Контрольная работа по литературе Бурятии
материал (10, 11 класс)

Цынгунова Агафья Чойнзоновна

Контрольная работа  с краткими ответами и  с развёрнутым ответом в объёме 3-5 предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr_lit_buryatii.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе Бурятии

Как и думал старый Олзобэ, вождь в ярости схватился за оружие, когда Молонтой отказался нырять. Молонтой поднял свой меч. Попятился вождь и чуть не упал: произошло неслыханное – монгольский воин отказался выполнить приказ старшего и, мало того, он поднял на старшего оружие!.. Вождь крикнул, чтобы все шли к нему. Собравшимся он рассказал о том, что случилось. Люди онемели от ужаса. Тогда выступил вперед Молонтой и высоко поднял над головой алмаз. Он рассказал племени о том, как он пронес своего отца в мешке и как мудрость отца спасла ему жизнь. Все племя пришло в движение. Окрестные горы огласились криками. То были крики ярости у тех, кто потерял близких своих во время похода и здесь в холодных водах Байкал-моря. То были крики радости у тех, братья и мужья которых избавились от верной гибели. Но вот вождь поднял руку. Он был спокоен и все так же неукротим. Он приказал двенадцати самым метким лучникам выйти вперед. Он велел этим двенадцати лучникам достать из колчанов двенадцать поющих стрел. Никто не знал, что собирается делать страшный вождь, но люди плотным кольцом окружили Молонтоя, все  так  же высоко державшего над головой чудесный алмаз. Вождь подошел к тому месту, откуда прыгали в море воины, снял с себя кольчугу, разодрал рубаху, обнажил грудь и крикнул:

-  Слушайте, хонгодоры!  Нету  у нас совета старейшин. Поэтому я буду судить себя сам. Я убил мудрость моего народа. За это мне смерть. Лучники, стреляйте!

  Двенадцать поющих стрел попали в сердце вождя…

Точно так же, как по окончании музыкальной пьесы, исполненной рукой виртуоза, еще долго стоит в ушах последний, заключительный аккорд. Савелию Григорьевичу все еще слышалось: «        Двенадцать поющих стрел попали в сердце вождя».     ( «Поющие стрелы»)

1. К какому жанру бурятского устного народного  творчества относится приведенный отрывок произведения?  Назовите.

2. Назовите  жанр произведения «Поющие стрелы».

3. Портретная  характеристика какого героя приведена  далее: «Высокий, широковатый лоб, с резкими скулами щеки, большие черные глаза, крупный с горбинкой нос, под которым кривился еле приметной усмешкой рот с полными красивыми губами, глубокая вертикальная бороздка на верхней губе – таков  был парень, следовавший за печальной толпой». Назовите данного героя.

4. Какую стилистическую фигуру использует писатель в произведении: «Двенадцать поющих стрел попали в сердце вождя…  Двенадцать поющих стрел попали в сердце вождя…»

5. В произведении даётся описание внешности героя. Какое средство художественной характеристики персонажей использует автор? «Его лицо, еще не старое, с мясистым широким носом, чуть одутловатыми веками, маленьким подбородком, большими холодными глазами, подвижным ртом с тонкими губами, принадлежало к тем лицам, которые запоминаются как-то сразу…»

6. К какому роду литературы относится данное произведение?  Назовите.

7. Какой троп использован для того, чтобы передать авторские впечатления и  дать оценку коням воинов: «Кони хонгодоров славились. Быстрые, как ветер, они могли скакать весь день без корма. Оказавшись в горах, они могли лазать по ним, как козы».

8. Как вы объясните поступок вождя хонгодоров? 

  Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания .

  Ответом  к заданиям является слово или словосочетание.

                                                         НАКАЗ

                                  Когда растает снег в горах,

                       когда в холодной синеве

                       заплачет птица Хайлгана,

                       ты вспомни обо мне.

                       Когда дожди пройдут в лесах,

                       когда заплачешь по любви

                       с тоской и нежностью в глазах, -

                       ты вспомни обо мне.

                       Когда осенний листопад

                       покроет золотом листвы

                       уже увядшие цветы –

                       ты вспомни обо мне.

                       Пока весна горит в глазах,

                       ты повстречаешь на земле

                       кого - нибудь, но все равно

                       ты вспомни обо мне.

                       Увидишь выросших детей

                       в каком-нибудь грядущем дне,

                       но в этот миг, в счастливый миг,

                       ты вспомни обо мне.

                       Когда-нибудь в кругу внучат

                       заговоришь о старине,

                       и, словно вспомнив чудный сон,

                       ты вспомни обо мне.

                       Когда устанешь и уйдешь

                       в страну теней,

                       то в той стране

                       под сенью вечности своей

                       ты вспомни обо мне.    ( «Наказ», перевод Ст. Куняева)

1. Как называется повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк? (Например, «лесах», «глазах»).

2. Назовите средство художественной изобразительности. («Когда осенний листопад покроет золотом листвы», « Пока весна горит в глазах»).

3. Как называется повторение одинаковых, однородных согласных, создающее благозвучие, «музыкальность», интонационную выразительность? («Когда растает снег в горах, когда в холодной синеве».)

4.  В переводе стихотворения  использован  художественный троп (« холодной синеве», «осенний листопад», «увядшие цветы», «чудный сон»). Назовите.

5.  Какая стилистическая  фигура использована поэтом в стихотворении? («… но в этот миг, в счастливый миг»).

6.  Каким чувством  проникнуто данное стихотворение?

Ответы:

  1. Легенда
  2. Роман
  3. Молонтой
  4. Анафора
  5. Портрет
  6. Эпос
  7. Сравнение

Ответы:

1.Рифма

2.Метафора

3. Аллитерация

4.Эпитет

5.Эпифора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Итоговая контрольная работа по истории Бурятии, 9 класс

Итоговая контрольная работа по истории Бурятии - 9 класс...

Итоговая контрольная работа по истории Бурятии, 10 класс

Итоговая контрольная работа по истории Бурятии, 10 класс...

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.

Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....