Разработка урока по родному (русскому) языку в 6 классе по теме "Эффективные приёмы чтения"
план-конспект урока (6 класс)

Мусагалиева Гульмира Ермуратовна

Данный конспект урока по родному (русскому) языку в 6 классе по теме "Эффективные приёмы чтения" направлен на развитие навыков смыслового чтения при работе со сплошными текстами. В разработку включены приемы работы с текстом на всех этапах чтения: просмотрового, ознакомительного, изучающего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rodnomu_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по родному языку в 6 классе

Тема: «Эффективные приёмы чтения».

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в системе: данный урок является первым уроком в разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Цель: познакомиться с видами чтения, приемами работы с текстом по развитию смыслового чтения  и научиться их использовать.

Задачи урока

Образовательные: дать понятие видов чтения; познакомить учащихся с видами чтения; сформировать умение применять различные приемы чтения в зависимости от цели.

Развивающие: развивать читательскую культуру учащихся; развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать образное мышление учащихся.

Воспитательные: прививать любовь и внимательное отношение к родному языку: воспитывать познавательную активность, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе, воспитывать чувства милосердия, сострадания к окружающему миру.

Формы организации работы: фронтально-коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии:

· технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность

Оборудование: учебник, презентация, проектор, толковый словарь

Этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание. Определение цели урока. Формулировка темы урока.
  4. Изучение нового материала
  5. Первичное закрепление
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление. Работа с текстом.
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  9. Домашнее задание


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Слайд 1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Хорошо, посмотрите на экран. Перед вами словарные слова. Давайте подумаем, какой темой они объединены?

Слайд 2. Библ_отека, ф_рмуляр, сод_ржание, ч_тальный зал, техн..ка чтения.

Ученик: Они объединены темой «Чтение»

Учитель: Давайте впишем пропущенные буквы и кратко охарактеризуем каждое слово (учащиеся вписывают буквы и по очереди объясняют правило и лексическое значение каждого слова).

Библиотека – учреждение, где хранятся книги, рукописи.

Формуляр – библиотечная карточка, в которую занесены данные о книге и читателе

Содержание – то, о чем рассказывается в произведении

Читальный зал – отдел библиотеки, где можно непосредственно поработать с книгой.

- Ребята, что значит словосочетание «техника чтения»?

Ученик: Техника чтения – это скорость, правильность, выразительность чтения.

Учитель: Как вы считаете, нужно ли иметь хорошую технику чтения?

Ученик: Да, нужно иметь высокую технику чтения, потому что она помогает лучше понимать прочитанное, быстрее выполнять домашнее задание.

  1. Целеполагание. Определение темы урока

Слайд 3. Учитель: Верно, высокая техника чтения помогает нам в различных сферах деятельности. Ребята, откройте учебники на стр. 102, обратимся к эпиграфу к нашему уроку, к словам Константина Дмитриевича Ушинского, великого педагога, который говорил, что «Читать – это еще ничего не значит, чтО читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» Как вы понимаете его слова?

Ученик: Главное в чтении – это понимать то, что ты прочитал, нужно выбирать себе книги, а не читать все, что попадает под руку. Читать нужно вдумчиво, осмысленно.

Учитель: Верно, нужно понимать, что ты читаешь и для чего. Ребята, я думаю, вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить. Кто назовет тему урока?

Ученик: Чтение, техника чтения, осмысленное чтение…

  1. Работа по теме урока. Постановка проблемного вопроса

Слайд 4. Учитель: Вы правы. Тема нашего урока связана с чтением. Запишите в тетради тему урока: «Эффективные приемы чтения». Ребята, давайте подумаем, каких целей мы постараемся с вами достигнуть на уроке?

Ученик: Мы должны познакомиться с приемами чтения, научиться ими пользоваться, выяснить, чтобы запомнить информацию, представленную в тексте.

Учитель: А как вы считаете, что значит слово «эффективные»? Предварительно до урока с толковым словарём С. Ожегова поработала ваша одноклассница и нашла и выписала определение этого слова Горбачева Рита, которая и познакомит нас с лексическим значением этого слова.

Слайд 5. Ученик: Эффективный – это тот, который приводит к нужному результату. (Ожегов) (зачитывают определение слова в словаре С.И. Ожегова).

Учитель: Как вы думаете, значит ли это, что у чтения может быть разный результат?

Ученик: Да

Учитель: Ребята, а если результат у чтения разный, одинаково ли мы будем читать?

Ученик: Нет, читать мы будем по-разному, потому что достигаем разных целей.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Верно, оказывается, существует несколько видов чтения, так как результат у них разный.

Давайте обратимся с вами к таблице, которую дают авторы учебника родного языка,  на стр.103, она также представлена на слайде. Чтобы достигнуть результата, нужно совершить какое-то действие. Давайте постараемся охарактеризовать действие, которое мы совершаем в процессе представленных видов чтения.

Ученики зачитывают характеристики из 1-й колонки. Читает Анель Салауткалиева:
Найти в тексте определенную информацию (факт, термин, название, имя, дату)

Учитель: Что мы будем совершать, чтобы найти информацию

Ученик: искать

Учитель: Давайте подберем однокоренное прилагательное. Так и будет называться этот вид чтения

Ученик: Поисковое

Учитель: Ребята, как вы считаете, при поисковом виде чтения будем ли мы вчитываться в текст?

Ученик: Скорее всего, не будем, потому что нужно извлечь определенную информацию.

Учитель: Хорошо, 2-я колонка, читает Валерия Науман: Получить самое общее представление о содержании (информации) и назначении текста, его теме, стилистической принадлежности, композиции: количестве и расположении частей, распределении в них информации

Ребята, как вы считаете, будем ли мы внимательно изучать текст, чтобы понять, какая информация и как она расположена, или нам достаточно будет просмотреть текст?

Ученик: Нет, необязательно вчитываться, достаточно просмотра.

Учитель: Следовательно, какое действие мы будем совершать? И как назовем вид чтения?

Ученик: Просматривать, просмотровое чтение.

Учитель: Молодцы, давайте перейдем к 3-й строке. Что необходимо сделать здесь? Читает Полина Чаплюк: Извлечь основную информацию, понять основное содержание текста, составить представление о круге рассматриваемых вопросов и позиции автора по этим вопросам

Ученик: извлечь, понять, составить,

Учитель: Как вы считаете, сколько раз нам нужно прочитать текст, используя данный вид чтения? Достаточно будет 1 раза?

Ученик: Да

Учитель: Значит, как мы будем работать с текстом? Когда мы первый раз видим незнакомого человека, что мы делаем в первую очередь, чтоб начать с ним общение. То же самое действие можно применить и к тексту.

Ученик: Мы знакомимся. Знакомство, ознакомительное.

Учитель: Хорошо, и последний вид чтения. Читает Валерия Сиверская: Максимально точно и полно детально усвоить информацию текста, критически осмыслить ее для дальнейшего использования

Как вы считает, а здесь достаточно ли будет одного прочтения текста и почему?
Ученик: Нет, здесь нужно полностью понять, нужно прочитать несколько раз.

Учитель: Какое действие будем совершать. Чтобы достигнуть такой цели, как максимально точно освоить текст?

Ученик: изучение, изучающее чтение.

Учитель: Хорошо, расскажите, какие виды чтения вы обычно используете на уроках и дома при выполнении различных заданий?

  1. Первичное закрепление

Слайд 6. Учитель: Хорошо, сейчас мы с вами поработаем в парах. На слайде написаны задания, которые необходимо выполнить. Но дело в том, что я запуталась, какой вид чтения следует использовать в предложенных примерах. Помогите мне, пожалуйста. Вам нужно посовещаться и доказать, что для предложенных заданий необходим именно тот вид чтения, который вы определите. Запишите номер задания, рядом вид чтения.

  • Найти в тексте объяснение понятия, которое изучается сегодня на уроке (поиск.)
  • Выясните, сколько значений у слова «бежать» (поиск.)
  • Выяснить количество частей в тексте (просмотр.)
  • Определить тематику (круг рассматриваемых тем) текста (ознаком.)
  • Выяснить, как относится автор к поднимаемому вопросу (ознаком.)
  • Составить вопросы по содержанию текста (изуч.)
  • Сжато пересказать текст (изуч.)

Учитель: Молодцы, теперь я вижу, что вы поняли новую тему. Я хочу предложить вам поиграть.

Физкультминутка

  1. Закрепление.

Учитель: Молодцы! Теперь, ребята, поработаем с текстом. Отгадайте название текста, с которым нам предстоит поработать, для этого вставьте пропущенные гласные в слово. Внимание на слайд 7. (Развитие умения АНТИЦИПАЦИИ, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.)

В..р..бей

Учитель:

- Верно! Заглавие текста «Воробей». (Раздаю тексты) Посмотрите, кто является автором этого текста? (И. С. Тургенев)

- Что вы знаете о нём? Какие его произведения ранее читали? Вы узнали заглавие произведения, как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в этом произведении? Напишите в тетради ваши предположения. (Прием «Дерево желаний»)

- Что нужно сделать, чтоб узнать точно, что на самом деле произошло? (Прочитать текст)

- Обратите внимание, ребята, на структуру текста. Что необычного вы заметили? (Много абзацев)

- Каким видом чтения, ребята, мы воспользовались на первом этапе работы с текстом? (Просмотровым)

- Приступаем к чтению текста И. С. Тургенева. Но мы будем читать его с остановками. (Приём «Чтение с остановками») или (Ребята, мы прослушаем аудиозапись этого текста, вы можете следить по тексту, после прослушивания вам нужно заполнить таблицу, ответить на вопросы, вы можете совещаться с соседом по парте)

Конспект-опора

  1. Откуда возвращался охотник?____________________________
  2. Почему его собака уменьшила шаги?_______________________
  3. Что случилось с птенцом? ________________________________
  4. Кто сорвался с ветки близкого дерева?_______________________
  5. Как спасает своего птенца воробей?_________________________
  6. Каковы были действия Трезора?____________________________

Обсуждение ответов, диалог с учителем.

Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

1 остановка (после слов «…зачуяв перед собой дичь»)

-  Откуда возвращался охотник?

- Почему его собака уменьшила свои шаги?

- Как вы думаете, что будет дальше?

2 остановка (после слов «едва прораставшие крылышки»)

- Кого увидел рассказчик на дорожке сада?

- Что случилось с воробышком?

- Как вы думаете, что будет дальше?

3 остановка (после слов «…раскрытой пасти»)

- Что делала собака охотника?

- Кто сорвался с ветки близкого дерева?

- Как вы думаете, что будет дальше?

4 остановка (после слов «…сбросила его оттуда»)

- Зачем воробей спустился  с дерева?

- Как спасает своего  птенца воробей?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

 5 остановка (до конца читаем текст)

- Каковы были действия Трезора?

- Какие чувства испытывает рассказчик к бесстрашному воробью?

- А теперь, ребята, обратимся к вашим предположениям о содержании текста, которые вы записывали в тетради, совпали ли они? (ответы нескольких учащихся)

- Только ли о воробье идет речь в тексте? Кто являются главными героями произведения? (Воробей, собака, охотник)

- Какой вид чтения мы использовали на данном этапе? (Ознакомительное)

- Предлагаю максимально полно изучить информацию, представленную в тексте.

- Какой вид чтения мы применим для работы с текстом? (Изучающее)

- Для достижения нашей цели каждому ряду нужно выполнить следующие задания: найти в тексте слова, словосочетания, передающие чувства, переживания героев, подчеркнуть их (1 ряд - собаки, 2 ряд- воробья, 3 ряд- охотника)

Собака - уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу, смущенного (смутился).

- Какие два чувства борются в собаке? (гончей, признание силы материнской любви)

Воробей - сорвавшись, камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул в направлении зубастой раскрытой пасти, ринулся спасать, заслонил собою, тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою.

- Какие переживания испытывал воробей? Как мы можем назвать его поступок?

Охотник – возвращался, глянул, увидал, поспешил отозвать пса, удалился благоговея, благоговел перед маленькой героической птичкой, перед любовным её порывом.

- Какое чувство испытывает охотник? Какие однокоренные слова повторяются? (благоговея, благоговел)

- Что обозначает это слово? (Рита- инд.задание: благоговеть – уважительно относиться, восхищаться)

- Можно по-другому озаглавить это произведение?

- О чем оно вас заставило задуматься? Какова же основная мысль этого замечательного произведения? (Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь)

- Составьте, пожалуйста, синквейн со словом - заголовком текста «Воробей». (Ответы ребят)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 7.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте подведем итог нашего урока. Прием «Продолжи фразу»?

- Сегодня на уроке я узнал(а)…

- Мне на уроке показалось интересным…

- Сегодня на уроке я научился/научилась…

- На уроке мне понравилось/ не понравилось…

Ученик:  Узнали, какие есть виды чтения, когда они используются, в чем их отличие друг от друга

Учитель: Давайте еще раз вспомним, какие виды чтения существуют и как они называются?

Ученик: 4 вида: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее

Учитель: В чем особенность каждого из них?

Ученик: поисковое – выделяет какой-то факт, информацию; просмотровое – объясняет структуру текста, ознакомительное – знакомит с содержанием текста, изучающее – полное осмысление текста, использование его в последующей деятельности.

Учитель: Ребята, где может пригодиться каждый из видов чтения? (при написании изложения, при выполнении домашней работы)

Слайд 8. Оценки. Домашнее задание (на выбор): 1) упр.151    2) Написать сочинение-миниатюру «В чем заключается сила материнской любви?»

Учитель: Ребята, урок подходит к концу, и завершить его мне хотелось бы словами Дмитрия Ивановича Писарева, который говорил: «Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты». Желаю вам не просто читать, а читать эффективно. Спасибо за урок!

Приложение 1    

Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Приложение 2

  1. Откуда возвращался охотник?____________________________
  2. Почему его собака уменьшила шаги?_______________________
  3. Что случилось с птенцом? ________________________________
  4. Кто сорвался с ветки близкого дерева?_______________________
  5. Как спасает своего птенца воробей?_________________________
  6. Каковы были действия Трезора?____________________________

  1. Откуда возвращался охотник?____________________________
  2. Почему его собака уменьшила шаги?_______________________
  3. Что случилось с птенцом? ________________________________
  4. Кто сорвался с ветки близкого дерева?_______________________
  5. Как спасает своего птенца воробей?_________________________
  6. Каковы были действия Трезора?____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ФГОСу. Русский язык. 6 класс

В связи с последними требованиями к урокам необходимо придерживаться Федеральных Государственых Образовательных Стандартов (ФГОС).Данная разработка представляет собой пример конспекта урока по требова...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

Разработка урока по родному (русскому) языку в 5 классе

Урок по родному (русскому) языку в 5 классе  по теме "Грамматические нормы языка". Что такое грамматические нормы? Зачем их нужно соблюдать? Об этом пойдет речь на уроке. Материал усваи...

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...

Итоговый урок по родному (русскому) языку 7 класс

Итоговый урок в занимательной форме. В виде блиц-игры дает возможность повторить и обобщить материал всего курса за год....