Итоговый урок по теме "Причастие"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Аржанухина Татьяна Александровна

Материалы помогут в подготовке и проведении урока в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Prichastie.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме «Причастие»

Цели и задачи: повторить и закрепить изученное по теме «Причастие»;

                          развивать творческие способности учащихся;

                          воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование; карточки с морфологическими признаками причастия;

                          выставка работ учащихся «Сказки о причастии»

                           мультимедийная установка;

                           интерактивная доска.

                                            Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного

В.И.Даль

                                                     Ход урока

 

  1. Учитель читает наизусть:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О чем эта загадка?

               Анализ эпиграфа:

          1)Как понять смысл высказывания?

          2)Что значит «причастный»?

  1. Слово учителя:

           Сегодня, ребята, мы с вами побываем в музее, но в музее необычном — музее русского языка.В нем есть много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты :части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое.

            Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в залах  причастия. Мы должны рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.

             Я приглашаю нашего первого экскурсовода, который должен из множества морфологических признаков , предложенных на экране, отобрать те, которые относятся к причастию.

             Коллективная проверка работы экскурсовода, учащиеся задают ему вопросы о причастии как о части речи.

 

        3.В нашем следующем зале представлены действительные и страдательные причастия. Экскурсоводами по этому залу будут...(вызываются поочередно двое учащихся ).

         Первый экскурсовод  рассказывает о действительных причастиях, отвечает на вопросы посетителей музея, затем на доске вставляет пропущенные гласные в суффиксы действительных причастий, обозначает орфограмммы. Ту же самую работу выполняет второй экскурсовод относительно страдательных причастий.

       На доске:

Действительные причастия:                 Страдательные причастия:

Люб...щий                                                  слыш...мый

Улыба...щийся                                           оберега...мый

Стро...щий                                                 движ..мый

зна...щий                                                    засе...нный

Стел..щийся                                               высуш...нный

Та...вший                                                    замеш...нное (тесто)

Хмур...вшийся                                           замеш...нный (в каком-то деле)

  1. Мы переходим в зал причастного оборота.

На доске записаны предложения, которые нужно списать, вставить пропущенные запятые, обозначить причастные обороты.

          На доске:

Дождь перестал и облака подгоняемые ветром неслись над притихшей землей. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья. Видимость ограничивал снегопад  (не)прекращающийся несколько дней.

           Экскурсоводом по этому залу будет... Она расставит на доске недостающие знаки препинания, а затем ответит на ваши вопросы о причастном обороте.

     

       5. Мы знаем, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. А.С.Пушкин писал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату мы говорим: которая скачет, который метет — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

        Но бездумно употреблять причастия нельзя.В нашем музее есть примеры неправильного употребления причастий. Наверное, скоро они действительно останутся только музейными экспонатами.

На экране:

  Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга,  уже поступают на север.

  Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Учащиеся исправляют (устно) ошибки в употреблении причастиий.

     

        6. Мы переходим в последний зал музея, в котором представлены лингвистические сказки о причастии.

       Учащиеся читают свои сказки.

Итог.  Вот и подошло к концу наше путешествие по залам музея русского языка.

Для тех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)

Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе «Путешествие в зоопарк». Итоговый урок по темам «Животные», «Я и моя семья».

Цель урока: обобющение пройденного лексико-грамматического материала, совершенствование навыков монологической речи. Развитие памяти и внимания, умение работать в группе....


 

Комментарии

Нестандартный подход к стандартной теме.