Целесообразность использования ИКТ на уроках родного русского языка и литературы
статья

КузьменкоТамила Петровна

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания родного языка и литературы. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы изложения материала. К нашей жизни крепко вошло такое понятие, как компьютер. Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые  могут быть полезны в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целесообразность применения ИКТ на уроках родного русского языка и литературы:

теория, практика, опыт

Кузьменко Тамила Петровна, учитель родного

русского языка и литературы

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания родного языка и литературы. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы изложения материала. К нашей жизни крепко вошло такое понятие, как компьютер. Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе.

Без процесса информатизации образования невозможно представить современную школу. Однако некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности использование информационных технологий. Я считаю, что такой подход необоснован.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках

Родного русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

• развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности,

умение принимать оптимальные решения;

• расширить возможности объема информации;

• сформировать у школьников умение работать с информацией, развить

коммуникативные способности;

• усилить мотивацию обучения;

• активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

• дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

• качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

Но добиться этого нелегко, потому что только системное и целесообразное использование информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. качество обучения школьников за счет улучшения качества деятельности учителя(преподавание предмета).

Для этого (и это самое важное!) кабинет должен быть оснащен

необходимой техникой: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, медиатека, постоянный доступ к Internet. Об этом общеобразовательный школе, пока остается только мечтать. Как выход,предлагается составлять расписание для проведения уроков в компьютерномклассе. Однако это позволяет только для эпизодического применения ИКТ.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при использовании ИКТ, отличаются от цели и задач других учителей-предметников и предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителям родного русского языка и литературы необходимо сформировать у учащихся крепкие орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать знания лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач является ИКТ.

Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок сводить только к общению

с компьютером. Но об этом и речь не идет. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя - словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать больше 15 минут урока. Компьютер коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности

преподавателя, снабжающего его такими средствами, которые позволяют решать лингводидактические проблемы:

1) усовершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучение (максимум работы с каждым учеником);

2) ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов в возникших знаниях.

через пропуск уроков;

3) повышение производительности самоподготовки учащихся после уроков;

4) ускоряется тиражирование и доступ ко всему накопленному в

педагогической практике;

5) возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения Информация будет полной, регулярной и объективной.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК, мультимедийных средств, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким уроков, меньше рассеивается внимание, поскольку существует обратная связь учителя с учениками.

Детей заинтересуют новые условия, непринужденность обстановки, именно общение с компьютером. Пассивное восприятие обучения превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все умственные операции учащихся сопровождаются практическими действиями.

Систематическое использование ПК на уроке позволяет говорить о целом ряде

положительных моментов:

· повышение уровня использования наглядности на уроке;

· повышение производительности урока;

· происходит актуализация познавательных интересов учащихся;

· учитель, создающий или использующий информационные технологии,

должно обращать огромное внимание на логику изложения первоначального материала, что способствует повышению уровня знаний учащихся;

На уроках по ИКТ каждый учащийся работает в индивидуальном темпе и по индивидуальной программе, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый учащийся может при желании повторить материал столько раз, сколько необходимо, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках. Сильные ученики получают более тяжелые варианты задач или консультируют слабых.

ПК - уникальное средство наглядности, ведь обеспечивает учащихся активной взаимодействием с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко представить языковую наглядность, «материализовать» ее с помощью цвета, графики, системы подчеркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пикографии, «оживления» иллюстраций и так далее. Благодаря постоянному обратной связи информационного и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческие работы, делать компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, выполняют рисунки, схемы, помогают делать тесты, дидактический материал.

К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет подать учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти учащихся. Изложение учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет углубить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу.

Практикую компьютерные тесты при проверке усвоения учащимися содержания художественного произведения, которое дает возможность быстро и объективно оценить каждую ребенка, показать, на что следует обратить внимание или заставить к повторному чтение.

Также есть разработанные компьютерные тесты для проведения тематических аттестаций по родному языку и литературе. Чрезвычайно эффективно использование такого вида тестов в ходе подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ.

Активно использую в своей работе интернет-ресурсы. С их помощью

можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи выполнения

произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты .

Работа с приложением Microsoft Publisher позволяет получить реальный

продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, буклета и т.п.

Она используется для

· оформление результатов групповой работы;

· выпуска газеты, информационного листа.

Использование ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем разных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока -семинара, урока- практикума, урока-виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей,на родину писателя.

Итак, использование ИКТ на уроках родного русского языка и литературы позволяет учителю:

· наполнить уроки новым содержанием;

· развивать творческий подход к восприятию окружающего мира,

любознательность учащихся;

· формировать элементы информационной культуры;

· прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

· поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

· идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав учащегося - право на качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)

В работе рассматирвается история  изучения заимствованной  английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ  словарей иностранных слов  с точки зрения количества...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....