Рабочая программа по внеурочной деятельности по бурятскому языку
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Цынгунова Агафья Чойнзоновна

           Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_bur_yaz_tsach.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по бурятскому языку

«Ая ганга»

Пояснительная записка

               Культура каждого народа многогранна и уникальна. Каждая нация со дня своего возникновения создавала, совершенствовала свою систему воспитания. Сохранение и развитие нации связаны прежде всего с сохранением и функционированием её языка, культуры и традиции. И поэтому создается потребность по-новому осмыслить пути изучения бурятского языка, заглянуть в её прошлое с тем, чтобы восстановить идеи, мысли, заложенные в содержании национальных ценностей.

           Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление  школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании  школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств  следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

          Целью работы  внеурочной деятельности:

 - развитие интереса к  малой родине, бурятской культуре;

 - обучение навыкам общения при групповой работе;

 - воспитание интереса к творческой и досуговой деятельности;

- формирование представления о культуре бурятского народа;

 - развитие творческого мышления, кругозора, эстетического вкуса;

 - обучение самостоятельно мыслить;

 - формирование умения работать с дополнительной литературой.

          Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с бурятским народным, поэтическим и музыкальным творчеством

 - формировать исполнительские навыки в области пения, движения еохоров.

 - сформировать умения работать с дополнительной литературой.

Воспитательные:

 - формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

 - создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.

 - воспитывать в детях толерантность.

 - воспитывать бережное отношение, любовь к своему краю.

 Развивающие:

 -развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

- использовать малые жанры фольклора для развития речи у детей.

 - расширить знания учащихся о прошлом и настоящем родного края.

 - развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, песен, танцев.

                              Планируемые результаты освоения программы

                                               

В результате работы по программе  обучающиеся

должны знать:

-историю родного края, обычаи своих бабушек и дедушек, праздники своего народа.

-жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания, скороговорки)

-изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят.

должны уметь:

-петь народные, современные  песни.

  • рассказывать улигеры, сказки, легенды, предания.

-ставить бурятские народные игры.

-выразительно исполнять движения под музыку.

-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми.

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра(загадки, пословицы и сказки)
  • точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.

                                             

                                       

Содержание  программы

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов.

Моя малая родина – Джида.

        Джида в прошлом и в настоящее время. Путешествия как способ познания мира. Путешествия по Джиде. Природа, погода, климат. Культурные особенности, достопримечательности Джидинского района. Села, топонимика родного края. Праздники, традиции. Знаменитые  люди района, их вклад в развитие советской и российской науки, культуры.

Малые жанры фольклора. Знакомство с бурятскими пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, песнями и их разучивание

Бурятские народные игры. Знакомство с национальными играми как «Шагай наадан», «Алта нюулга» и т.д. Постановка бурятской народной игры по сценарию. Организация игрового общения с другими детьми.

Пять драгоценностей. Пять домашних животных, которые сопровождали бурятский народ с давних времен. Почет и уважение людей к этим животным. Польза белой пищи.

Животный и растительный мир родного края. Богатство флоры и фауны.

Национальная одежда джидинских бурят. Дацаны, обоо

Писатели и поэты, артисты, ученые, спортсмены района

Тематическое  планирование

Разделы

Темы занятий

Колич.

часов

1

Моя малая родина – Джида

Введение. Моя Родина.  Моя малая Родина

  1. Джида в прошлом
  2. Джида в наши дни
  3. Родословная джидинских бурят

2

Природа Джидинского района

1.Горы (Бурин – хаан, Гунзан)

2.Реки(Джида, Селенга)

3.Озера (Белое , Таглей)

4.Источники

3

Названия населенных пунктов

  1. Легенды, предания (топонимика)

4

Животный и растительный мир моего района

  1. Тарбаган (сурок)
  2. Облепиха – «сибирский ананас»
  3. Табан хушуу мал
  4. Морин эрдэни

5

Знаменитые люди Джиды

  1. Доржи Банзаров- первый бурятский ученый
  2. Поэты, писатели (Г.Раднаева, М.Чойбонов, Д-Д.Мункуев и тд)
  3. Артисты (Д.Дашиев
  4. Спортсмены

6

Достопримечательности

  1. Школьные музеи
  2. Музей им.Рокоссовского в с.Желтура
  3. Районный музей
  4. Памятник герою Советского Союза Г.Гармаеву

7

Обычаи, традиции

  1. Сакральные места (обоо)
  2. Дацаны

1.Традиционная одежда джидинских бурят.

8

Национальная одежда бурят

9

Бурятский фольклор

  1. Пословицы
  2. Загадки
  3. Скороговорки

10

Бурятская культура

1. Народные, современные песни

2. Танцы, еохор

3. Игры (шагай наадан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (английский язык) «Занимательный английский».

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность       школьников. Методический конструктор: пособие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Английский язык- окно в мир"

Данная рабочая программа может быть использована при планировании внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной по английскому языку деятельности для 5 класса.

Рабочая программа  по внеурочной по английскому языку деятельности для 5 класса....

Рабочая программа по внеурочной по английскому языку деятельности для 8 класса.

Рабочая программа "Проектной деятельности"   по английскому языку деятельности для 8 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык)

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6-ого класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности, английский язык 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, английский язык, разработана для учащихся 5 классов, общеобразовательных школ...

Рабочая программа по учебному предмету Бурятский язык 7 класс

Предмет Бурятский языккласс: 7Учитель: Ульзутуева Туяна ДамдинсуруновнаСрок реализации программы: 1 годКоличество часов в неделю: 2 часавсего часов в год: 68УМК:1)Программа,разработанная в соответстви...