"Язык-вековой труд поколения"
учебно-методический материал (6 класс)

Красинская  Ирина Фёдоровна

Программа внеурочной деятельности в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Язык – вековой труд поколений» для учащихся 6 класса

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.

2.Актуальность программы
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. 
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. 
Таким образом, создание данной программы является актуальным. 
3. Цель программы
Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Практическая значимость. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты языкового общения. Нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения социального опыта.

 Задачи программы

Обучающие:

  • развитие и формирование языковой личности;
  • развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
  • формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  • создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
  • расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

Воспитывающие:

  • воспитание любви и уважения к родному языку;
  • формирование умения слушать и понимать текст;
  • воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.

Развивающие:

  • развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
  • развивать представления о прекрасном в языке и речи;
  • приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.

Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.

Основные идеи программы

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность подростка, на создание для каждого ситуации успеха.

Социальная :развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Планируемые результаты

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные: знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и  речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

В программе представлены все направления развития личности во внеурочной деятельности:

  • духовно-нравственное
  •  социальное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
принцип связи теории с практикой;
принцип доступности;
принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
принцип добровольного участия школьников в занятиях;
принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
принцип занимательности.
 Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые (работа в больших и малых группах);
индивидуальные.
Виды деятельности:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

                                                             Содержание курса

Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (3ч). 
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.) 
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.) 
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.) 
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (2ч.) 
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 
Тема 7. Различай и отличай. (2 час.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.) 
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.) 
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.) 
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.
Тема 14. Что в имени тебе моем? (3 ч.)
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.
Тема 15. Итоговое занятие. (1ч.)
Аукцион знаний. 


 Формы и виды контроля.
Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, КВНы, ролевые игры, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
 Методические рекомендации.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
теоретическая;
практическая;
игровая.


-65%

Подробнее



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (технический труд)

Данный материал содержит разработку урока по технологии (технический труд) для учащихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "Технология создания изделий из древесных и под...

Не прервётся связь поколений "Моя бабушка-ветеран труда."

Сочинение-рассуждение ученика для метапредметной олимпиады "Не прервётся связь поколений"...

Программа лагеря труда и отдыха "Новое поколение 2017"

Особенностью программы ЛТО является её информационная направленность: формат СМИ (дети делают репортажи на заданные темы и о событиях лагеря, готовят передачи и главным конкурсом является телефестивал...

Статья в сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства" (стр. 89)

В сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях  многонационально...

Интерактивная лекция "Язык - вековой труд поколений. Пословицы и поговорки"

Материал можно использовать на уроках литературы, родного русского языка, во внеурочной деятельности...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)

Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной ...