«Мастерством гордится Россия» (народное искусство, ремесла) Интегрированный урок русского языка и информатики, изобразительного искусства в 6-м классе
план-конспект урока (6 класс)
«Мастерством гордится Россия»
Интегрированный урок русского языка и информатики, изобразительного искусства в 6-м классе о народном искусстве и ремёслах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Мастерством гордится Россия» (народное искусство, ремесла)
Интегрированный урок русского языка и информатики, изобразительного искусства в 6-м классе
Цель: Расширение знаний кадет о народных промыслах России и развитие их устной и письменной речи через создание веб-проекта.
Планируемый результат:
Предметные: кадеты совершенствуют навыки устной речи, научится собирать и презентовать полученную информацию, разовьют коммуникативные навыки публичного чтения и выступления, расширят знания о народных промыслах России.
УУД:
Личностные – формировать у кадет художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор и словарный запас; воспитывать чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев.
Регулятивные – определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану.
Коммуникативные – содействовать развитию эстетического вкуса, формировать коммуникативных навыков при работе в команде.
Познавательные – формировать умения перерабатывать, представлять и выделять главную информацию; учить создавать собственные веб-проекты в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: на столах лежат рабочие листы, самовар, чайная посуда, скатерти, салфетки, деревянная и глиняная утварь, выставка предметов русских народных ремёсел, скамья, народные русские костюмы.
I. Оргмомент (звучит фоном музыка русская народная).
Кадет 1: Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.
Кадет 2: Проходите, не стесняйтесь
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.
Интерес в вас разжигаем,
Караваем завлекаем.
II. Вступительная беседа
Учитель русского языка:
-Мы рады видеть вас. Урок наш необычный: он посвящен народным умельцам, чудесам, сотворенными их руками. Наш класс стремится к освоению культурных ценностей разных народов России. Давайте послушаем стихотворение «Я себя не мыслю без России» М. Лисянского.
Кадет 3:
«Я себя не мыслю без России»
Я себя не мыслю без Росси и,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Кадет 4: Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
(М. Лисянский)
Учитель ИЗО: В старину на Руси все детали своими руками. Ремесла кормили, одевали и обували.
Недаром русская пословица гласит: “Ремесло—не коромысло—плеч не оттянет, а само прокормит.” Обратите внимание на нашу выставку предметов народных промыслов. Здесь представлены работы настоящих мастеров и детские рисунки. (Выставка)
III. Инструктаж работы с рабочими листами
Учитель русского языка: На уроке мы будем работать не в рабочих тетрадях, а в рабочих листах. Запишите сверху свою фамилию и имя. На уроке мы приглашаем вас в путешествие по виртуальному музею народных промыслов. Экскурсоводами будут ваши одноклассники, а услышанную информацию вы будете вносить в таблицу «Народные промыслы». За её заполнение все получат оценки. Слушать выступающих нужно очень внимательно. Обратите внимание на то, что в 4 и 5 колонку нужно вписать существительные и прилагательные. Скажите, что такое существительное и прилагательное.
IV. Словарная работа
Учитель русского языка: Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Сегодня мы уже слышали такие слова как ремесло, промысел. Скажите, ребята, что такое ремесло? (Дима К. зачитывает определения из толковых словарей) Записываем подходящий термин к названию определения в рабочий лист.
- А что называется промыслом? (Дима К. выступает). Снова записываем подходящее название к определению.
Какие же народные промыслы прославляют Россию? Как они развивались? Живы ли народные промыслы в наше время? На эти и другие вопросы будем искать ответы на этом уроке.
Запишите название определения
___________________ - самое дело, требующее такого умения, мастерства (Из «Толкового словаря С.И. Ожегова»)
____________________- 1. Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (часто подсобное при сельском хозяйстве). Отхожие промыслы. Кустарный промысел. Охотничий промысел. Кузнечный промысел. Примись за промысел любой: железо куй иль песни пой и села обходи с медведем. Пушкин. 2. чаще мн. Промышленное предприятие (или сеть предприятий) добывающего типа. (Из «Толкового словаря С.И. Ожегова»)
____________________- 1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом. 2. Вообще профессия, занятие (Из «Толкового словаря С.И. Ожегова»)
Учитель ИЗО: Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам народного искусства.
- Какие виды искусства вы знаете? (декоративно-прикладное искусство, живопись, литература, скульптура, архитектура, искусство танца)
- А что такое искусство? Ответит нам на этот вопрос К. Дима. Записываем подходящее название к определению в карточку.
V. Виртуальная экскурсия
Учитель русского языка: Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.
Народное декоративное-прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка. Почему? На этот вопрос мы ответим в течение урока.
Учитель ИЗО: когда мы попадаем в музей, то встречаем экскурсовода. Все предметы без специалиста нам ничего о себе не расскажут. В музее народно-прикладного искусства мы посетим залы, где познакомимся с хохломской, с городецкой росписью, жостовским подносом, гжелью, Дымковской игрушкой. А куда ещё нас заведёт наше путешествие, вы узнаете позже.
Находясь в каждом зале, вы заполняете таблицу (образец на слайде). Поэтому во время экскурсии мы предлагаем вам не просто смотреть, но и запоминать, делать пометки в своих карточках.
1.Рассказ о создании проекта виртуального музея народного творчества:
Учитель информатики: Проект готовили группы кадет на уроках информатики. Сейчас мы приглашаем вас посетить наш виртуальный музей. Работу проводили 6 групп, получилось 6 виртуальных залов. Просим начать работу первой группе.
- Первый зал – «Хохлома»
Кадет 5 читает загадку о хохломе.
Кадет 6 рассказывает о хохломе.
…………………………………………………………………………………………………………..
- Второй зал – «Гжель»
Кадет 7: Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о …?
Кадет 8 рассказывает о гжели.
- Третий зал – «Жостово»
Кадет 9: Подносы …, пир мастерства и красок,
В росе прозрачной алые цветы,
И благодать анютиновых глазок
Глядит в лицо моё из темноты.
И растворяя ночи и рассветы,
Тепло полян и холод синевы,
Живёт всегда здесь солнечное лето
В цветастом сарафане из травы.
Кадет 10 рассказывает о гжели.
- Четвёртый зал – «Дымковская игрушка»
Кадет 11: Яркий, пёстрый небосвод,
В яблоках лошадки,
Важно барынька плывёт
С щёголем в крылатке.
У индюшки расписной
Хвост с зелёною каймой,
Крылья в розовых цветах,
Серьги красные в ушах.
Это глиняных игрушек
Многоцветный хоровод,
Словно ярмарка с картинки
К нам из прошлого встаёт.
Кадет 12 рассказывает о дымковской игрушке.
- Пятый зал – «Городецкая роспись»
Кадет13: загадка????
Кадет 14: (рассказывает о городецкой росписи)
VI. Физминутка (проводит кадет 15 под русскую народную музыку):
- Мы немножко все устали, немного отдохнём.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
VII. Карта промыслов
Учитель ИЗО: посмотрите, ребята, мы видим, что большинство народных промыслов находится в Центральной части Сибири. В какой части России мы проживаем? В Сибири, в Хакасии. Наша малая родина славится мастерами. Они создают тоже красивые вещи. Сегодня мы познакомим вас с необыкновенным украшением – хакасским пого.
- Шестой зал – «Резьба по кости. Вышивка бисером»
Кадеты 16 и 17 проводят экскурсию в шестом зале о народных промыслах северных народов Красноярского края.
VIII. Взаимопроверка карточек
Кадетам предлагается поиграть в учителей, обменяться рабочими листами, записать свою фамилию проверяющего, выставить оценку, используя шкалу баллов. После проверки с учителем ИЗО карточки нужно вернуть хозяевам.
IX. Языковая игра
Составить предложение о народных промыслах из набора слов.
Карточка 1
Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.
Карточка 2
В подмосковном селе Жостово Мытищинского района создают расписные железные подносы в неповторимой, только для Жостово характерной технике, центром которой традиционно является букет.
Карточка 3.
Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета.
X. Рефлексия
Составление и чтение синквейна (3-4 человека читают свой синквейн)
Правила написания синквейна таковы:
1. На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5. Пятая строчка это слово-синоним, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
XI. Итоги урока и выставление оценок
Урок прошел, прощаться жаль!
Но с ярмарки, и без подарка???!!!
Еще никто не уходил!
Работали вы вместе с нами,
Вас угощаем пирогами!
Ну а кадетам-сладкоежкам,
Конфеты вкусные с орешком!
(учитель предлагает угощения детям и гостям)
XII. Домашнее задание.
Ответить письменно на вопрос: «Почему необходимо беречь и сохранять народные промыслы?»
Рабочий лист
Фамилия и имя____________________________________________________________________
- Словарная работа
Запишите название определения
___________________ - самое дело, требующее такого умения, мастерства (Из «Толкового словаря С.И. Ожегова»)
____________________- 1. Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (часто подсобное при сельском хозяйстве). Отхожие промыслы. Кустарный промысел. Охотничий промысел. Кузнечный промысел. Примись за промысел любой: железо куй иль песни пой и села обходи с медведем. Пушкин. 2. чаще мн. Промышленное предприятие (или сеть предприятий) добывающего типа. (Из «Толкового словаря С.И. Ожегова»)
____________________- 1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом. 2. Вообще профессия, занятие (Из «Толкового словаря С.И. Ожегова»)
Таблица «Народные промыслы»
Название народного промысла | Место возникновения промысла | Исходный материал изделия | Основные цвета (прилагательные) | Основные узоры (существительные) |
Проверил(-а)_____________________________________________________________________
Оценка за работу__________________________________________________________________
Шкала баллов: 0 ошибок – 5 баллов
1-3 ошибок – 4 балла
4-6 ошибок – 3 балла
7 и более - 2 балла
1
Приложения к уроку
- Упражнение по русскому языку
Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
Определить к какому народному промыслу относится предложения.
1) Узоры, выполненные л..гко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-син..м цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.
2) Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, ж..лтыми кругами, точками, п..лосками, волнистыми линиями - один из оригинальных вариантов русского узора на глиняных игрушках.
3) Это яркие цветы, фрукты, пейзажи, написанные на мета(л/лл)ических подносах, покрытых лаком.
4) Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны со..нцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный».
5) Издавна жители Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, де..ские игрушки, различную бытовую утварь.
6) Это нагр..дное украшение и оберег хакасских женщин.
- Составьте синквейн
Правила написания синквейна таковы:
1. На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5. Пятая строчка это слово-синоним, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
2
Языковая игра
1
Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.
2
В подмосковном селе Жостово Мытищинского района создают расписные железные подносы в неповторимой, только для Жостово характерной технике, центром которой традиционно является букет.
3.
Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе
Данная разработка содержит материал для обобщения и закрепления основного программного материала по теме «Построение и редактирование текста»; развития ...

Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе "Языковые подсистемы и информатика".
Авторы: Белоногова Н.И., Салихова Л.З....

Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс
Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....
Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"
Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление...

Интерактивная деятельность на уроке музыки выступление на ШМО учителей музыки, русского языка, литературы и изобразительного искусства
Использование интерактивных технологий на уроке музыки...

Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса
Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир...

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"
В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...
