Семинар-практикум на тему «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сысова Валентина Александровна

Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при работе с текстом, погрузиться в особенности заданий, выполнить их, используя приемы, представленные педагогом-практиком, членом муниципального методического  актива.

Задачи семинара:

1.      Раскрыть содержание через знакомство с приёмами работы.

2.  Показать  практическую значимость      использования данных приёмов.

Апробировть методы и приемы работы, представленные в практике, на фокус-группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт методической практики

Название практики: Семинар-практикум на тему ««Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»

Автор: Сысова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ингалинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Акимовича Колбунова» Большереченского муниципального района Омской области.

Направление: преподавание предметов гуманитарного цикла.

Раздел

Содержание

Резюме практики

Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при работе с текстом, погрузиться в особенности заданий, выполнить их, используя приемы, представленные педагогом-практиком, членом муниципального методического  актива.

Задачи семинара:

  1. Раскрыть содержание через знакомство с приёмами работы.
  2.  Показать  практическую значимость      использования данных приёмов.
  3. Апробировть методы и приемы работы, представленные в практике, на фокус-группе.

Описание практики

Цель практики: разработать и провести практический семинар по теме «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по

формированию читательской грамотности», познакомить участников с приёмами и отработать упражнения для формирования читательской грамотности школьников при работе с текстом.

Целевая        группа:        педагоги школы, муниципалитета.

Исходная   ситуация.                Вопрос развития навыков работы с текстом стоит остро в каждом образовательном учреждении, перед каждым педагогом. Сегодняшние ученики умеют читать, но, к сожалению, не понимают прочитанное, не осваивают информацию, содержащуюся в текстах. Перед педагогом стоит проблема поиска новых продуктивных методов и приемов работы с текстом. При опросе педагогических работников (учителей – предметников) были выявлены  затруднения в         использовании и применении приемов,    педагогических технологий по формированию читательской грамотности школьников.                

Таким образом, методическим советом школы было принято решение о

-необходимости  проведения практического семинара по использованию практик работы с текстом;

- необходимости разработки и проведения серии практикумов с привлечением педагогов школы;

- необходимости регулярных мероприятий в формате «равный обучает равного»

- представить в виде кейсов комплект готовых заданий и материалов к ним на заседании ассоциации учителей гуманитарного цикла района.

Начало использования практики: январь 2022 г.

Количество мероприятий: 3 практических семинара.

Характеристика состава участников:

Учителя начальных классов

Учителя гуманитарного цикла

Учителя естественно - научного цикла

Особенности реализации практики. Семинар – практикум предусматривает 1,5 часовую очную работу педагогов.

При проведении практического семинара используются  приемы актуализации знаний: «Ассоциация», «Мозговой штурм». Для проведения семинара, организатором выбрана групповая форма работы. Участники разделены в группы по желанию (4 по 5 чел.). Работа в группах способствует вовлечению в процесс практической деятельности,  сплочению коллег, а также взаимному сотрудничеству педагогов разных  образовательных областей.

Задания для работы в группах сопровождаются информационно - раздаточным материалом и слайдовой презентацией, с возможностью выхода на электронный ресурс с заданиями, разработанный педагогом – организатором.

Педагоги были погружены в деятельность. Разрабатывали кластер по заданной теме, писали синквейны на заданную, выбранную группой тему.

Для апробирования инновационных приемов работы по интерпретации текста педагоги моделируют работу с детьми

- прием «От текста к картинке и обратно»

- прием «Хронологическая шкала»

- прием «Денотатный граф»

- прием « Из текста в таблицу»

Далее каждая группа представила свою работу. Внедрение инновационных педагогических приёмов позволяет решать проблемы формирования читательской грамотности школьников.

Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни.

Для оценки   семинара, был предложен   приём рефлексии

«Мясорубка. Чемодан. Мусорная корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Предлагается выбрать, как участник   поступит с полученной на практическом семинаре информацией.

Чемодан – информацию с семинара беру с собой. Мясорубка – информацию переработаю и буду использовать в работе.

Корзина–информация мне не нужна, пользоваться не буду. Из 20 человек – чемодан выбрали - 14 участников, мясорубку - 6 человек (школа)

 Из 21 участника заседания ассоциации района «Чемодан» выбрали 17 чел, «Мясорубку» - 4.

 В очном этапе конкурса «Современный омский педагог» - 18    участников апробации практики выбрали «Чемодан».

По итогу проведения семинара-практикума проведено анкетирование, которое показало, что большинство педагогов возьмут в работу всё, что было предложено организатором мероприятия, а некоторые полученную информацию переработают для себя. Коллеги пришли к выводу: приемы, отработанные на семинаре положительно влияют на развитие и повышение уровня читательской грамотности.

Оцените мероприятие по следующим параметрам:

А) полезное Б) интересное В) неожиданное

Г) необходимое

Есть ли проблемы, которые остались неразрешенными?

А) да Б) нет

Необходима ли, Вам, помощь для решения этих проблем?

А) да

                  Б) нет

Нужны ли такие формы работы

А) да

Б) нет

Описание результатов

Результаты анализа предложений, высказанных   на семинаре, и опрос участников позволяет сделать следующие выводы:

  1. Проведенный семинар способствовал выявлению и решению проблем по данной теме;
  2. Участники семинара договорились о том, что необходимо              развивать эффективное взаимодействие между собой;

3.Опрос участников семинара показал, что все респонденты удовлетворены                результатами                семинара,        информация, представленная на семинаре, для всех его участников была  актуальной и полезной,         а        такие формы проведения  необходимы и нужны;

4. Организована консультационная методическая поддержка педагогов, внедряющих идеи, приемы и упражнения, полученные на семинаре, для использования в своей деятельности и развития собственной педагогической

практики.

5. Организован чат с группой педагогов, внедряющих практику в свою систему работы.

Рекомендации:

Продолжить практику включения в   систему методической работы школы по развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности.

Эффекты внедрения

- на уровне образовательной организации

Практико-ориентированные семинары

помогли не только теоретически разобраться в вопросах использования приемов формирования читательской грамотности, но и послужили толчком для использования в своей деятельности. Получили опыт практической деятельности по использованию приемов, способствующих формированию читательской грамотности и интерпретации текста.

- на уровне муниципалитета

Разработанные кейсы апробируются учителями, признаны продуктивными.

- на региональном уровне

Практика опубликована в Методическом атласе Омской области

Практика удостоена призового места в конкурсе «Современный омский педагог»

- на Всероссийском уровне

Данная      практика      была      представлена      на образовательной онлайн – платформе Инфоурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с текстом

Презентация "Методы и приемы работы с текстом"...

Методы и приемы работы с текстом

Методическа разработка...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...