Тема урока: Буряад арадай һайндэр. Сагаалган.
план-конспект урока (6 класс)

Цынгунова Агафья Чойнзоновна

Урок  формирования лексических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sagaalgan_kyahta.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  формирования лексических навыков

Тема урока: Буряад  арадай  һайндэр.  Сагаалган.

Задачи  урока:

- расширить  словарный  запас  по  теме  «Сагаалган»;

- тренировать  учащихся  в употреблении  новой  лексики  для  решения  коммуникативных задач: «высказывать свое мнение о празднике, свои чувства и эмоции, «поздравлять с праздником».

Фонетический материал [ с], [г], [һ]

Лексический материал: амаршалга, хүсэхэ, угтаха, үдэшэхэ, үреэл, ёһо  заншал, ёохор наадан,  хүндын  эдеэн,  жэл, һайндэр, хадаг,  золголго.

Социокультурная  информация «Сагаалган». История, обычаи.

Ход урока:

-Сайн  байна, үхибүүд! Хэшээлдэмнай  олон  айлшад  ерээд   байна, мэндэшэлэебди. Улыбнемся друг другу, поднимем настроение и начнем нашу работу.

- hуугты!

Би Зэдын  аймагай Дэрэстэйн дунда һургуулиин багша  Агафья Чойнзоновна гээшэб. Бэе бэеэ ойлголсожо, хэшээлнай һайн үнгэрхэ гэжэ найданаб. Я, Агафья Чойнзоновна,  учитель бурятского языка Дырестуйской средней школы  Джидинского района.  Я уверена, что вы активные, умные, хорошие дети и умеете говорить на бурятском языке.

Манай  һургуулиин 6-дахи классай үхибүүд таанадта видео- бэшэг  эльгээгээ. Энэ  бэшэг  хараад, һурагшад  юун  гэжэ хэлэнэб,  ямар  һайндэрөөр  таниие   амаршалнаб  гэжэ  хэлэжэ   үгыт.

Учащиеся нашей школы отправили вам письмо-видео, посмотрев это видео, скажите, пожалуйста, о чем они говорят, с каким праздником поздравляют. Мы все знаем, что разных праздников  много.

Постановка задачи урока.

Слайд 1. (Видео- поздравление учащихся Дырестуйской СОШ Джидинского района)

Кто догадался,о чем мы сегодня будем говорить? (о Новом годе -Сагаалган).

- Зүб. Мүнөө  хэшээлдээ  буряад   арадай  Шэнэ   жэл – Сагаалган  тухай  хөөрэлдэхэбди.

Фонетическая зарядка

СЛАЙД№ 2

Учитель – ученик

 Учитель - ученик

Учитель - У1- У2 -У3

Мүнөө хэлэлгын  һорилго ( зарядка).

 Минии хойноhоо дабтагты.

Сагаан- Сагаан   һара

Сагаалган – Сагаалганаар

Һайндэр – һайн  үдэр

Энэ  жэл – Хонин  жэл

Хүсэхэ – амаршалха

Угтаха – үдэшэхэ

Yреэл – ёһо  заншал

Хадаг – золгохо

повторяют за учителем

Все ли слова вам понятны?

 (индивидуальное чтение слов)

- Ухибууд, хэлэгты даа, Сагаалган гээшэмнай юун бэ?

- С какими словами ассоциируется праздник Сагаалган?

- Назовите существительные.

                                      hара                      hайндэр                              ёохор

                                                                                 

                                                                     САГААЛГАН

                                       

                                        эдеэн                         хонин                    литэ        

- Угэ бухэниие уншагты.

- Теперь подберите к каждому понятию характеризующее его прилагательное или глагол.

                                  сагаан        буряадай        хатарна

                                         hара                     hайндэр                  ёохор

                                                                                 

                                                                     САГААЛГАН

                                       

                                  эдеэн                             хонин жэл                    литэ

        сагаан                монгол

- Муноо энэ угэнуудые холбожо мэдуулэл зохёогты. (Можно не со  всеми  словами)

Результат:  Арад зон ёохор хатарна. Монгол литээр хонин жэл гараба. Сагаалган – буряадай hайндэр.  Сагаан эдеэн элбэг. Сагаалган – «Сагаан hара» гэhэн удхатай.

Социокультурная информация

Буряад  арадай  һайндэр – Сагаалган  ондоо    һайндэрнүүдһээ  ямар  илгаатайб  гэжэ  хэлэхэ. ( празднуем месяц, дарим подарки, в дацанах проводится молебен, культовый, религиозный праздник и т.д.)

5. Введение  нового лексического материала. Слайд

Тандаа  һайниие хүсэнэбди!  Сагаалганаар!

Сагаалган  буряад  арадай  эгээл  дуратай  һайндэр  болоно.

Сагаан   һара бидэ февраль  һара  соо  угтанабди.

Булта  зониие  Хонин  жэлээр  амаршалнабди.

Какие слова знакомы вам, а какие незнакомы.

Мэдүүлэлнүүдые  уншаха, зурагдаһан  үгэнүүдые,   мэдуулэлнуудые

оршуулха.

Һайндэр - Шэнэ  жэл , Сагаалган  - Сагаан   һара, Сагаалганаар!

Угтанабди - встречаем

  Амаршалнабди - поздравляем

 Хүсэнэбди - желаем

Эдэ угэнуудые  хэрэглэн  багша  хөөрөө  эмхидхэхэ. 

Слайд

1.Амар сайн!

2.Һайн  һайханиие  хүсэнэб.

3. Сагаалганаар  амаршалнаб! (Сагаан  һараар,  Шэнэ  жэлээр,  һайндэрөөр)

Слайд

Физминутка

Нэгэн, хоер – бодоел  даа,

  гурба,  дурбэ,  – эрьелдэел  даа

таба ,  зургаа  – альгаа  ташая

долоо,  найма  – гараа ургэе

юhэ,  арба – hууридаа  hууя.

Багшын   үгэ:

Ребята, вы уже обратили внимание на пригласительную форму  обращения. В  бурятском языке есть такая форма обращения – обращение говорящего к собеседнику с предложением совершить совместное действие,  и она образуется при помощи суффиксов –я, -е, -ё.

Работа по учебнику:

Откройте учебники на стр.93

Упр.15

Слайд

Бэлдэе

Амаршалая

Хусэе

Дуулая

Групповая работа.

Мүнөө   бүлэгөөр  ажал  хэхэбди.  Гурбан  бүлэг  боложо  хубаархабди,  бүлэг бүхэн  даабари  абахат. Сугтаа  даабарияа  дүүргээд,  тэрэнээ  хамгаалхат.

Открытка бэлдэе, бэе  бэеэ амаршалая, һайниие  хусэе,  дуу дуулая.

Сейчас поработаем  в 3-х группах. Каждая из групп получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должен  получиться проект, который вы должны защитить, т.е вы своей продукцией ответите на приветствие – поздравление (Видео ) учащимся Джиды, поздравите с Сагаалганом.

Слайд

1 гр.- открытку ( будут даны  заготовки – рисунки )

2 гр. Написать поздравление кому- либо ( можно учащимся нашей школы)

3 гр. Спеть бурятскую песню (1 куплет, можно на другую тему)

Защита (например)

1гр. Энэ открытка эжыдээ  бэлэглэхэб.  Сагаалганаар амаршалхаб.  Энэ открытка  гоё.  Энэ  открытка  дээрэ  хони  зураабди.

2 гр. Сайн байна, Зэдын  hурагшад. Сагаалганаар таниие  амаршалнабди. hайн  hурахыетнай  хусэнэбди. Манай нютагта  айлшалжа  ерыт. Сагаалганааа  угтая, наадая,   дуулая,  хатарая.

3гр. Например: Сэсэг  соогуур  гуйлдообди,

Сэнгэн  жарган  нааадаабди  

Сэсэг,  сэсэг  сэсэг  даа

Сэсэг  гээшэнь   hайхан  даа.

Рефлексия. Подведение  итогов урока.

Молодцы!  Хорошо справились с заданием.

Слайд

Юу мэдэхэ  болообиб?

Ямар юумэ  һайнаар  хээбиб?

Юу хүндэ   хүшэр  байгааб?

Что нового узнали? Что получилось? Что вызвало трудности?

Например:

На этом уроке я понял(а), что….

  1. У каждого народного праздника есть свои обычаи и традиции.
  2. Мы, подрастающее поколение, должны  уважать и чтить традиции и обычаи своего народа.
  3. Сагаалган - важный  значимый   праздник нашего народа.
  4. Буряад арадай эгээл дуратай hайндэр.
  5. Энэ удэр хунууд бэе  бэеэ  амаршалдаг.
  6. Мне понравилось, как мы делали открытки.
  7. Сагаалганда  бууза  эдидэг.. и т.д

Оценивание: Оцените ответы, работу друг друга. Кто, как работал. Кому поставите «5», «4», «3». Почему, обосновать свой ответ.

( hайн   ажаллаа, Гоё  открытка хээ, гоеор  дуулаа, hайнаар  буряадаар хэлэнэ, муу  ажаллаа   г.м.)

Багша:

Һайнта  даа, үхибүүд. Хэшээлдээ   һайнаар хүдэлөөт. Уян  нугархай  буряад  хэлэн  дээрээ хөөрэлдэжэ  байя. Айлшан бэлэггүй  ерэдэггүй,  таанартаа  бэлэг  барихамни.

Спасибо, ребята,  за урок. Хорошо поработали. Давайте говорить , общаться на бурятском языке.

Баяртай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Урок в 7 классе Учитель: Беляева Т.А. Тема 1: The World Teenagers\' Competition Тема урока- Учимся описывать людей Разработка урока

Цели урока: совершенствование навыков монологической речи по теме «Описание человека»; закрепление материала по теме «Словообразование: суффиксы прилагательных»;тренировка навыков орфографии....

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».

Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии  "Построение правильных многоугольников" и темы ...