Урок русского языка в 9 классе "Берегите чистоту русского языка как святыню"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

                                                        «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»

Цель: формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка; о значении нравственной позиции гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_chistotu.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Наро-Фоминская сош № 7

Урок русского языка  в 9 классе

Тема: «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»

разработал

учитель русского языка

Ковальчук О.В.

2010 – 2011 учебный год

                                                        «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»

Цель: формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка; о значении нравственной позиции гражданина России.

Наш язык - наш меч,

наш свет, наша любовь,

наша гордость.

К. Г. Паустовский

Учитель: Современный русский литературный язык  родился  под пером А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, рос и возмужал в творчестве Н.А. Некрасова. Это язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека, был гневным и праздным, ласковым и разящим. Он нежно звучал в стихах русских поэтов, рассказывал о суровой правде  жизни устами великих писателей.

И этот могучий, великий русский язык, живущий и создаваемый веками, оскудел и поблекнул перед требовательным человеком 21 века.

Никто, кроме современного человека, не привнес в русский язык столько безобразного. Вдумайтесь в эти слова: «круто», «отвянь», «все зашибись» и т.д. Неужели иссякли запасы русского языка?

Очевидно, что сегодня русский язык под угрозой. О проблемах русского языка последнего десятилетия мы поговорим на нашем уроке.

Ученик: Культура чувств, культура общения, культура речи - из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: "Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена". Порой мы забываем, что язык - это наша культура, история, богатство, сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут?

Чтец 1

РУССКИЙ ЯЗЫК (Ярослав Смеляков)

У бедной твоей колыбели,

Еще еле слышно сперва,

Рязанские женщины пели,                        

Роняя, как жемчуг, слова...

Ты шел на разбитых копытах,

В кострах староверских горел,

Стирался в бадьях и корытах,

Сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

Закату подставя лицо,

Забрал у Кольцова колечко,

У Курского занял кольцо.

Вы, прадеды наши, в недоле,

Лукаво запрудивши лик,

На мельнице русской мололи

Заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

Чтоб им не одним доставалась

Ученая важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

И дедовским острым кваском,

Писался и черной лучиной,

И белым лебяжьим пером

Ты выше цены и расценки -

В году сорок первом, потом

Писался в немецком застенке

На слабой известке огнем.

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На самую суть языка.

Ученик: Великие русские писатели - А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.П. Чехов - великолепно понимали обязанность литераторов - освобождать речь от чуждых литературному языку слов и устойчивых оборотов. Своим творчеством эти писатели содействовали очищению нашего языка от словесного мусора, рождаемого небрежным, безответственным отношением к речи, незнанием богатств русского языка.

Ученик: Илья Ильф и Евгений Петров в романе "Двенадцать стульев" дали гротескный образ Эллочки-людоедки: "Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью" (эпизод из фильма)

Ученик: Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне.

Жаргон - это буквально "испорченный язык", цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Например, заимствования из арго. Арго - речь низов общества, уголовно  блатной музыкой, блатом или феней.

Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность. Они употребляют слова общенародного языка в особом значении

Инсценировка "СТРЕМНЫЙ ОНЕГИН"

Два школьника беседуют в трамвае о Пушкине.

- Слышь, дятел, ты "Евгения Онегина" читал?

- Было как-то по приколу. Высшее произведение. А что?

- Да мы сейчас его проходим. А у меня - полный голяк. Если меня завтра на уроке дернут - все, приехал! Гусака схвачу на сто процентов.

- Ладно, обломайся! Хочешь, содержание прогоню?

- Давай, хоть что-нибудь трекну.

- Значит, так Онегин вообще прикольный был. Все его ломало, и от балов он уже не тащился.

Короче, не жизнь, а сплошной отходняк. А тут лажа такая: у его предка бабки кончились, и дядя кинулся, но деревеньки оставил. По началу соседи к Онегину целыми сарафанами на хвост падали. А он на коня - и линял куда-нибудь. Дальше такой расклад: нарисовался еще один стремак - Ленский, тоже сосед, но с ним они скентовались. И погнали прикалываться на пару. Ленский стихи вяжет, а Онегин с них рубится.

- Ты давай короче, - поторопил рассказчика приятель, - мне через две остановки вылазить.

- Короче, Татьяна накатала Онегину стремное письмо. Давай, мол,... а он ей чайник повесил. Потом и Ленскому подлянку замочил. А тот на него как отвяжется: "Дуэль, дуэль!". Вместо того чтобы просто помахаться, Онегин его кокнул и дернул из деревни.

- И чем вся эта баня закончилась?

- Они с Татьяной на одном сходняке встретились. И он ей сразу погнал: "Заколебала меня такая жизнь, давай поженимся". А она ему лепит такую котлету: "Все, парень, отползай. Поезд ушел". Онегин глухо обломался и свалил в туман. Ну, как, ништяк?

- Да-а, сильная штука. Ты теперь давай к Лермонтову приколись. Мы на следующей неделе "Героя нашего времени" проходить будем.

Доклад ученика "Молодежный  сленг"

Учитель :

- Ребята,  с какой целью вы употребляется молодежный сленг?

-Когда вы станете взрослыми, будете его использовать в речи?

.

Учитель: Чаще всего стремление к жаргонным словам проходит, как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются иногда памятки: убогое слово тянет убогую мысль.

А вот "на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова".

Учитель: «Божьей красотой» назвал русский язык писатель Никифоров - Волгин, «волшебным и радостным чудом» - Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе за вечер можно услышать до 70 заимствованных слов. Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речь политиков т.д. Хорошее слово «уникальный», но оно заменило огромное количество хороших и более выразительных русских слов.

Подберите русские синонимы к слову уникальный. Мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: « Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», мы поем « hарру birdey to doy» .

Задание: перед вами листы, где написаны предложения с заимствованными словами. Всегда ли их употребление оправдано? (раздать карточки).  

1. Вчера ночью у меня приватизировали куст смородины.

2. В последние годы ученые проводят большую работу по изучению эксгумации русского фольклора.

3. Почти половину своей автобиографии он  занимался изучением древних  манускриптов.

4. В кафе всегда аншлаг.

5. Можно было привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.

Учитель

           -Всегда ли их употребление оправдано?

Чтец 2

РОДНОЙ язык (Валерий Брюсов)

Мой верный друг! Мой раб коварный!

Мой царь! Мой раб! родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный - мой крик

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил...

Твои богатства, по наследству,

Я дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты ответствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель,

Твой мир - навек моя обитель,

Твой голос - небо надо мной!

Учитель: А сейчас обратимся к одному слову. К слову СТЫД - одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, если он человек. Итак, давайте попробуем ответить на несколько вопросов.

- Что такое сквернословие?

На этот вопрос отвечают по- разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок.

- Как считаете вы?

- Опасно ли распространение сквернословия?

Принимает угрожающие черты и формы. Охватило все возрасты. Молодежь использует бранные обороты речи как своего рода междометия или просто способы связи слов в предложениях. Скверные слова, нами непроизносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание. Известны случаи, когда. Будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому решать эту проблему необходимо.

- Как вы думаете, что для этого нужно?

Учитель: Помните: « Не то, что входить в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

- А как быть с теми, кто сквернословит?

Может быть, кого-то остановят эти строки (чтение стихотворения  Э.Асадова «О скверном и святом»)

Учитель: Помните, ребята, мы не властны над речью других, но над собственной речью властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Чтец 3

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева...

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,

-С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке есть у нас:

СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле их в душе берегу

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и в дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, кто в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

Ученик: Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!"

Учитель: Много пережила Россия, но ни войны, ни пожары, ни годы не уничтожали русский язык так, как это делается сейчас.

-  Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?

-   Важен ли для Вас русский язык?

-   Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее.

Ведущий: "Что значило для народной жизни Слово вообще?.. Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянства хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с тем... оно утешало, помогало, побуждало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло... Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени было мерилом социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности" - так писал в очерках о народной эстетике "Лад". (Василий Быков)

Еще в середине прошлого века знаменитый русский лексикограф академик И. И. Срезневский отметил, что "народ, не сохраняющий народности своей, едва ли может остаться при своих правилах нравственности".

Так пусть же сбережет нас Судьба от потери народности.

Язык- это наш дом, наше духовное "жилище". Если не любить и не обустраивать свой дом, то и не воспитать привязанности к нему, не пробудить чувства ответственности за его настоящее и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...