Лучшие работы моих учеников
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме

Кравцова Татьяна Ивановна

исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

X Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников

«Человек в истории. Россия – XX век»

Тема:

(«Человек и малая Родина»)

Выполнила: ученица 10 класса МОУ

Подколодновская СОШ  Лаптурова

Юлия  Васильевна

Научный руководитель: Кравцова

Татьяна Ивановна

Адрес: 396788 Воронежская область

 Богучарский район

                с.Подколодновка, ул.Мира, д.21А

Тел: (47366)4-31-18

Богучар

2008

Введение

Я выбрала тему «Человек и малая  Родина» потому, что жизнь и судьба человека - часть большой истории.

Я учусь в школе, одной из важных задач которой в настоящее время является воспитание у учащихся  патриотизма, любви к Родине, уважение к ее славному героическому прошлому. А любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, которая имеет свою историю, неразрывными узами связанную с историей Отечества.

Поэтому в своей работе я и хочу показать, что  исследование славных и зачастую еще неизвестных  страниц истории  человека и его малой Родины позволяет с наибольшей эффективностью решать эту задачу.

Цель работы и пути её достижения:

  • Расширить знания по истории Богучарского района в период Великой Отечественной войны .
  •  Продолжить работу по формированию умений и навыков исследовательской деятельности посредством  привлечения различных исторических источников научной и публицистической литературы, краеведческого материала.
  • Воспитывать любовь к Родине, гордость за великие подвиги отцов и матерей не только в военное время, но и в мирное.

 

План подготовки исследовательской работы:

  1. Изучение истории Богучарского района.
  2. Сбор информации о Гончаровой Нине Павловне, о ее  краеведческой деятельности  и  о работе как социолога.
  3. Изучение краеведческого материала, находящегося в школьном музее села Подколодновка.

ПЛАН.

1.Введение

2. «Человек – это звучит гордо».

3.Интересные факты из биографии Гончаровой Нины Павловны.

4.Трудовая деятельность.

5.Доброта спасет мир.

6.Путешествие по России.

7.Сбор краеведческого материала  для школьного музея.

8.Дружба Гончаровой Н.П. и учащихся Подколодновской школы с ветеранами 58 Гвардейской стрелковой дивизии, освобождавшими Богучарский край от немецко - фашистских  захватчиков.

9.Поездка в Германию.

10.Гончарова Н. П. в Министерстве Обороны Вооруженных Сил РФ.

11.Работа по краеведению продолжается.

12.Книга «Донские добровольцы».

13.Благодарность Учителю от учеников.

14.Заключение.

Пример добрых дел есть лучшее, что мы можем даровать тем,  кто живёт вместе с нами; память добрых дел есть лучшее, что можем оставить тем, кто будет жить после нас.

   

“Человек – это звучит гордо! “ Да, гордо, только есть он действительно высоконравственная личность, готовая поступиться  многим, если не всем, ради общего дела, ради счастья своей Родины. Эти слова звучат, наверное,

несколько своеобразно  из уст пятнадцатилетней  школьницы, но

ведь  во все времена понятие о долге и чести остались незыблемыми.

      Тема моего выступления  « Человек и малая Родина, которая посвящена человеку, стоящему на твёрдых основах, соблюдающему правила чести и долга, человеку, с которым становится теплее, светлее, лучше. Жизнь её подобна  комете, которая  всегда оставляет за собой яркий свет. Именно такой человек  Нина Павловна Гончарова, «Отличник народного просвещения РСФСР», 1986года, учитель иностранного языка, известный краевед, автор книги «Донские добровольцы», награждённая орденом Трудовой Славы III степени. Кто соприкоснулся с ней, обязательно заметит: «Благодарю, что по судьбе прошла».

      Справедливо считается – для того, чтобы преуспеть в профессиях учителя, врача и актёра, ими надо родиться. Нина Павловна, несомненно, учитель от Бога, Учитель с большой буквы. И подтверждение   тому  - вся её жизнь.

       Я  горда тем, что Нина Павловна родилась в жемчужине Воронежской области в селе Подколодновка 1 января 1948 года, воспитывалась в простой деревенской семье: мать – учитель, Клавдия Александровна Голубкова, отец – Александр Васильевич Голубков. Училась в местной школе, была способной ученицей, активисткой всех школьных дел, особенно ей нравился иностранный язык. А военно-патриотическое воспитание было главным еще совсем юной Нины, так как она воспитывалась в семье ветеранов 1-ой стрелковой дивизии (впоследствии она стала называться 58-ой стрелковой дивизией). Ее родители в 1942 году защищали Богучарский край от гитлеровских захватчиков, и именно они привили ей любовь к Родине и людям, живущим на  этой земле.  И уже с 6 класса Нина начала собирать материал об этой дивизии. После окончания Подколодновской средней школы в 1968 году она поступила в Тамбовский пединститут на факультет иностранных языков и в 1974 году  его закончила.

     Свою трудовую деятельность начала в Филоновской школе. Проработав совсем немного времени, она сумела зажечь ребячьи сердца, заглянуть в детские души. Потом педагогическая деятельность продолжилась в родной школе. Здесь она работала самоотверженно, по велению сердца. Она не могла вести дело как-нибудь, потому что помнила: ей доверено самое дорогое на земле – дети. Благодаря своим незаурядным и творческим способностям, она стала руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка, стала наставником молодых коллег. Сотни добрых дел!

     А сколько человеческих судеб прошли через ее сердце, когда она работала и социологом. Она спасла потерявших себя, свою душу не высокими словами, а личным примером старалась сохранить и сберечь доброту. И идут к ней письма, телеграммы, люди просят совета, помощи, благодарят. Строки из письма, где буквы расплылись от детских слез. Юля Уварова писала: «Нина Павловна, спасите меня от мамы. Я больше так не могу». И Нина Павловна срочно поспешила на помощь.  Девочка спасена, некоторое время она жила у Нины Павловны дома. Но Нина Павловна не остановилась: она разыскала Юлиного отца, который и забрал дочь к себе.

     Мы все куда-то спешим, некогда остановиться, взглянуть в глаза, поговорить и пообщаться, а Нина Павловна всегда находила время для своих подопечных.

    Семья Угроватых, где пятеро детей, мать – инвалид, лишена родительских прав, отец с ними не проживал. Семья находилась на краю пропасти: голод, холод, нужду – все пришлось испытать этим детям. Но и тут на помощь пришел человек с золотым сердцем. Нина Павловна немедленно оформила опекунство, контролировала распределение денег в семейном бюджете. И повеселели ранее угрюмые лица детишек: Тоня и Таня окончили Богучарское ПТУ №18, Иван поступил в промышленно – гуманитарный колледж в г. Воронеже, куда возила его Нина Павловна, жила с ним до тех пор, пока не определила в благоустроенное общежитие. Иван успешно заканчивает колледж, поступает в ВГУ и где сейчас продолжает учиться. И он благодарит судьбу за то, что на его пути встретился такой беспокойный человек. А Кате Нина Павловна посоветовала поступить в Калачеевский техникум, и девочка к ней прислушалась: в данный момент она обучается на третьем курсе, Марина, самая младшая ,заканчивает 9 класс.

         …Мне жизнь все как – то коротка,

И все боюсь. Что не успею я

                                        Свершить чего–то!

И она успевала везде! Сколько экскурсий вместе с детьми совершила Гончарова по городам России: Волгоград, Москва. Киев, Запорожье, Ворошиловград ,Санкт – Петербург…

Особый интерес  в любом городе вызывало посещение музеев Боевой славы, потому что в ее уме зрела  мысль о создании музея в своей школе.                              И она вплотную занялась краеведением: пешком она обошла жителей сел Журавка, Старо-Толучеево, Грушовое, Галиевка, Подколодновка, по крупицам собирала материал (воспоминания очевидцев, родственников о погибших) о 58 стрелковой дивизии, вела переписку с оставшимися в живых ветеранами Великой Отечественной войны.  Их рассказы  -это яркая страница из жизни Богучарского края , это наша гордость и человеческая память.

                 А чтобы создать музей, Нина Павловна  вместе с учащимися работала в колхозе, лесничестве и на заработанные деньги оформляла материал для будущего музея. Вспоминается такой случай. «В воскресенье приглашаю детей поработать в колхозном саду на обрезке деревьев и очень прошу организовать ребят и поучаствовать в этом деле  учащихся десятого класса и конкретно Мартыненко Александра (а он среди них был лидер). На следующий день (это было воскресенье) пришли ребята из моего класса, где я была классным руководителем, и смотрю-  идет  много старшеклассников-мальчишек во главе с Сашей. Как я была рада! Сколько много мы сделали в этот день! И как я благодарна была  учащимся  10 класса. Несомненно, я была уверена, что Мартыненко организует ребят . И воспитание Нины Павловны в будущем принесло свои результаты. Поэтому-то он, проходя службу в горячих точках (в Афганистане), был награжден орденом Красной Звезды, спасая командира, вытащил его из горящего танка. Я поняла, что мои воспитанники в любую минуту придут на помощь».

Нина Павловна умела найти подход к детям, которые  могли прийти ей на помощь в любую минуту.

                     И в 1983 году был открыт музей Боевой и Трудовой славы. Что чувствовала в этот день Нина Павловна - нельзя передать словами! Наконец-то она осуществила то, о чем мечтала всю свою жизнь. Ведь любимым делом её было - краеведение. «А цель жизни, - говорит Нина Павловна, - это то, что заставляло тебя подниматься вверх и дает тебе силы, а идеал человека-это та вершина, к которой ты идешь всю жизнь, без которой не можешь».

                      А как её благодарили односельчане и ветераны Великой Отечественной войны за проделанную работу! Ведь если б не она, не знали бы мы, молодое поколение, защитников земли Богучарской и не было бы у нас такой книги, которую написала Нина Павловна.

                    Очень тесно связывает дружба учащихся нашей школы с ветеранами 58 стрелковой дивизии, которая начала свой боевой путь из села  Подколодновка и закончила в Германии и Чехословакии, которые каждые 5 лет встречаются в нашем районе, всегда бывают в нашем селе и, конечно же, в музее. И на этих встречах обязательно присутствует Нина Павловна.

                    А когда в 1990 году  ветераны 58 дивизии собрались поехать на встречу в Германию, то председатель Совета ветеранов Станков Николай Степанович пригласил Нину Павловну и её ученицу Сиряченко Валентину. Так Нина Павловна  и оказалась в ГДР. Им удалось побывать и посмотреть города Германии: Берлин, Потсдам, Ерфурт, Хоерсверда и другие. Они побывали в 12 школах и везде их встречали тепло. Навсегда  останется в памяти посещение Трептова парка, где похоронено 20тысяч советских солдат. И это оставило неизгладимый след в её памяти.

             Не раз ездила Нина Павловна с учащимися и ветеранами по местам боёв – Миллерово – Лозовая – Красновка. Возвратившись домой, Нина Павловна решает открыть памятник в селе Подколодновка защитникам, которые погибли от немецких захватчиков. Она в этот же год едет в Москву в  Министерство Обороны с просьбой оказать помощь в приобретении военной техники (двух пушек) для памятника. Её принимают и ей  не отказывают в её начинании. Возвратившись в село, она вместе с учащимися школы  открывает  счёт для сбора денег. Учащиеся  школы и жители села собрали 18 тыс. рублей на открытие монумента. А вскоре ей позвонили из Министерства, и памятник был доставлен, но  это было смутное время перестройки, и её мечта не была осуществлена.

                    Но для Нины Павловны работа  по краеведению  продолжалась. Нина Павловна собранный материал переработала и к 60летию Великой Победы оформила в своей книге «Донские добровольцы». Эти истории не выдуманные, всё было записано из воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. Их рассказы - это яркая страница из жизни Богучарского края, это наша гордость и человеческая память. И пусть тебе, Богучарская земля, гимном станут такие слова: «Славься, огнём пылавшая, кровью политая, ужасами войны не сломленная, щедрая, русская Донская земля!» Но мир не без добрых людей! И это книга вышла в свет благодаря спонсорской помощи Генерального директора ЗАО «КОМИНКОМ - Черноземье» Петрова Василия Михайловича, заместителя руководителя  управления делами Воронежской области Федорищева Михаила Петровича.

    Я горда тем, что автором книги является моя учительница Гончарова Нина Павловна. Память о героях – земляках должна жить в наших молодых сердцах, ведь они защищали наш  Богучарский край и рубежи необъятной Родины. Это они форсировали реки, брали штурмом города и села, это  они познали все трудности военного времени. Их свинцовые пули хлестали, а они плыли. Их штыками кололи, а они шли, шли к Великой Победе. Их подвиг бессмертен, их жизнь продолжают дочери и сыновья, внуки правнуки, и эти воспоминания служат примером для нас, молодых.

     Работу по краеведению Нина Павловна продолжает  и сейчас. С вырученных денег от продажи книг и добавив еще 70% из собственного бюджета, она поставила на могилах памятники участникам войны: Чередниковой Анастасии Мефодьевне, Сиденко Прасковье Николаевне (бывшей вожатой Подколодновской школы, которая добровольно ушла на защиту Богучарского края), Гузенко Фекле Антоновне.

         Все они участники 58 стрелковой дивизии, но умерли до того, как вышел закон о бесплатной установке памятников на могилах ветеранов войны.

 «Краеведение – мое дополнительное занятие в педагогической деятельности и в воспитании молодого поколения. А вот немецкий язык – любимое дело всей моей жизни. И я счастлива тем, что мое дело продолжают мои ученики. Трое из них тоже стали учителями иностранного и сейчас работают в  Богучарском районе: Житникова Г. И. (Подколодновская школа), Демченко Н.И. (Данцевская школа), Марченко Т.П. (Журавская школа). Это мои звездочки, которые будут светить после меня. Я люблю свой Богучарский край и хочу, чтобы моя любовь была выражена словами, которые написаны в моей книге:

Славься огнем пылавшая,

Кровью политая,

Ужасами войны не сломленная,

Щедрая, русская Донская земля!»

    За всю её работу односельчане выражают ей искреннюю благодарность и своё признание. А как она любит и уважает пожилых людей! «Когда я вижу такого человека, - говорит Нина Павловна, - я готова ему все отдать: обогреть, накормить, оказать помощь». А скольким пожилым людям протянула руку помощи, помогла в трудное для них время: увозила в больницу, присматривала ежедневно, кормила, оформляла в дом- престарелых. И это все делалось от души.» Нина Павловна испытывала удовлетворение, что смогла помочь человеку. А в ответ люди благодарили её и всегда знали:  есть к кому обратиться за помощью.

     Я благодарна судьбе, что меня воспитывал такой педагог. У Нины Павловны – необыкновенное трудолюбие, неубывающий интерес к общественным делам и постоянная тяга к людям, доброта, сердечность и чрезмерная скромность – вот что, пожалуй, главным образом характеризует Нину Павловну. И я без сомнения могу сказать, что Нина Павловна – герой нашего времени, маяк, который освещает путь молодому поколению. Нина Павловна – яркий образ некрасовской женщины, которая может все: помочь, уберечь, посоветовать, подбодрить добрым словом в трудную минуту.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как часто мы говорим:  «Какой хороший человек!» А что это значит? Мне кажется, в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее,  душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознавая свою пользу для общества.

Насколько бедна и бессмысленна была бы наша жизнь, не будь в ней  творчества в  самом широком   понимании этого слова. Можно любую работу выполнять с радостью, делать  ее с каждым разом лучше и лучше. Внося элемент творчества, частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку. Надо только захотеть.

Доброта, если она истинная, всегда самореализуется. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, а по-другому и нельзя, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать. Только раб выполняет работу из-под палки, а свободный гражданин, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с прогрессом. Дух захватывает от мысли, что  человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание  множить доброту, разлитую вокруг.

И, несомненно, только русский человек может жить не щадя себя во имя Родины. Именно таким человеком является Гончарова Нина Павловна. Это человек, беззаветный, отдавший всю свою жизнь служению России.   У нее особая атмосфера доброты, которую она  сумела создать  вокруг себя .Быть образцом для всех - вот  линия жизни у  этой женщины на малой Родине. Именно здесь, на малой Родине,  она исполнила  все, что  назначено человеку: построила  дом,  посадила дерево и вырастила ребенка -вот необходимый минимум человеческих свершений.

        Мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его  деятельность в будущем.

 Действительно, дом, который построила Нина Павловна, стал следом человека на земле: в ней слышится смех, звучат песни, отмечаются праздники. Дерево стало свидетельством жизни ее ( а сколько их посадила она за свою жизнь!): оно дарит прохладу в знойный день, поддерживает мир- лад, охраняет покой. А ее дочь продолжила семейную династию учителей. Эля работает  в ПТУ -18  города Богучар заместителем директора по воспитательной работе.

Я считаю, что главное - воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало?!

Литература

1. Воспоминания семьи Угроватых.

2. Интервью- воспоминания  Гончаровой Н.П.

3.Н.П.Гончарова"Донские добровольцы» Воронеж,2007

4. Приложение диск CD RW с презентацией

5.Т.А.Касимова «Патриотическое воспитание школьников» М.;2006

6.Фото из краеведческого музея МОУ Подколодновская СОШ.



Предварительный просмотр:

X Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников

«Человек в истории. Россия – XX век»

Тема:

(«Со школьного порога  шагнувшие в войну»)

Выполнила: ученица 11 класса МОУ

Подколодновская СОШ  Мартыненко

Татьяна Александровна

Научный руководитель: Кравцова

Татьяна Ивановна

Адрес: 396788 Воронежская область

 Богучарский район

                с.Подколодновка, ул.Мира, д.21А

Тел: (47366)4-31-18

Богучар

2008

Цель работы и пути её достижения:

  1. Расширить знания об Афганской войне и о роли советского человека в ней;
  2. Продолжить работу по формированию умений и навыков исследовательской деятельности посредством  привлечения различных исторических источников научной и публицистической литературы, краеведческого материала;
  3. Воспитывать любовь к Родине, гордость за великие подвиги отцов, сумевших выполнить свой интернациональный долг в Афганистане.

 

План  проведения исследовательской работы:

1. Изучение истории Афганистана  и Афганской войны, в которой принимал участие «ограниченный контингент советских войск».

2. Сбор информации о Мартыненко Александре Николаевиче и его сослуживцах, проходивших службу в Афганистане.

3. Поездка в село Терешково Богучарского района Воронежской области к матери Капустиной М. И. погибшего воина–афганца  с целью выяснения, знакомы ли были или нет ее сын Капустин Михаил Иванович и мой папа Мартыненко Александр Николаевич, так как годы службы и территория, на которой они находились, совпадают.

План  исследовательской работы:

1. Введение

1. Нежданная война.

2. Все мы родом из детства.

3. Воспоминания классного руководителя Забудько В.М., учителя немецкого языка Гончаровой Н.П., одноклассника Урывского В.В. о Мартыненко А.Н.

4. Призыв на военную службу.

5. Воронеж – Москва – Файзабад.

6. Воспоминания о службе в ДРА.

7. «Знать судьба такая».

8. «А нас осталось только трое…»

9. Письма домой.

10. Пожелания друзей.

11. Долгожданный день

12. «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан».

13. Человек высокого морального долга.

14. Летопись о воинах-интернационалистах продолжается.

15. Заключение.

Введение

        В феврале 2009 года Россия будет отмечать двадцатую годовщину вывода советских войск с территории ДРА. И я решила не остаться в стороне,  выбрав тему «Со школьного порога шагнувшие в войну» потому, что жизнь и судьба человека (моего папы)- часть большой истории.

Я учусь в школе, одной из важных задач которой в настоящее время является воспитание у учащихся  патриотизма, любови к Родине, уважение к ее славному героическому прошлому. А любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, которая имеет свою историю, неразрывными узами связанную с историей Отечества. А Российская Армия не только воспитывает молодого человека, но и закаляет. Поэтому в своей работе я и хочу показать, как  Российская Армия содействует воспитанию в сегодняшних молодых людях преданность Родине, стойкость, мужество, дружбу и высокие моральные качества, сознательное отношение к жизни в обществе.

Около двух десятков лет назад, казалось, трагическая страница нашей истории была перевернута навсегда. Но вправе ли мы забывать ее, как и тех наших солдат, кто согласно присяге служил Родине там, куда она послала. В память обо всех, опаленных огнем той войны, каждый год 15 февраля проходят традиционные мероприятия по всей стране. Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе подвигов лежат священные для каждого понятия: Родина, дружба, воинский долг.

12 декабря 1979 года на Политбюро ЦК КПСС было принято решение об оказании военной помощи Афганистану – вводе советских войск. Это было роковое решение. 14 декабря, через два дня после того, как Политбюро «решило вопрос», в Кабуле под предлогом охраны резиденции Хамидуллы Амина высадились батальон спецназа и две спецгруппы КГБ («Гром», «Зенит»). 25 декабря в 15 часов в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалась на дороге и перевернулась  (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так началось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Афганская война была одной из самых затяжных и трагических войн XX века. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Именно она подорвала могущество и престиж мировой сверхдержавы, положив начало ее распаду. Да, война в Афганистане не принесла нашей стране ни почести, ни славы, не стала победоносной. Победить кого-то – такая задача и не ставилась перед  40-й армией. Да, наши войска понесли немалые потери, но они не проиграли ни одного сражения. Конечно, они не были ни захватчиками, ни оккупантами, тем более ни террористами. Они пришли туда, выполняя условия советско-афганского договора об отпоре агрессии. Ответственность за авантюристское решение об участии в этой войне лежит на тех,  кто его принимал, но наши воины, живые и павшие с честью и достоинством  до конца выполняли свой интернациональный солдатский долг. Историки до сих пор не могут объективно разобраться в ее противоречивом характере.

Афганистан – страшная и странная страница нашей истории. Пусть спорят политики. А мы говорим о героях…

Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами, они такие же, как все солдаты, недавние школьники, а ныне наши отцы…

Такой же и мой папа  - Мартыненко Александр Николаевич. Обычный ученик, настоящий солдат, Человек с большой буквы: подтверждение тому – вся его жизнь.

           Все мы родом из детства. И если следовать мысли известного русского философа, историка Д.С. Мережковского, что человеческая жизнь подобна дневному течению   солнца – утро у Мартыненко Александра Николаевича было чистым, свежим, безмятежным. Он родился 27 декабря 1964 года в селе Купянка, Богучарского района, Воронежской области. Для его родителей, Екатерины Васильевны и Николая Тимофеевича,  ожидание сына было значимым событием, так как у них уже была дочь Светлана. В семье всегда царил покой и взаимопонимание.

 «Детей очень любили, но не баловали,- вспоминает Екатерина Васильевна, – сын и дочь воспитывались в труде, потому и выросли достойными их, честными и порядочными».

Два класса начальной школы Саша окончил  в селе Купянка, а потом родители переехали в село Подколодновка. Здесь Саша пошёл в третий класс. И детство запомнилось именно школой. А до неё – несколько метров. После школы – дела по хозяйству, а потом бегом на спортивные секции.

 Из воспоминаний классного руководителя Забудько Валентина Максимовича:

- Саша был отличный спортсмен, любил и футбол, и волейбол, и баскетбол, несмотря на маленький рост. Не раз участвовал в районных соревнованиях по легкой атлетике, занимал призовые места. Общительный, уважительный юноша, всегда проявлял интерес к истории Родины. У него развито чувство ответственности за судьбу Отечества. Александр считал, что святой долг каждого - защищать своё государство. Он с детства активный участник военно-спортивных игр. У него здоровая принципиальность, есть способность держать слово, доводить дело до конца. Он честный, смелый, не оставит человека в беде, может проявить решительность, выдержку. Александр трудолюбив, обладает организаторскими способностями, сам является примером в любом деле. Он может поставить перед собой цель и упорно идти к ней.

           А вот, что сказала о нем Гончарова Нина Павловна, бывший учитель немецкого языка, руководитель школьного музея Боевой и трудовой славы:

- Чтобы создать школьный музей, я вместе с учащимися работала в колхозе, лесничестве и на заработанные деньги оформляла материал для будущего музея. Однажды, в воскресенье, прошу старшеклассников и конкретно Мартыненко Александра (а он среди них был лидер) прийти помочь на обрезку деревьев в колхозном саду. Я была уверена, что Саша несомненно организует ребят на доброе дело. На следующий день смотрю: идет много старшеклассников- мальчишек во главе с Сашей. В этот день мы с ребятами сделали большой объем работы.

А одноклассник Урывский Виктор Викторович вспоминает, что Мартыненко Саша всегда пользовался непререкаемым авторитетом среди друзей. Он замечательный гитарист и великолепный певец. В 80-х годах он играл на ритм - гитаре  и  был солистом ВИА «Белая птица».

             Александр любил спорт, технику, играл на гитаре и мечтал стать военным летчиком. И в 1982 году, окончив 10 классов, Александр поехал поступать в город Балашов Саратовской области в институт военно-транспортной авиации, но из-за некоторых нюансов, связанных со здоровьем, ему предложили учиться на вертолетчика, но он отказался.

Вернувшись назад в село Подколодновка, он один  месяц проработал трактористом, и школьный друг – одноклассник Тасоев Сергей предложил поехать учиться в Острогожск в техникум на ветврача. Занятия были прерваны из-за призыва в армию.

 (Мой папа не любит рассказывать об «афгане», поэтому в моём выступлении всего несколько его воспоминаний о службе.)

         31 марта 1983 года моего папу призвали на военную службу в ряды Советской Армии. Сначала отправили в Москву, где переодели в военную форму, и на вертолете  -  в Оренбург, потом в  Душанбе, а оттуда в Термез, сказав, что они едут охранять южные рубежи нашей Родины. Оказалось, что Термез – это Афганистан.

                                   Термез далекий и безжизненная степь

Пропахли дымом от разрывов горьким,

Ты долго не увидишь сыновей,

Спасающих другой народ от горя.

Мы, Родина, покинули тебя,

Нам совесть путь -  дорогу указала:

Иди и выполняй святой приказ

Чтоб Родина спокойно засыпала.

В апреле 1983 года мой папа оказался в Афганистане, где уже четвертый год  «ограниченный контингент советских войск»  продолжал воевать в чужой стране.

В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну со школьной скамьи, как  и мой папа. Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Так папа в первые дни службы оказался в Термезе – это палаточный городок в пустыне. Он попал в танковые войска.

-Когда мы прибыли на место,- вспоминает папа, - то к каждому старослужащему были приставлены по 2 молодых бойца. Он  все  рассказывал нам  о том, как себя вести, где можно ходить, с кем разговаривать и т.д., то есть мы были «под полным контролем».

Здесь я за два месяца прошел курс молодого бойца и принял присягу. Потом с группой военнослужащих был отправлен в Кишим, а полк находился в Файзабаде. (В этом месте папа прослужил два года без десяти дней.)

             Мы ходили по кишлакам, патрулировали территорию, условия горно-пустынной местности предъявляли к нам высокие требования. И существенной особенностью афганской войны было то, что не было «линии фронта». Трудно было утверждать,  какую часть своей территории контролирует и управляет Правительство ДРА  с нашей помощью.

Бандформирования были везде и нигде, поэтому рейдовые операции по одним и тем же местам повторялись многократно. Моджахеды неожиданно появлялись и так же неожиданно исчезали, едва мы намеревались нанести удар. Мы, советские солдаты, знали, что «сюрприз» можно ждать от каждого афганца, будь то старик,  женщина или ребенок.

            C начала службы, почти ежедневно,  принимали участие в военных действиях. Было трудно, так как мы не имели жизненного опыта, а душманам местность знакома, они знали любой уголок, где воевали.

                        Летом очень жарко, в тени 60 градусов, а ночью холодно. Стоя на посту, часто замерзали.

 И как себя согреть? Ведь как говорится, «русский Иван найдёт выход из любой ситуации». Мы придумали следующее:  потрогали руками гусеницы  танка, а те оказались тёплыми, и тогда мы ложились спиной или животом к железу и грелись.

             На этой войне и голодать приходилось: часто из-за нелётной погоды не прилетал вертолёт. Но русский солдат выживал при любых условиях, даже если приходилось делить хлеб на кусочки, размер которого со спичечный коробок.

   -Однажды мой танк, - вспоминает папа, - окружили со всех сторон душманы, думал всё, но хорошо, что не забросали гранатами и не расстреляли в упор, поэтому за какие-то секунды я нашёл выход,  и мне повезло. Считаю, что Бог в тот момент сохранил мне жизнь.

   -Папа, расскажи, пожалуйста, за что ты был награжден орденом Красной Звезды? - спросила я.

-Таня, ты голыми руками режешь меня по живому, - ответил папа. – Знаешь, как это тяжело?! Нежданная война шла своим чередом. Боевая работа становилась обычным делом, но так трудно было переживать потери убитых и раненых. А они случались почти ежедневно. Страшно терять товарищей, которые еще вчера спали рядом с тобой, а сегодня в обед их уже нет…  А ведь они тоже строили планы на будущее. Их тоже дома ждали невесты, жены, дети, родители.

На все боевые задания я как механик-водитель отправлялся со своим командиром Ворониным Александром Владимировичем в одном танке. Наш танк шел всегда вначале боевой колонны, а возвращался – замыкающим. И вот однажды, выехав на очередную операцию, наш танк подорвался на фугасе и загорелся. После взрыва я понял, что командиру нужна моя помощь, его ноги были сильно повреждены, и я в одно мгновение прыгнул назад в горящий танк и вытащил раненого командира. Потом, приходя в себя, подумал, откуда у меня появилась эта небывалая сила. Вот так я спас своего командира.

У офицеров и солдат

 В бою тяжёлом время сжато…

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.

О! Подвига полет бессмертный!

Ты бросился под выстрел первым,

Друзей и Родину любя.

  А однажды мой танк был подбит, я успел выбраться, но шквал пуль не давал даже поднять голову. Как уцелеть в этой ситуации?  Я прижался к гусеницам танка, пытаясь укрыться от пуль, чтобы они не попали в голову или ноги, но  всё-таки был ранен в спину. Падая, сначала не понял, что случилось со мной, было все, как в тумане, перед глазами пронеслась жизнь, с которой так не хотелось расставаться.  К счастью, все обошлось.  Ребята успели вовремя. Я отлежал в санчасти, подлечился и снова продолжил службу.

- А скольких товарищей  спас мой папа! Бывало, что до госпиталя он нес на руках и думал, лишь бы успеть! Но лучший друг – Морковкин Алексей Александрович умер, у него было семьдесят процентов внешнего ожога и тридцать процентов ожога дыхательных путей. Это было 28 июля 1984 года. Папа дотащил его до вертолета, санитары внесли в вертолет, поставили капельницу, и я на вытянутой руке держал ее до места назначения. Живого доставили мы до госпиталя, но не выдержали почки. И 2 августа он скончался.  А другой товарищ не дожил несколько дней до дембеля: подорвался на мине.

            В Афганистане закончить свой жизненный путь можно было там, где совсем не ждешь, и необязательно в смертельном бою. Часто, когда шел разговор о тяжелых случаях в жизни, о смерти, о ранениях или иных неприятностях волей-неволей он сводился к заключению: «Знать судьба такая. От нее не уйдешь». Кто верит в судьбу, кто не верит – каждый прав по-своему. Я лично верю.

В моем танковом взводе было 16 человек, а осталось только трое: Рытов Юрий, Скорлупин Сергей и я,  Мартыненко Александр. С одним я поддерживаю связь, а другого не могу отыскать.

Я поинтересовалась о том, часто ли папа писал письма?

 -Как была свободная минута, так и писал, потому что очень скучал по Родине, по родному дому.

 Вот некоторые строчки из писем:

Домой напишет:

«Все нормально, я жив - здоров. Целую. Твой».

 Про долг интернациональный

 Не пишут в почте полевой.

  «Мама, еще раз прошу тебя, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий…»  

«Здравствуйте, мама, папа и сестренка Света. С горячим солдатским приветом к вам Саша. Письмо ваше получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приеду домой.…  За меня не беспокойтесь…».

    -Вы знаете,  что  война - это  война, и каждый день войны насыщен переживаниями, стрессами, эмоциями, анализом и напряжением нервов. О событиях  каждого дня войны можно вспоминать много, потому  что в этой громадной машине участвуют массы людей и техники, на земле и воздухе, на переднем крае и во втором эшелоне, и каждый человек, офицер  ли, солдат ли, по-своему воспринимает, анализирует и переживает события и факты. У каждого своя судьба.  

Но жизнь шла своим чередом, а мы считали дни до дембеля, завели блокноты, в которых записывали друг другу пожелания на память. Вот некоторые из них:

«Служба научила нас тому, чему не учат ни в каких университетах, закалила, проверила на прочность. Не только физическую, но и нравственную. Научила дружбе, мужской, серьезной, скупой на слова. Ты – настоящий друг. Потому что, когда нужно было помочь, ты не думал о себе – бросался вперед».

 ( Скорлупин Сергей).  

«Друг! Ты стал примером для своих солдат, для них же - олицетворением мужества, стойкости, высоких моральных качеств. По таким,  как  ты,  мы сверяли свои мысли и   дела ».

(Рытов Юрий).

            И вот наступил долгожданный день! 17 мая 1985 года! Мы, живые, вылетели на Родину,  а 22 мая  я вернулся домой. Осуществилась моя мечта: на пороге родного дома меня встречали отец, мать и сестра.  Сколько было слез радости и счастья  потому, что  я  вернулся живой!!!

Из земли, изувеченной язвами мин,

Изможденные, злые, как черти,

Ветераны боев возвращаются в мир

На правах победителей  смерти.

И не скажут вам метрики, сколько нам лет:

Так случилось – на высях сожженных

Прикоснулись мы к вечному миру, где нет

Победителей и побежденных

Вот поднялся наш лайнер, мы вышли в зенит,

Жизнь и смерть – мы раздвинули грани.

Только тело на север, на север летит,

А душа остается в Афгане.

И, преследуя солнце, мы рвемся домой,

К нашим семьям, по нам тосковавшим,

А над выжженной солнцем афганской землей

Наши души вселяются в павших.

Началась для меня мирная жизнь, но кошмары во сне и воспоминания о службе, о погибших  товарищах не покидают  уже много лет.

-  Я считаю, что каждой войне оценку дает время, -  говорит папа. – Надеюсь, что придет время, и афганская война в российской истории займет  подобающее ей место. Не вина наша, а беда,  что мы беззаветно и честно отдавали жизни, здоровье и молодость. Очень прав воин – «афганец» Ю. Слатов:

Нам не хватало воздуха на горных перевалах,

Мечтали о воде мы в пустыне Регистан,

Кричали мы от боли на койках в медсанбатах,

Но всё- таки по-доброму мы помним наш Афган.

 Прошлое никуда не уходит, оно остаётся с нами на всю оставшуюся жизнь.

Никогда не сотрутся из памяти светлые образы тех, с кем свела меня судьба в Афганистане.  Я помню и всю жизнь буду помнить боевых друзей и сослуживцев.

Афганская война все дальше уходит в прошлое. Но она не закончилась и никогда не закончится ни для тех, кто ее прошел и остался в живых, стал инвалидом и мается по госпиталям, ни для близких и родных погибших. Она была разной для офицеров и солдат, для тех, кто входил в Афганистан в 1979 году и кто выходил из него последним в феврале в 1989 года. Общим у всех было и остается чувство исполненного воинского долга и непроходящая боль за потерянных боевых друзей.

Спокойно спите, матери-отцы,

Невесты-жены, сердцу дорогие.

Храним мы свято честь родной страны,

Мы, верные сыны твои, Россия.

И, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

 Помянем невернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

Наверное, у каждого из нас есть свой идеал. И, конечно же, идеалом становится человек высокого морального долга. А для меня таким идеалом является мой папа - Мартыненко Александр Николаевич.

Я, подбирая материал по данной теме, узнала много фактов: побывала в селе Терешково Богучарского района, на родине  героя-афганца Капустина Михаила Ивановича. Встречаясь с его мамой Капустиной Марией Ивановной, я искала ниточки -  связи    сослуживцев-зямляков моего папы. Я выявила, что Капустин Михаил Иванович (он погиб в Афганистане, его вертолет был взорван в воздухе, когда он перевозил топливо) служил в том же месте, где и мой папа, но они не были знакомы, хотя годы  службы  совпадают. Так же я узнала, что его сослуживец Потапенко Николай Владимирович, 1963 года рождения живет в совхозе «Радченский»  Богучарского района.

Несколько лет назад к нам в село Подколодновка переехала семья Острецовых из Панинского района. И какого же было удивление, когда папа случайно встретил в нашей деревне своего сослуживца Острецова Юрия Васильевича, родом из села Завершье Острогожского района. Сколько было слез радости от встречи, воспоминаний о тех страшных днях, прожитых в Афганистане.

В настоящее время я вместе со своими одноклассниками веду работу по созданию  уголка  памяти в нашем школьном музее  о наших земляках  - воинах-афганцах.

Заключение

Скромное величие русского человека… Что  стоит за этой строкой? В чем же кроится источник подвига народа? Беззаветная любовь к Родине – вот в чем сила русского характера. О народном подвиге нам и нашим детям будут рассказывать истлевшие страницы легенд, окровавленные строчки романов и повестей, простреленные пулей строки стихов.

Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах. Летопись же ратных будней воины-интернационалисты вели тоже в своих песнях, и хочется, чтобы эта летопись не была забыта.

Я считаю, что именно солдат российской армии, пройдя через все испытания, выдержит все невзгоды и останется Человеком с большой буквы, какой бы ценой он  не поплатился за это.

Список литературы:

1. Андреев В.В. Нежданная война. – Воронеж: «Калита - Р», 2004. – 144с.

2. Под ред. В Г. Руденко. Ты в памяти моем, Афганистан. – Воронеж: «Калита – Р», 2004г. – 64 стр.

3. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. – Москва, 2008г

4. Газета «Сельская новь» февраль № 14,  1999 г.

5. Документы взяты из семейного архива и предоставлены Мартыненко А. Н.(5сентября 2008 года)

6. Интервью взято у Забудько В. М. 15 сентября 2008 года, у Гончаровой Н.П. 20 сентября 2008 года

Приложение.

Презентация на СD –RW.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работы моих учеников

В данной презентации представлены лучшие работы моих учеников в технике квиллинг и роспись по дереву, гуашь...

Работы моих учеников

Работы моих учеников...

РАБОТЫ МОИХ УЧЕНИКОВ

Это работы учениц 9 класса. Они посвящены Дню Победы....

Исследовательские работы моих учеников

Работа, в которой исследуется   история имён и показывается значимость имени Анастасия...

работа моих учеников

Презентация Сормовского района  Нижнего Новгорода...

Лучший проект моих учеников.

Проектная работа по орфоэпии. Ударение....