Работы моих учеников
творческая работа учащихся (10 класс)

Работы моих учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Защитники и созидатели Земли Русской.

Во все времена и особенно в последние годы историки и философы пытаются определить особенности «русского характера», сочетающегося с некой национальной идеей. Что интересно, критики русского характера привыкли оценивать «наше», «русское», «отечественное» с некоторой снисходительностью. Вообще, даже говорят: «Это по-нашему, это по-русски», но ведь имеют в виду лень, бесхозяйственность, нерадивость и проч. Всё это ослабляет нас. Такой хотят видеть Россию противники: слабой, озлобленной, вороватой, агрессивной. А вот боятся они спокойной, уверенной в себе России, боятся русского благородства, «всемирно отзывчивой души». Разные псевдоисторики утверждают, что история России - выдумка, натяжка. Многие герои и победы - вымышленные. Нет! Это не так! Наш народ, действительно – народ героев, защитников и созидателей Земли Русской.

Я хочу сказать об Александре Васильевиче Суворове, чей образ уже в который раз может оказаться спасительным для России. Суворов с его крылатыми выражениями, с его незабываемыми подвигами и чудачествами давно проник во все сферы русской культуры. Есть история русского православия, история святых – высший уровень истории Отечества. Есть история героев России, олицетворявших культуру нашего государства. История народных героев России тысячью нитей связана с историей православия. Суворов – личность православная, в которой высоко ценятся искренность и человечность. В «Науке побеждать» религиозность Суворова выразилась с исчерпывающей полнотой. Суворовская наука пронизана верой в победу, если защита отечества становится боговдохновенным творчеством. Суворов был под стать своим воинам – «слуга царю, отец солдатам». О духовном источнике отваги Суворов говорил так: « Один десятерых не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: Хочешь быть богатырём в бою, будь овцой в повседневной жизни». Недаром кроткие русские крестьяне под началом Суворова с верой, надеждой и любовью совершали подвиги бессмертные, за что получили прозвище чудо-богатыри. От времен святых полководцев до наших дней в мире не было войска, подобного Суворовской армии – никогда не отступавшей, не проигравшей ни одного сражения, атаковавшей десятикратно превосходящего противника и побеждавшей всегда с минимальными потерями, вопреки всем законам военной логики. Поэтому пример суворовских чудо-богатырей и образ жизни легендарного военачальника были и остаются непревзойдёнными образцами нравственного воспитания.

К Суворову можно отнести слова английского мыслителя Томаса Карлейля: «Великий человек есть живой источник света, быть в близи которого – особое наслаждение». По древнеримской традиции, лучших своих героев наш народ называет отцами Отечества. И относится к ним с сыновней любовью, передавая из поколения в поколение предания о сокровенных героях России. Одним из первых в этом списке всегда будет Александр Васильевич Суворов – русский «архистратиг Михаил», солдат и богомолец, генералиссимус и мыслитель. К  суворовскому образу мы обращаемся с детских лет, и эта потребность благотворна. Сколько раз пример Суворова вдохновлял наш народ на большие и малые победы! Сколько раз нам не хватало Суворова – когда, легкомысленно забывая о нём, мы узнавали горький вкус поражений! И, конечно, в любом серьёзном рассуждении о «загадочной русской душе» и природном характере не обойтись без образа великого полководца. Вот он – русский характер!

Суворов – первая шпага России, один из незабвенных отцов Отечества, память о котором помогала Родине и после смерти генералиссимуса. В Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов… Этот мужественный гений, находивший кратчайшие пути к победе в самых экстремальных ситуациях, поможет нам в исполнении нашего долга – он поможет возродить Россию! Ведь образ Суворова, запечатлённый в народной памяти, сочетает военную доблесть и евангельское смирение, гордость победами и умение учиться, страсть к служению Родине и к образованию.

Для Суворова – бесстрашного солдата – никогда не были второстепенными вопросы морали, нравственности. Он воплощал православную этику, не разделяя людей на «своих» и «чужих», на «бедных» и «богатых», на «друзей» и «врагов». Суворов был отцом и братом для каждого из своих солдат и остаётся отцом Отечества в наши дни. Православная этика была основой жизненной системы Суворова – солдата и богомольца. Да, Суворов был героем православной России, молитвенным генералом, построившим свою идеологию на началах патриотизма и христианской человечности. Противоречивость этого сплава – солдат и молитвенник – осознавались Суворовым. Военный гений Суворова был направлен на достижение победы при наименьших потерях. Военачальник Суворов всегда и везде выступал против напрасных кровопролитий, считая человеческую жизнь величайшей ценностью и Божьим даром. И как православный человек дорожил жизнью каждого своего солдата.

«Бог не в силе, а в правде!» - часто повторял Александр Васильевич слова своего небесного покровителя благоверного князя Александра Невского. Правда Евангельская, заключённая в любви к врагам, есть краеугольный камень военного гения Суворова. Сделать всё для мирного решения конфликта, а если воевать, то пролить как можно меньше крови. Вот залог верной победы с точки зрения Великого полководца. Война даже за правое дело всегда является для православного христианина поражением его нравственных пределов. Наверное, об этом плакал Суворов в усердной молитве к Богу между битвами. Если бы не плакал – не побеждал…

Суворов бы не был Суворовым, если бы он не был таким, каким мы его знаем. Мы знаем его терпеливым, кротким, но в то же время решительными сильным человеком. Его жизнь была полна чудес. Он был личностью, человеком, «необъяснимым чудом». Сам Павел I сказал ему, произведя его в генералиссимуса: «Это много для другого, а ему мало, Ему быть Ангелом».

Истории страницу открываю

И вижу я знакомый мне портрет,

И все я в миг припоминаю

 Событиях  давно минувших лет…

И смотрит он, исполнен строгих взоров,

Тот покоритель снежных Альп вершин,

Чьё имя, словно гром гремит  – Суворов –

Таким он человеком  был один.

Потемкин твердо знал, какая сила

Была в словах, была в душе его

И что возьмет он стены Измаила.

Суворов, и никто, кроме него.

Где б не был ты – везде победы

И мудрость тысячи Афин.

Тебе давали родство шведа,

А ты – природный славянин!

Душа, о русская, родная

Ты благородна и тиха,

То как стремнина удалая,

Как дикий конь в степи лиха!

Непостижимо, неизменно

Ты служишь преданно и верно,

Готова ты в любой же миг

За правду до конца стоять…

Умом Россию не понять!

Так и тебя не понимали

И чудаком все называли,

Де выжил из ума старик.

Но сколь тебя не клеветали

В глазах монархини, царя,

Но силой той не обладали,

Чтобы сломить богатыря.

Над лестью, щегольством смеялся,

«Немогузнайство» укорял.

Всяк языками упражнялся,

Науку важну изучал.

Он душу изучил солдата,

«Биенье сердца» изучил.

Он говорил: «За мной, ребята»!

Скакал вперёд – они за ним…

Прошло с тех пор уже два века,

Как полководец тот почил.

Но не найдёшь ты человека,

Каким Суворов был…

(Собственное сочинение)

Сафонова Ангелина

                                               

     



Предварительный просмотр:

        МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пушкино»

                Духовные истоки русского языка.

     

                                                                         Выполнила ученица 10 «а» кл.

                                                                           Сафонова   Ангелина.

                                       

                                                                         

                                                                                 Учитель   Житко Е.А.                                    

 

                                                                           

                                               2007 год

        Язык-это город,на построение которого каждый человек ,живший

                     на земле,принёс свой камень.

                                                                     

                                                                                                   Ралф Уолдо Эмерсон    

Язык – самый очевидный и незыблемый символ нашей      культурной жизни.

Русский язык и русская культура — неразделимы. Культура существует и

развивается в пространстве языка. Язык — необходимое условие и главный

признак культурной общности, основа национального самосознания.

 Состояние современного языка вызывает тревогу. На наших глазах русское слово становится бессильным и бесславным. Современники наши перестают ценить слово, которое на Руси всегда имело особую власть, и в результате язык наводняют тысячи слов лживых, пустых. Есть от чего встревожиться: когда на таком языке, как русский, перестают говорить грамотно и вразумительно.

Как сберечь то, что является сердцевиной самобытности нашего народа? Современный язык, несмотря ни на что, насыщен переживаниями и чувствами прежних поколений, он хранит их живое дыхание, связан с ними «памятью сердца» – и в этом его сила и спасение. Совсем простой пример — на наших глазах из русского языка довольно быстро исчезает отчество. Все чаще мы слышим и читаем не Иван Петрович Смирнов или Ольга Степановна Сидорова, а коротко — Иван Смирнов, Ольга Сидорова, даже когда говорят о людях преклонных лет. Но ведь отчество — не просто слово русского языка, это веками складывавшаяся составная часть русской культуры. Вроде бы ну что там, разве нельзя вот так по-простому, без отчества. Нет, это будет не по-русски: ведь при этом теряется сформировавшееся столетиями в русской культуре уважение к личности.

Родной язык не выбирают,как не выбирают мать и отца,место и время рождения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Что же получил современный русский язык от своих духовных истоков?

Во-первых, церковнославянский язык вплоть до эпохи Петра I выступал на Руси в функции языка литературного. Именно он определил высокую духовную основу нашей литературы, он выработал у русского человека особый взгляд на мир, особую ценностную структуру.Славянский язык  хранил церковное единство и православные традиции.2 августа 1581 года впервые была напечатана Библия на славянском языке в г.Остроге,что способствовало глубокому изучению  Священного Писания.    Славянский  язык дал те привычки,которые у народа русского стали второю природою.            

Вот первое, главное, что получил наш язык от своих истоков: слово стало для русского человека вещью первостепенной;

Во-вторых, именно церковнославянский язык передал русскому такое удивительное качество, как метафоричность.. Это качество было воспринято и русской словесностью, которая на протяжении многих веков черпала силы из текстов церковнославянских, которая пыталась духовно осмыслить все проявления человеческого бытия. Гармония, в поисках которой мучились русские писатели, предполагала не материальное благополучие, а прежде всего духовное перерождение человека: 

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,

 И так легко, легко...

                   М.Ю.Лермонтов.

 И доныне наша литература в лучших своих образцах невидимыми нитями связана с языком предков – забвение этого источника означало бы утрату самого прекрасного, светлого и трепетного, что есть в родном языке;

Во-третьих, благодаря церковнославянскому в нашем языке и доныне очень четко проявляется неизвестная другим языкам иерархия ценностей: высокого и низкого, вечного и сиюминутного. Один из филологов, выводя «формулу русского духа», отметил именно этот широкий речевой диапазон: от майки – до ризы, от пня – до древа, от калитки – до врат.П.Плавильщиков писал: «Если кто думает по-французски,тому ,конечно,русский язык не ясен;но он выражает ясно понятия российские.Виноват ли наш язык в том,что он различает пользу,выгоду,корысть,привлекательность и рост,а французский язык всё сие называет интересом.»

 По свидетельству специалистов, восходяще-нисходящая интонация русского повествовательного предложения сложилась под воздействием поклонной молитвы: «Господи, помилуй». Сейчас же под влиянием языка теле- и радиожурналистов широкое распространение в речи молодых людей получают фразы с восходящей к концу интонацией, заимствованной из английской речи.

В-четвертых, церковнославянский язык помогает нам проникнуть в глубины ставших привычными слов, помогает заново почувствовать «стертые» значения. Нетрудно доказать, что именно церковнославянский раскрывает нам сущностные понятия жизни: «упование», «доброделание», «совесть», «благородство».... (Столетие назад одних только слов с корнем -благо- насчитывалось около трехсот )Сейчас часто можно услышать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           «делай,что хочешь,поступай ,как знаешь»,давая тем самым человеку полную свободу в выборе решения.А раньше говорили «делай то,что тебе заБЛАГОрассудится».Этот корень БЛАГО  ограничивал человека в его решениях.Можно сказать.что сам язык давал  слова,которые наставляли  нас в нашем спасении,поучали нашу совесть. Их пытаются вернуть, но они останутся пустыми до тех пор, пока стоящие за ними понятия не обеспечатся переживаниями, искренними и чистыми чувствами..

Мы и сейчас ,не всегда сознательно , пользуемся  словами общеславянского языка.Употребляя пословицу «Устами младенца глаголет истина»,мы не задумываемся над тем,что не используем ни одного исконно русского слова,ибо «чисто» по-русски следовало бы сказать «Губами ребёнка  говорит правда»,а ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого изречения.

В-пятых, возвращение к истокам помогло бы справиться с вопиющей нашей безграмотностью. Знание орфографии  почему-то не делает современного человека хотя бы прилично грамотным, тогда как наши прадеды ,получавшие образование в церковно-приходских школах, писали почти без ошибок. Причина в том, что славянская грамота учила видеть слово изнутри, воспринимать его структуру, его связи с другими словами.Усваивая азбуку ,человек не только легко запоминал буквы,названия которых имеют смысл,-он сразу же пробуждался к размышлению,к действию:Г-глаголь.М-мыслите,Р- рцы. .

 Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой помогает нам духовное наследие, Великое слово Библии. Сохраняя вечное и святое, мы спасаем свое духовное естество, сохраняем самих себя. Обращение к духовным истокам русской речи, размышления над высказываниями святых отцов о языке приподнимают и возвышают душу.

Антоний Великий говорил: «Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить  грехов». Слово – не грех, но неразумное слово может повлечь за собой грех. Современному человеку необходимо вспомнить об одной из самых важных составляющих христианского речевого идеала – смирении – применительно к речевому поведению…Постоянно нужно помнить и о неразрывности слова и дела. «Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой» Этот нравственный принцип актуален для каждого человека

Важное значение в настоящее время приобретает христианская заповедь любви к ближнему, любви, которая «не только руководит сердцами, но движет солнце и другие звезды.» В окружающем мире явно проявляется недостаток терпимости, заботы, тепла в отношении  между людьми. «Говори искренне», - так учит нас духовная мораль. И это неслучайно. Ведь если говорить не от сердца, лицемерно, то сила слов прекращается. Все это может привести к древнему вавилонскому столпотворению, когда Бог смешал языки людей.

Слово – это ручеек, который вливается в могучий поток великого языка. Этот ручеек обязан быть кристально чистым, звенеть стройно, не должен мутить чистые воды русской речи, а следовательно, и нашу жизнь.

Надежный путь сохранения богатства языка современного – это путь осмысления его истоков, путь постижения того языка, о котором так сказал Иван Киреевский: «По необыкновенному стечению обстоятельств церковнославянский язык имеет то преимущество над русским, над латинским, греческим и надо всеми возможными языками, имеющими азбуку, что на нем нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений»



Предварительный просмотр:

 Православная культура и мир ценностей современного школьника.                      

Наше время - время крайних противоречий .    На первое место у молодёжи выходят материальные ценности,  которые формируют  ложные цели жизни, изменяют  ценностные  ориентации, искажая понимание категорий добра и зла. Утрачены идеалы служения ближним, чести, долга.  Молодые люди сосредотачиваются на получении удовольствий, достижения собственного комфортного существования.

 В этой ситуации все чаще  стала звучать мысль о том, что без изменения молодёжи , её отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы. «Кто радеет о будущем, тот более всего озабочен молодым поколением»,-писал Сергей Булгаков,известный русский философ.Во все времена человечество понимало необходимость особого внимания к молодому поколению, особенно к  его воспитанию и образованию. В Православии понятие “образования“  всегда связывалось со словом “образ“. Бог сотворил человека “по Своему образу и подобию“.                                    

Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. В настоящее время семья переживает глубокий кризис.Очень часто родители встречаются с детьми только вечером. Естественно ,что после трудового дня не у всех родителей есть силы, а иногда и желание, воспитывать собственных детей. Порой родители не имеют представления о том, где и с кем проводят время подростки.

А ведь именно в подростковом возрасте велика потребность общения не только со сверстниками , но и с родителями. Эту потребность активно используют дельцы шоу-бизнеса и   наркоиндустрии , говоря молодым людям: “Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас“. Подросток  чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Главный обман современных подростков -      яркая и активная пропаганда ложной красоты и свободы.

Свобода – это ведь не только отсутствие контроля со стороны родителей. Еще часто под свободой понимается та мера волшебного слова «хочу», которую устанавливает для себя сам человек, тоже говоря, что он свободен– ведь лично его дело – какую музыку слушать, в какие места посещать и о чем со своими сверстниками говорить и делать. Это, пожалуй, самое опасное последствие той мнимой свободы, которой прикрываются молодые люди.

 Часто молодой человек,  достигнув 19-20 лет вдруг понимает, что ему ничего не интересно – он уже все знает, все видел и, что самое важное, он никому не нужен. Ему становится неинтересно жить, «неприкольно» музыку слушать.

Как много сейчас молодых людей избирает какие-то пошловатые профессии вроде секретаря, охранника в магазине или менеджера по продажам. Девушки все хотят стать  известными фотомоделями.

Я считаю,что это не значит, что сами по себе эти профессии не нужны или плохи ,но количество молодежи,выбирающей такой «труд», огромен.

Конечно, нельзя говорить о каком-то всеобщем отупении и одичании молодежи. Ведь часто подростки выбирают  и духовную свободу.  Вместо модного клуба идут в церковь,получая настоящую правду, настоящую любовь, настоящее общение.

По-прежнему есть блестящие музыканты, певцы, танцоры. А сколько героев чеченской войны! Сколько бесстрашных спасателей, спецназовцев! Но – увы! Читателям журналов "Реакция", "Птюч", “Молоток”, "Хулиган"их имена незнакомы.

Я согласна,что быть современным нужно. Но стоит ли так много говорить именно о необходимости быть современным? Я часто вспоминаю слова Цветаевой: “У меня есть право не быть собственным современником”? Быть  современником Пушкина и блаженного Августина, Тургенева  и Гомера, Шекспира и Гоголя мне ближе ,чем быть современником участников «Дома 2».

Избежать соприкосновения с современностью пока еще не удавалось никому. Но современная молодёжная культура часто  провозглашает лозунг: «Бери от жизни всё». Судя по моим личным наблюдениям, большинство подростков озадаченны одной проблемой: завоевать "уважение" (в кавычках, потому что на самом деле это - липовое уважение) в коллективе. Доблесть – нахамить, "нажраться и отрубиться", "забить (в смысле, наплевать) на все", уметь выигрывать в азартные игры, быть расчетливым, ловкачом, использовать людей в своих  интересах.  Для этого стараются: курить, выпивать, употреблять легкие наркотики, чаще менять номер мобильного  телефона и сам мобильный телефон, носить идиотскую одежду (типа джинсов на 5 размеров больше, чтобы штанины смыкались где-то на уровне колен), в разговорной речи использовать примитивные американизмы и маты, иметь девушку (как мобилку), менять девушек (как мобилки). Все стремятся плыть в одном течении, следовать одним и тем же установленным «нормам». Действительно ли,    им  это нужно, или они следуют моде?

Мне интересно говорить с человеком ,прочитавшем новинки литературы, увлечённом искусством аниме ,если он по-настоящему интересуется этим.Но чаще всего встречаются те ,у кого интерес наигран, кто копирует рекламу ТV. Уже никого не удивляет, что современный молодой человек при удачном завершении любого дела копирует образ самодовольства — тот жест, который он постоянно видит с экрана, — он победно сжимает кулаки и сгибает руки в локтях по направлению к груди: «Yes!», то есть «какой я молодец!», «ура мне!», «слава победителю!» и т.п. Православный  же человек в этой ситуации  всегда благодарил Бога, он внутри себя всегда говорил: «Слава Тебе, Господи». Казалось бы, такая малость, а она характеризует личность.

Я считаю, что  из тех, которые должны вырастать патриотами России, тружениками и защитниками своей Родины, современная молодёжная субкультура делает «граждан мира», которые теряют связь с отечественной культурой. Им чужды интересы своего Отечества,чужд «русский дух»,русский характер. Конечно, человек должен уметь понимать язык чужой культуры. Но ведь прежде всего он должен быть открыт к своей собственной культуре, к своей духовной традиции. Вспомним слова Ф. М. Достоевского: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию».

Из истории мы знаем, что все государства и даже великие империи, ушедшие в небытие, начинали свое падение с массового разврата, что вело к утрате у новых поколений способности к духовному  подъёму национальной культуры.

Православие — древнейшее основание нашей государственной мощи. Что выводило Россию и русских из катастроф? Духовная вера, высокое нравственное чувство, беспредельное мужество в борьбе за Отечество в самый тяжелый момент.  Вся отечественная история освещена светом веры — это и подвиг на поле Куликовом и на поле Бородинском; это борьба с рыцарями-тевтонцами под руководством св. благоверного князя Александра Невского и Полтавская битва; это походы пламенно веровавшего Суворова и молитвы пред Казанской иконой Божией Матери в годы Великой Отечественной войны. Забудем православие — померкнут и бранные подвиги русских воинов, утратит смысл и сама наша история.

Мне кажется,что приобщение к основам православия — это способ познакомить детей с бесценными сокровищами тысячелетней русской культуры: литературы, живописи, архитектуры, музыки. Это испытанный в течение многих веков способ, воспитания истинной любви к Отечеству. Святитель Тихон Задонский сравнивал ребенка с молодым деревцем: «в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет». Если ученики читают Ивана Шмелева, Достоевского, слушают музыку Рахманинова или изучают русских религиозных философов - они уже живут духом православия. Ради будущего надо растить наших детей на отечественной культуре.

Если наша молодежь будет расти вне ценностей Православия, то она легко утратит связь и с родной культурой, и со своей Родиной. Только во взаимодействии молодёжной культуры с традициями православия будущее России. Я чувствую, что в России еще не раз прозвучит слово Сергия Радонежского, которое призывает нас к объединению, зовет к возрождению Отечества. Вот что самое главное! Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, преданность Вере – как необходимо все это сегодня , как не достает этого нам!

Куваева Александра,10 б кл.



Предварительный просмотр:

                          

Сочинение

В рамках конкурса «Мое Отечество»

«Мой родной язык»

                                                    учащейся 10 б класса

                                                  Али Хашем Хатаб Марьям Айман

                                                                                Учитель Житко Е.А.

Пушкино

2019

Мой родной язык.

الحكمة تولد بالكلمات

              (Мудрость рождается в словах.)

             Родной язык… А что такое «родной язык»? Люди часто используют это словосочетание, не вдумываясь в его значение.

             А ведь у каждого человека свой родной язык. Мы слышим его с самого раннего детства, он  входит в наше сознание с колыбельными песнями матери, на нем мы  произносим первые слова: «мама», «дом», «родина».

            Мой родной язык – арабский, моя родина – Египет. Я там родилась, в Каире прошли мои детские годы. Дома папа и мама говорили со мной сразу на двух языках – арабском и русском. Я мало что помню из этого времени, но папа рассказывал, что моя речь, состоящая из слов двух, на первый взгляд, таких непохожих языков, была очень забавной и даже смешной. Когда мне исполнилось четыре, родители привели меня в первый класс местной школы (это было решение отца, потому что на Востоке мужчина всегда глава семьи). Я хорошо помню, что, даже если ты не знаешь арабского языка, ты всё равно поёшь вместе с другими мальчиками и девочками Государственный Гимн страны каждое утро перед первым уроком и пять раз в день читаешь молитвы из Корана. Мама до сих пор бережно хранит  мои неумелые прописи, в которых я старательно выводила арабской вязью первые слова. С этого и началось моё постепенное постижение такого сложного и такого прекрасного языка.

Наверное, каждый русский человек, начинающий изучать арабский, считает, что не встретит в нем для себя ничего знакомого, что причудливая арабская вязь — это особый, непознанный мир.

А ведь арабский язык чрезвычайно интересный! Некоторые слова в нём столь ярки, что редко где ещё такое найдётся! Например, слова «правда» или «трава», произнесение которых для нас не представляет никакого труда, имеют структуру, которая по-арабски произнесена быть не может, — тут обязательно нужно добавить какую-нибудь гласную впереди, и получится что-то вроде апра-, атра- .

С грамматикой дело обстоит не проще: в начале предложения ставится глагол, а имя существительное следует за ним. А уж если есть и прилагательное, то его место лишь после существительного, которое им описано. А при этом ведь писать приходится справа налево! 

И, конечно же, чтение! Читая справа налево, сначала нужно догадаться, о чем идет речь, а затем уже озвучить то, что удалось понять:  в арабском письме опускаются очень многие звуки, особенно краткие гласные. Например, слово «верблюд» может переводиться с арабского почти в 1000 вариантах: каждое животное имеет свое с учетом его возраста, пола, вида и других особенностей.

Арабское письмо — это особая тема. Алфавит этого языка включает в себя 28 букв, которые позволяют не просто составлять слова, но создавать целые письменные рисунки и узоры.

 Арабская каллиграфия — это целая область декоративного искусства. Заглавные буквы в арабском языке отсутствуют, знаки препинания также пишутся справа налево, а вместо подчёркивания используется надчёркивание.

Интересно, что каллиграфически выполненные цитаты из Корана стали самостоятельными композициями. Отдельные аяты Корана или целые суры часто выписывались внутри и снаружи архитектурных сооружений, на стенах мечетей, в книгах и медальонах-оберегах, на надгробиях, оружии, посуде.

Поэтому мне сразу вспоминается легенда о том, как хан Гирей увековечил память о своей возлюбленной. Автор сооружения, знаменитый мастер Омер сделал орнамент фонтана таким, чтобы выразить горе хана. Как говорят  экскурсоводы, «заставил плакать камень». Цветок лотоса символизирует глаз, из которого капельки воды медленно капают из чаши в чашу, обозначая слезы безутешного хана. Фрукты в вазах и цветы традиционно ассоциируются с райским садом. Каллиграфически исполненные коранические тексты, многократные повторения имен Аллаха переплетаются с арабеской – символом райского сада, постоянно напоминая человеку о праведности поступков и достойной награде.

 Верхняя надпись фонтана прославляет хана  и предлагает приходить и пить воду, приносящую исцеление. Есть на фонтане слез еще одна надпись ниже. Она цитирует аят (стих) из Корана: «Там (в райском саду) праведные будут пить из источника Сельсебиль»:

… В Тавриду возвратился хан

И в память горестной Марии

Воздвигнул мраморный фонтан,

В углу дворца уединенный.

Над ним крестом осенена

Магометанская луна

(Символ, конечно, дерзновенный,

Незнанья жалкая вина).

Есть надпись: едкими годами

Еще не сгладилась она.

<…>

Младые девы в той стране

Преданье старины узнали,

И мрачный памятник оне

Фонтаном слез именовали.

          Знаете ли вы, что тоже немножко говорите по-арабски? Даже новичок, изучая этот язык, рано или поздно начинает замечать, что в нем есть слова, полностью совпадающие с русскими понятиями («сундук», «башмак», «кафтан»). А некоторые слова даже звучат похоже (например, «мозг» — «моххг», «вулкан» — «буркян», «дельфин» — «дальфин»). Хотя, нужно признать, что это скорее редкость.

        Очень интересны  и подчас забавны совпадения арабских слов  с русскими :

Сыр – ремень двигателя

Кофта – котлета

Башкир – большое банное полотенце

Лен – цвет

Шиш – деревянные ставни на окнах.

          Арабский язык считается одним из самых богатых, чистых, ясных языков. Если попробовать перевести пять страниц арабского текста на любой другой язык, например, на русский, то перевод окажется в два раза большим по объему, чем текст оригинала. Достаточно вспомнить переводы Корана, вернее сказать, не переводы, а толкования смыслов.

          Вот уже восемь лет я живу в России, успешно овладеваю новым языком – русским. Но свой родной язык – арабский – не забываю.

       И я до сих пор помню слова гимна моей далёкой Родины:

 

بلادي بلادي بلادي

لكِ حبي و فؤادي

بلادي بلادي بلادي

لك حبي و فؤادي

Родина, Родина, Родина -

Сердце с любовью тебе.

Родина, Родина, Родина -

Сердце, с любовью тебе.

            Слушая его, я представляю, что арабский  язык – это душистый, неувядаемый цветок, который вечно растет, преодолевая пески пустыни. Я думаю, что ни  на одном другом языке невозможно так точно и ярко передать суть восточной культуры, традиций, обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лучшие работы моих учеников

исследовательская работа. ...

Работы моих учеников

В данной презентации представлены лучшие работы моих учеников в технике квиллинг и роспись по дереву, гуашь...

РАБОТЫ МОИХ УЧЕНИКОВ

Это работы учениц 9 класса. Они посвящены Дню Победы....

Исследовательские работы моих учеников

Работа, в которой исследуется   история имён и показывается значимость имени Анастасия...

работа моих учеников

Презентация Сормовского района  Нижнего Новгорода...

Работы моих учеников

Рисунок, выполненный на конкурс "Зимняя сказка"...