Сложносочинённое предложение: строение и средства связи в нём.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Осинцева Лариса Анатольевна

Разработка урока с презентацией обобщает и систематизирует материал о сложносочинённых предложениях; совершенствует пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формирует позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствует  речевую деятельность школьников;  воспитывает любовь к родному языку;  гуманное отношение к людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slozhnosochinyonnoe_predlozhenie.zip2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная основная школа №10,

города Таштагола, Кемеровской области

Тема: Сложносочинённое предложение: строение и средства связи в нём

                                                           Подготовила учитель

 русского языка и литературы

Осинцева Лариса Анатольевна

                                              Таштагол – 2011

Тема  урока:   Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём.


Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствовать речевую деятельность школьников;  воспитывать любовь к родному языку; воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие карты урока.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя, постановка задач для каждого этапа урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о сложносочинённом предложении, Выясним, чем оно отличается от других сложных предложений. Рассмотрим простые предложения с однородными членами предложения, соединёнными сочинительными союзами.
 
II. Фронтальный опрос по теме урока.
Выявляется степень усвоения материала, обрабатываются навыки логического мышления, устной монологической речи.

Вопросы: слайд № 3,4
1. Дайте определение сложного предложения.

Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
2. Назовите типы сложных предложений.

ССП , СПП, БСП
3. Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (Если одна грамматическая основа, то предложение простое, но может быть осложено однородными и обособленными членами предложения, вводными словами или вставными конструкциями
4. Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?  

 а) предложения равноправны по смыслу;

б)соединяются сочинительными союзами

  III. Формирование умений и навыков. Слайды № 5

Упр.  49 . Найдите среди сложных предложений сложносочинённые.

 Чем они отличаются от других типов сложных предложений? Что общего в способах связи однородных членов и частей   сложносочинённого предложения?    

Сложносочинённое предложение             

Минуты три всё было уже готово, и всё-таки медлили начинать.

Простое предложение с однородными членами тоже могут соединяться сочинительными союзами, но в нём одна грамматическая основа.

Оттепель и туман продолжались.

 Упр. 50 .  Спишите текст, подчеркните грамматические основы. Какое предложение по составу сложное, а какое простое? Почему?

Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы. (Предложение сложное. Две основы: Солнце сверкает. Дорога замаслилась и блестит. Соединены сочинительным союзом И, предложения равноправны по смыслу)

Вывод. Это предложение сложносочинённое.

Крепостного права я не знал и не видел, но помню у тётки Анны Герасимовны чувствовал его…( Предложение простое, так как одна основа. Я не знал и чувствовал, но помню.

  Анализ сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами  с объяснением постановки знаков препинания.

1.Что-то послышалось в кустах, и мальчики переглянулись и остановились. (ССП с однородными членами. первый союз и соединяет две грамматические основы, второй – однородные члены.)

2.Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (Простое предложение с однородными членами, соединенное бессоюзной связью и при помощи союза и)

Вспомним группы сочинительных союзов. Слайд № 6,7,8


 стр . 37 учебника

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзамии, да (=и), ни — ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим: Голова кружилась и от весны, и от молодости, и от удач (В. Вампилов). 

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли. В них указывается на чередование явлений или на возможность одного явления из двух или нескольких: Либо в стремя йогой, либо в пень головой (Пословица). 

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (=но), однако, зато. В предложениях с этими союзами одно явление противопоставлено другому: Ученья корень горек, а плод его сладок. Мягко стелют, да жёстко спать. Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест. Денег ни гроша, зато слава хороша (Пословицы).

Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Слайд № 9

Упр. 51. К какой группе относится каждый сочинительный союз?

Упр. 53 Творческий диктант с подготовкой.

Назовите сложносочинённые предложения. Какие сочинительные союзы вы видите в данных предложениях? Запись под диктовку. Дополните текст несколькими сложносочинёнными предложениями

Д/З   стр. 37 выучить, что называется сложносочинённым предложением и группы сочинительных союзов, упр. 52 (2 часть)

Использованная литература и Интернет - источники

Учебник « Русский язык 9 класс» авторы-составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,  М.: «Баласс», 2008 года.

 Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 9-й класс. М.: «Баласс», 2010 года.

Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009

http://www.petrograd.biz/gramota/78.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений.  (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр...

Урок по теме " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».

Урок руссского языка в 9 классе " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».(составлен на мат...

Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).

Урок русского языка в 9 классе Тема:   Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Образовательная цель урока:создание условий для выяснения усвоения программного материа...