Робочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Гриненко Инна Викторовна

Рабочая  программа по родной русской литературе составлена  на основе   требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной литература», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература».

На изучение родной литературы в  10 классе в учебном плане ГБОУ ЛНР «Беловодская средняя школа № 1» отводится  34 часа в год из расчета  1 час в неделю (на 34 учебных недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura_.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

по родной (русской) литературе

для 10 класса
34 часа (1 ч. в неделю)


Составитель: учитель русского языка и литературы

Гриненко Инна Викторовна

2023-2024 уч. год


  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные УУД, предметные УУД)

              - Личностные:

  • воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.

               - Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

               -  Предметные:

 В том числе: (по разделам)

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы

и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

 • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

 • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

 • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

  1. Содержание учебного предмета, курса:

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

В первом блоке «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и истории.

Во втором блоке «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие возможность формировать ценностные ориентиры обучающихся.

В третьем блоке «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными аспектами жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности.

В четвертом блоке «Из русской поэзии» представлены стихотворения о главном человеке в жизни каждого – маме.

В пятом блоке «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания, уважения к людям любой национальности, гуманизма.

В шестом блоке «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения, помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ урока

Тема урока

Количество часов, отводимых на темы

1

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Введение. Любите читать!

1

2

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

1

3

А.П Чехов.  Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Баран и барышня", "В аптеке")

1

4

А.П Чехов.  Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Душечка", "Анна на шее")

1

5

История любви в повести  И.С.Тургенева «Вешние воды».

1

6

М.Горький.  «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности.

1

7

Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

1

8

Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы.

1

9

В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»).  Личные переживания героя-рассказчика.

1

10

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

1

11

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

1

12

Ю.К.Олеша «Друзья».

1

13

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба».

1

14

Б. Екимов.  Обзор жизни и творчества. "Говори, мама, говори…" Тема равнодушия в рассказе

1

15

Б. Екимов. Милосердие в рассказе "Ночь исцеления".

1

16

Е. Карпов. Духовное падение героя в рассказе "Меня зовут Иваном"

1

17

А.Платонов. Обзор жизни и творчества. Настойчивость и упорство героини в произведении "Песчаная учительница"

1

18

Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность?

1

19

А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои.

1

20

Нравственные уроки (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»).

1

21

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

1

22

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви.

1

23

Проблема взаимоотношения  подростков  в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

1

24

Взаимоотношения родителей и детей в повести  Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

1

25

«Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова «Третий адъютант».

1

26

Письменная работа  «Что такое смелость?»

1

27

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека.

1

28

Герои рассказа А. Н. Толстого  «Русский характер».

1

29

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.

1

30

Письменная работа  «Размышляя о прочитанном»

1

31

Письменная работа  «Размышляя о прочитанном»

1

32

Проблемы и уроки литературы ХХ века

1

33

Л. Улицкая «Детство сорок девять».

1

34

Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве. Рекомендации для чтения на лето.

1

4.Календарно-тематическое планирование (в формате Word)  

№п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка программы

План

Факт

1

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Введение. Любите читать!

1

2

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

1

3

А.П Чехов.  Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Баран и барышня", "В аптеке")

1

4

А.П Чехов.  Обзор жизни и творчества. Рассказы ("Душечка", "Анна на шее")

1

5

История любви в повести  И.С.Тургенева «Вешние воды».

1

6

М.Горький.  «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности.

1

7

Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

1

8

Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы.

1

9

В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»).  Личные переживания героя-рассказчика.

1

10

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

1

11

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

1

12

Ю.К.Олеша «Друзья».

1

13

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба».

1

14

Б. Екимов.  Обзор жизни и творчества. "Говори, мама, говори…" Тема равнодушия в рассказе

1

15

Б. Екимов. Милосердие в рассказе "Ночь исцеления".

1

16

Е. Карпов. Духовное падение героя в рассказе "Меня зовут Иваном"

1

17

А.Платонов. Обзор жизни и творчества. Настойчивость и упорство героини в произведении "Песчаная учительница"

1

18

Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность?

1

19

А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои.

1

20

Нравственные уроки (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»).

1

21

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

1

22

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви.

1

23

Проблема взаимоотношения  подростков  в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

1

24

Взаимоотношения родителей и детей в повести  Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

1

25

«Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова «Третий адъютант».

1

26

Письменная работа  «Что такое смелость?»

1

27

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека.

1

28

Герои рассказа А. Н. Толстого  «Русский характер».

1

29

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.

1

30

Письменная работа  «Размышляя о прочитанном»

1

31

Письменная работа  «Размышляя о прочитанном»

1

32

Проблемы и уроки литературы ХХ века

1

33

Л. Улицкая «Детство сорок девять».

1

34

Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве. Рекомендации для чтения на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

робочая программа по математике 5 класс Мордкович

рабочая программа по учебнику Мордковича Математика 5 класс...

Рабочая программа Родная литература (русская) 8 класс

Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родной литературы (русской) на базовом уровне основного общего образования в 8-ы...

Рабочая программа Родной язык (русский) 8 класс

Пояснительная записка.I.Место предмета в учебном планеВ соответствии с ФГОС ООО предусматривается обязательное изучение родного языка (русского) на базовом уровне основного общего образования в 8-ых к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...

Рабочая программа. Родной язык (русский). 10 класс

  Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным...

Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс

Рабочая программа "Родной язык (русский)" 9 класс. 17 часов...

Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс

Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс. 17 часов...