, Валентин, Валерий, Виктор, Игнатий, Иннокентий, Клавдия, Константин, Максим, Марина, Наталия, Павел, Роман, Сергей, Феликс, Юлий и др.

Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке. В жизни меняется все. То же самое происходит и с языком.

Задание: Отгадайте кроссворд. (Домашнее задание было познакомиться с науками о языке и составить кроссворд, используя как можно больше слов).

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, но не вылавировали, не вылавировали, не вылавировали

Жюри подводят итоги. Кроссворды прикрепляются на стенгазеты.

Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, давайте определимся, что же мы можем сделать для сохранения нашего языка и культуры? Ответы детей…

  • изучать русский язык;

  • историю народа, культуру и традиции;

  • не засорять язык плохими словами; (не думай, что употребляя грубые слова, ты покажешься взрослее)
  • хранить культуру нашего народа;

-любить родной язык и свою Родину.

Мы с вами пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять еѐ культуру и традиции.

Составьте из собранных букв слова и прикрепите их на стенгазету. Получили названия: Буквица и Алфавит.

Вот и подошла к концу наша игра, посвящѐнная Международному дню родного языка. Любите свой родной язык, в нем прошлое, настоящее и будущее.

Прошла наша игра, результатом которой стал выпуск стенгазет.

Подведение итогов.

Ведущий:

Закончить наше мероприятие я хочу такими словами: Красоту, доброту Мы у старших берем. Саги, сказки из прошлого тащим. Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем.

Видеоролик «Родной язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Её величество Родная речь

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 5-6 классов....

Сценарий Новогоднего мероприятия "Сновым годом край родной, наш любимый дорогой"

Новогоднее мероприятие посвящено юбилею Ненецкого автономного округа. Главной задачей праздника было совмещение развлекательных и познавательных элементов: расширение куругозора учащихся, пополнение з...

Доклад "Склоняя голову пред подвигом солдат"

В докладе расказывается о подвиге ветеранов и тружунников тыла...

Презентация "Склоняя голову пред подвигом солдат"

В презентации описывается подвиг солда в Великой Отечественной войне...

Социальный гражданско-патриотический проект" Пред подвигом склоняем мы сердца"

Проект разработан к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Информационно-исследовательский проект "Голову в почтении склоняя..."

Информационно-исследовательский проект студента 2 курса ТОГАПОУ "Аграрно-промышленного колледжа" г. Кирсанова Тамбовской области Стихарева Данила подробно расссказывает о боевом героическом прошлом ег...

"Склоняя голову пред подвигом солдата" - концертная программа

Разработка сценария мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы....