Семинар-практикум на тему «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при работе с текстом, погрузиться в особенности заданий, выполнить их, используя приемы, представленные педагогом-практиком, членом муниципального методического актива.
Задачи семинара:
1. Раскрыть содержание через знакомство с приёмами работы.
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов.
Апробировть методы и приемы работы, представленные в практике, на фокус-группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт методической практики
Название практики: Семинар-практикум на тему ««Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности» Автор: Сысова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ингалинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Акимовича Колбунова» Большереченского муниципального района Омской области. Направление: преподавание предметов гуманитарного цикла. | |
Раздел | Содержание |
Резюме практики | Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при работе с текстом, погрузиться в особенности заданий, выполнить их, используя приемы, представленные педагогом-практиком, членом муниципального методического актива. Задачи семинара:
|
Описание практики | Цель практики: разработать и провести практический семинар по теме «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности», познакомить участников с приёмами и отработать упражнения для формирования читательской грамотности школьников при работе с текстом. Целевая группа: педагоги школы, муниципалитета. Исходная ситуация. Вопрос развития навыков работы с текстом стоит остро в каждом образовательном учреждении, перед каждым педагогом. Сегодняшние ученики умеют читать, но, к сожалению, не понимают прочитанное, не осваивают информацию, содержащуюся в текстах. Перед педагогом стоит проблема поиска новых продуктивных методов и приемов работы с текстом. При опросе педагогических работников (учителей – предметников) были выявлены затруднения в использовании и применении приемов, педагогических технологий по формированию читательской грамотности школьников. Таким образом, методическим советом школы было принято решение о -необходимости проведения практического семинара по использованию практик работы с текстом; - необходимости разработки и проведения серии практикумов с привлечением педагогов школы; - необходимости регулярных мероприятий в формате «равный обучает равного» - представить в виде кейсов комплект готовых заданий и материалов к ним на заседании ассоциации учителей гуманитарного цикла района. |
Начало использования практики: январь 2022 г. Количество мероприятий: 3 практических семинара. Характеристика состава участников: Учителя начальных классов Учителя гуманитарного цикла Учителя естественно - научного цикла Особенности реализации практики. Семинар – практикум предусматривает 1,5 часовую очную работу педагогов. При проведении практического семинара используются приемы актуализации знаний: «Ассоциация», «Мозговой штурм». Для проведения семинара, организатором выбрана групповая форма работы. Участники разделены в группы по желанию (4 по 5 чел.). Работа в группах способствует вовлечению в процесс практической деятельности, сплочению коллег, а также взаимному сотрудничеству педагогов разных образовательных областей. Задания для работы в группах сопровождаются информационно - раздаточным материалом и слайдовой презентацией, с возможностью выхода на электронный ресурс с заданиями, разработанный педагогом – организатором. Педагоги были погружены в деятельность. Разрабатывали кластер по заданной теме, писали синквейны на заданную, выбранную группой тему. Для апробирования инновационных приемов работы по интерпретации текста педагоги моделируют работу с детьми - прием «От текста к картинке и обратно» - прием «Хронологическая шкала» - прием «Денотатный граф» - прием « Из текста в таблицу» Далее каждая группа представила свою работу. Внедрение инновационных педагогических приёмов позволяет решать проблемы формирования читательской грамотности школьников. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни. Для оценки семинара, был предложен приём рефлексии «Мясорубка. Чемодан. Мусорная корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Предлагается выбрать, как участник поступит с полученной на практическом семинаре информацией. |
Чемодан – информацию с семинара беру с собой. Мясорубка – информацию переработаю и буду использовать в работе. Корзина–информация мне не нужна, пользоваться не буду. Из 20 человек – чемодан выбрали - 14 участников, мясорубку - 6 человек (школа) Из 21 участника заседания ассоциации района «Чемодан» выбрали 17 чел, «Мясорубку» - 4. В очном этапе конкурса «Современный омский педагог» - 18 участников апробации практики выбрали «Чемодан». По итогу проведения семинара-практикума проведено анкетирование, которое показало, что большинство педагогов возьмут в работу всё, что было предложено организатором мероприятия, а некоторые полученную информацию переработают для себя. Коллеги пришли к выводу: приемы, отработанные на семинаре положительно влияют на развитие и повышение уровня читательской грамотности. | ||||
Оцените мероприятие по следующим параметрам: А) полезное Б) интересное В) неожиданное Г) необходимое | Есть ли проблемы, которые остались неразрешенными? А) да Б) нет | |||
Необходима ли, Вам, помощь для решения этих проблем? А) да Б) нет | Нужны ли такие формы работы А) да Б) нет | |||
Описание результатов | Результаты анализа предложений, высказанных на семинаре, и опрос участников позволяет сделать следующие выводы:
3.Опрос участников семинара показал, что все респонденты удовлетворены результатами семинара, информация, представленная на семинаре, для всех его участников была актуальной и полезной, а такие формы проведения необходимы и нужны; 4. Организована консультационная методическая поддержка педагогов, внедряющих идеи, приемы и упражнения, полученные на семинаре, для использования в своей деятельности и развития собственной педагогической практики. 5. Организован чат с группой педагогов, внедряющих практику в свою систему работы. | |||
Рекомендации: Продолжить практику включения в систему методической работы школы по развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности. | |
Эффекты внедрения | - на уровне образовательной организации Практико-ориентированные семинары помогли не только теоретически разобраться в вопросах использования приемов формирования читательской грамотности, но и послужили толчком для использования в своей деятельности. Получили опыт практической деятельности по использованию приемов, способствующих формированию читательской грамотности и интерпретации текста. - на уровне муниципалитета Разработанные кейсы апробируются учителями, признаны продуктивными. - на региональном уровне Практика опубликована в Методическом атласе Омской области Практика удостоена призового места в конкурсе «Современный омский педагог» - на Всероссийском уровне Данная практика была представлена на образовательной онлайн – платформе Инфоурок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения.
Чтение-как вид речевой деятельности. Методы работы....
Методы и приемы работы с текстом
Презентация "Методы и приемы работы с текстом"...
Методы и приемы работы с текстом
Методическа разработка...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...

