Рабочая программа по русскому языку (7, 8 классы) по учебнику Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Жукова Лариса Геннадьевна

Рабочая программа (учебник Ладыженской) по русскому языку 7, 8 классы содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, основное содержание тем, зун, список используемой литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx97.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Председатель ШМО

____________/____________/

ФИО

Протокол № ____

 от «___»___________20___г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    8   »

____________/_____________

ФИО

от «___»____________20___г.

Утверждаю

Руководитель МОУ «СОШ №   8 »

____________/_______________

ФИО

Приказ № _____

от «___»___________20___г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                           Жуковой Л.Г, учителя высшей категории

                                   по литературе в 7 «В» классе

                           

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

от «___» __________ 2011 г.

  1. - 2012  учебный год
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией  В. Я Коровиной.        Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др.                                                 

Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010    

На изучение курса литературы в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в  неделю), из        них на уроки развития речи – 6 час.                                                

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:                                                                         

  1.  Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                        
  2.  Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3.  Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;
  4. Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.                

Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:

  1. Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;                                                                
  2.  Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;                        
  3.  Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами

Виды контроля:                                                                

  1. промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;
  1. итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором  ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода.

  1. Календарно – тематическое планирование по литературе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Дата

Примечание

уроки

уроки контроля

уроки развития речи

1.1

Раздел 1. Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Раздел 2. Устное народное творчество

3

2.1

Предания как поэтическая автобиография народа.

1

2.2

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

1

2.3

Пословицы и поговорки.

1

Раздел 3. Древнерусская литература

2

3.1

 «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет».

1

3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

Раздел 4. Русская литература 18 века

2

4.1

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Понятие о жанре оды.

1

4.2

Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии.  «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

1

Раздел 5.  Русская литература 19 века  

31

26

1

4

5.1

А. С. Пушкин. «Полтава». Пётр I и Карл XII.

1

5.2

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

1

5.3-4

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе.

2

5.5

А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1

5.6

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»  - повесть о «маленьком человеке».

1

5.7

Дуня и Минский.

 Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

5.8

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

1

5.9

Нравственный поединок героев поэмы.

1

5.10

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»

Р.р. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Обучение выразительному чтению.

1

5.11

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1

5.12

Тарас Бульба и его сыновья

1

5.13

Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи.

1

5.14

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

1

5.15

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тестирование

1

Дом.соч. по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

5.16

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

5.17

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1

5.18

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

1

5.19

Н. А. Некрасов. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

5.20

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин». Правда и вымысел.

1

5.21-22

М. Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

2

5. 23

М. Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

5. 24

Р.р. Сатира и юмор в сказках М. Е. Салтыкова – Щедрина.

1

5. 25

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

5. 26

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

5. 27

А. П. Чехов. Рассказ

 «Хамелеон» - живая картина нравов.

1

5. 28

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленники».

1

5. 29

Внеклассное чтение.

Смех и слёзы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

5. 30

Стихи русских поэтов

XIX века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И. А. Бунин «Родина».

1

5.31

Контрольное тестирование (творчество писателей и поэтов 19 века)

1

Раздел 6.  Русская литература 20 века  

23

21

2

6.1

И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

6.2

И. А. Бунин «Лапти».

1

6.3

М. Горький «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей» жизни.

1

6.4

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

1

6.5

Р.р. Обучение анализу эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

1

6.6

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

6.7

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

1

6.8-9

Л. Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

2

6.10-11

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

2

6.12

А. П. Платонов.

«В прекрасном и  яростном мире». Вечные нравственные ценности.

1

6.13

Р.р. Сочинение  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

6.14

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «никого не будет в доме…».

1

6.15

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

6.16

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетически и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

6.17

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

1

6.18

Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя»

1

6.19

Ю. П. Казаков. «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

1

6.20

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе. (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С. Есенин,

Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.)

1

6.21

А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского.

1

6.22

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

1

6.23

М. М. Зощенко. «Беда».

1

Раздел 7.  Из литературы народов России

1

1

7.1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

1

8.1-2

Раздел 8.  Зарубежная литература

2

2

66

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Рекомендованная литература на лето.

1

Итого:

Резерв:

66

2

1

6

Содержание тем учебного курса.

№ раздела

Тема раздела

Содержание раздела

Планируемый результат освоения материала

1

Введение

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в худ. произвед. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы.

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях; образную природу словесного искусства;

уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах; рассказывать о героях и давать им оценку; отвечать на вопросы.

2

Устное народное творчество

Предания как жанр фольклора (начальное представление).

Понятие о былине.

Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера.

Русские пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц.

Знать: определение понятий «предание», «былина», «пословицы и поговорки»

уметь: пересказывать текст, составлять характеристику героя, определять роль гиперболы и постоянных эпитетов; объяснять прямой и переносный смысл пословиц; видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок.

3

Из древнерусской литературы

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах – выдающаяся фигура Древней Руси, человек «большого ума и литературного таланта»

Знать: особенности поучения как жанра литературы, содержание произведений;

уметь: выразительно читать текст, воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведения; составлять план, определять идею, подбирать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме; четко отвечать на поставленный вопрос.

4

Из русской литературы 18 века

М.В. Ломоносов. Жанр оды (начальное представ). Мысли автора о Родине, призыв к миру.

Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии.  

Знать:  факты биографии и творческого пути поэтов 18 века; определение понятий «ода»; «теорию трех штилей», содержание стихотворений;

уметь: выразительно читать и анализировать поэтический текст.

5

Литература XIX века

Проблемы и герои в произведениях

А.С. Пушкина. Теоретико-литературные понятия.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. 

Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

 Нравственные проблемы рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения.

Цикл «Стихотворения в прозе». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Стихи Н. А. Некрасова о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа.

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин». Правда и вымысел.

Сатира на социальные и нравственные пороки общества в «Повести о том, как один генерал двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Гротеск.

Мастерство Л.Н. Толстого в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя повести «Детство».

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Знать:

- факты биографии и творческой деятельности писателей и поэтов XIX века; содержание изучаемых произведений; определение понятий «композиция», «сюжет», последовательность событий, изображенных в эпических произведениях;

- художественные средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, художественное сравнение, антитеза, гипербола);

уметь:

- определять средства художественной выразительности, объяснять их роль; использовать литературоведческие понятия;  выразительно читать поэтический текст, анализировать лирическое произведение;

- структурировать основные положения статьи учебника, анализировать эпизод как часть целого; связно рассказывать о героях, сопоставлять их характеры, сравнивать поступки;  отвечать на вопросы, опираясь на текст, объяснять способы выражения авторской позиции, роль художественной детали; выделять основные событийные линии; отбирать материал для сочинения

6

Русская литература XX  века

Нравственные проблемы русской литературы XX  века. Особенности характеров героев произведений писателей XX  века.

Основные мотивы лирики XX  века.

Знать:

- факты биографии и творческой деятельности писателей и поэтов XX века; содержание изучаемых произведений; определение понятий «композиция», «сюжет», последовательность событий, изображенных в эпических произведениях;

- художественные средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, художественное сравнение, антитеза);

уметь:

- определять средства художественной выразительности, объяснять их роль;  анализировать лирическое произведение; использовать литературоведческие понятия;  выразительно читать поэтический текст; уметь определять размер стихотворения,  

- анализировать художественный текст, выражать свое мнение к прочитанному;, анализировать эпизод как часть целого; связно рассказывать о героях, характерах;  отвечать на вопросы, опираясь на текст; объяснять способы выражения авторской позиции; выделять основные событийные линии; отбирать материал для сочинения.

7

Зарубежная литература

Осмысление ценностей европейской и мировой культуры.

Знать: основные факты из жизни писателей зарубежной литературы;  содержание фрагментов произведений;

уметь: выразительно читать, отвечать на вопросы; давать характеристику герою, анализировать его поступки

  1. Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса

Учащиеся должны знать:

  1. авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь :

  1. видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  2. различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
  3. видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
  4. объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  5. видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
  6. передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  7. видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  8. аргументировать оценку героев  событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  9. выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  10. сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  11. оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
  12. сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  13. стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  14. написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.

  1. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

Для учащихся:

  1. Коровина В. Я, Литература: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Коровина В. Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Обернихина Г. А.., Соколов Л. Э., Вольнова И. А., Емельяненко Т. В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Русский фольклор: словарь – справочник / Сост. Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 1999.
  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. – Саратов: лицей, 2008.
  8. Шайтанов И. О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Коровина В. Я, Литература: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Аникикна С. М., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002.
  3. Аркин И. И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. – М.: просвещение, 2007.
  4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2006.
  6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 2000.
  7. Коровина В. Я. литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. – М.: просвещение, 2008.
  9. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н. И. Кравцова. – М.: Просвещение, 1971.
  11. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: просвещение, 2001.
  12. Тумина Л. Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  13. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2003.

Рассмотрено

Председатель ШМО

____________/____________/

ФИО

Протокол № ____

 от «___»___________20___г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    8   »

____________/_____________/

ФИО

«___»____________20___г.

Утверждаю

Руководитель МОУ «СОШ №  8  »

____________/________________/

ФИО

Приказ № _____

от «___»___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                           Жуковой Л.Г, учителя высшей категории

                                   по русскому языку в 7 «В» классе

                                           

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________

от «___»_______200__ г.

           

2011 - 2012  учебный год

  1.  Пояснительная записка 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

Учебник «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.

На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 132 часов (4 часа в неделю) в том числе 25 часов на развитие речи.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

  1. Познакомить с самостоятельными частями (причастиями и деепричастиями), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения нормами употребления в речи;
  2. Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные, деепричастные обороты; работать с текстом;
  3. Совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений – рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
  4. Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Примечание

уроки

уроки контроля

уроки развития речи

1.1

Раздел 1. Введение.

Русский язык как развивающееся явление

1

1

Раздел 2. Повторение пройденного в 5-6 классах

11

7

1

3

2.1-2

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разборы

2

2.3

Лексика и фразеология

1

2.4

Фонетика и орфоэпия.

Фонетический разбор слова

1

2.5

Словообразование и морфемика.

Морфемный и словообразовательный разбор

1

2.6-7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

2. 8

Контрольный диктант и его анализ

1

1

2.9

Р.р. Текст. Стили литературного языка.

1

1

2.10

Р.р. Публицистический стиль речи

1

1

2.11

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью».

1

1

Р.р. Дом.соч. по картине И.Бродского «Летний сад осенью».

Раздел 3. Морфология

109

69

20

19

Причастие как часть речи

31

22

5

4

3.1

Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах

1

3.2

Причастие как часть речи

1

3.3

Склонение причастий.  Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

3.4

Причастный оборот

1

3.5-6

Выделение причастного оборота запятыми.

2

3.7

Проверочная работа с элементами тестирования

1

1

3.8

Р.р. Описание внешности человека. Подготовка к сочинению

1

1

3.9

Р.р. Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы».

1

1

3.10

Действительные и страдательные причастия

1

3.11

Действительные причастия настоящего времени

1

3.12

Действительные причастия прошедшего времени.

1

3.13

Р.р. Изложение от 3-го лица (по упр. 100)

1

1

3.14

Страдательные причастия настоящего времени

1

3.15

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

3.16

Проверочная работа с элементами тестирования

1

1

3.17

Краткие страдательные причастия

1

3.18

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

3.19-20

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2

3. 21

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

3. 22

Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

1

3. 23

Практикум. Н, нн  в суффиксах страдательных причастий

1

3. 24

Морфологический разбор причастий Проверочная работа с элементами тестирования

1

1

3.25-26

Слитное и раздельное написание не с причастиями

2

3. 27

 Контрольное тестирование

1

1

3. 28

Р.р. Выборочное изложение (по упр. 130)

1

1

3. 29

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

1

3. 30

Повторение и обобщение по теме «Причастие»

1

3. 31

Контрольный диктант и его анализ

1

1

Деепричастие как часть речи

12

7

3

2

3. 32

Понятие о деепричастии.

Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

3. 33-34

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

3. 35

Раздельное написание не с деепричастиями

1

3. 36

Проверочная работа с элементами тестирования

1

1

3. 37

Деепричастия несовершенного вида

1

3. 38

Деепричастия совершенного вида

1

3. 39

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь»

1

1

3. 40

Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

1

1

3. 41

Морфологический разбор деепричастия. Контрольное тестирование

1

1

3. 42

Повторение и обобщение по теме «Деепричастие».

1

3. 43

Контрольный диктант с элементами тестирования.

1

1

Наречие

25

16

4

5

3. 44

Наречие как часть речи.

1

3. 45

Смысловые группы наречий.

Способы образования наречий

1

3. 46

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И. Попова «Первый снег»

1

1

3. 47

Р/р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

1

1

3. 48

Степени сравнения наречий.

1

3. 49

Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.

1

3. 50

Диктант с элементами тестирования

1

1

3. 51

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- и е-

1

3. 52-53

Буквы и и е в приставках не и ни отрицательных наречий

2

3. 54

Проверочная работа с элементами тестирования

1

1

3. 55

Р.р. Подробное изложение с элементами сочинения (по упр.248)

1

1

3. 56

Одна и две буквы н в наречиях на о- и е-

1

3. 57

Р.р. Описание действий.

1

1

3. 58

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

3. 59-60

Буквы о и а на конце наречий.

Тестирование

2

3. 61

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

Е. Широкова «Друзья».

1

1

Дом. соч.

3. 62-63

Дефис между частями слова в наречиях.

Тестирование

2

3. 64-65

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от самостоятельных частей речи.

2

3. 66

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

3. 67

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Контрольное тестирование

1

1

3. 68

Контрольный  диктант по теме «Наречие»

1

1

Категория состояния

2

1

3. 69

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.

1

3. 70

Р/р. Сжатое изложение (по упр. 281)

1

1

Служебные части речи. Предлог.

9

2

1

3. 71

Предлог как часть речи.

Употребление предлогов

1

3. 72

Производные и непроизводные предлоги.

1

3. 73

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

1

3. 74-75

Р.р. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

1

3. 76-77

Слитное и раздельное написание предлогов.

2

3. 78

Повторение и обобщение по теме «Предлог»

Контрольное тестирование

1

1

3. 79

Контрольный диктант по теме  «Предлог»

1

1

Союз

11

2

1

3. 80

Союз как часть речи.

Союзы простые и составные.

1

3. 81

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

3. 82

Запятая в простом и сложном предложении

1

3. .83

Сочинительные союзы

1

3.84

Подчинительные союзы

1

3. 85

Морфологический разбор союза.

1

3. 86

Р.р. Сочинение – рассуждение (по упр. 343)

1

1

3. 87-88

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2

3. 89

Повторение и обобщение по теме «Союз»

Контрольное тестирование

1

1

3. 90

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

1

Частица

16

2

4

3. 91

Частица как часть речи.

1

3. 92

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

3. 93-94

Смысловые частицы

Морфологический разбор частиц.

2

3. 95-96

Раздельное и слитное написание частиц.

2

3. 97

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

1

Дом. сочинение

3. 98-99

Отрицательные частицы не и ни.

2

3.100-101

Различение частиц не и ни.

2

3. 102

Р.р. Сочинение по данному рассказу.

1

1

3.103-104

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

Контрольное тестирование

2

1

3. 105

Повторение и обобщение по теме «Частица».

1

3.106

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

1

Междометие

3

2

3. 107

Междометие  как часть речи.

Дефис в междометиях и знаки препинания в междометиях.

1

3.108-109

Р.р. Контрольное изложение.

2

2

Раздел 4. Повторение и систематизация изученного в 7 классе

7

2

4.1

Повторение. Разделы науки о языке.

Повторение. Стили речи. Текст.

1

4.2-3

Повторение. Морфология. Орфография

2

4.4-5

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

2

4.6-7

Итоговый  контрольный диктант

2

2

4.8

Работа над ошибками. Подведение итогов

1

Итого:

Резерв:

129

3

86

21

22

. 

 

  1. Требования к знаниям, умениям навыкам

          по русскому языку за курс 7 класса

Учащиеся должны знать/понимать определение основных  изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ;

  1. адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  3. составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
  4. обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывании одноклассника;

ЧТЕНИЕ;

  1. дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
  2. выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
  3. находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  4. проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
  5. составлять тезисный план исходного текста;
  6. владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  7. прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

  1. сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
  2. создавать собственные выказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  3. строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
  4. формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и.т.п.;
  5. размышлять о содержании прочитанного и прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
  6. уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

ПИСЬМО:

  1. сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  2. создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
  3. писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
  4. соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические,  пунктуационные);
  5. уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
  6. использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
  7. редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

  1. анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
  2. рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
  3. устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
  4. определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  1. проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  2. правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
  3. анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  1. по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и формы;
  2. объяснять значения слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
  3. определять способы образования слов различных частей речи;
  4. анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
  5. составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
  6. с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  1. соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
  2. толковать лексические значения общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  3. пользоваться различными видами лексических словарей;
  4. находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
  5. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
  6. проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слов в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ;

  1. различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  2. правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  3. использовать знания  умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

  1. владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  2. учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильно написания;
  3. аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  1. составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  2. определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
  3. различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  4. использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  5. соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  6. устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать в письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  7. самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный,  предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта ), изложение (выборочное, подробное), текст, комплексный анализ текста.

На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 часов, в том числе 25 часов на развитие речи.

  1. Учебное и учебно-методическое обеспечение

по русскому языку.

Для учащихся:

  1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2010.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
  4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.
  6. Поникарова Л. А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2004.
  7. Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
  8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - : Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007
  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Бакулина  Г.А.   Конспекты уроков для учителя русского языка . 7 класс. – М.: Владос, 2006.
  4. Дейкина А. Д. раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные, контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс / Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: просвещение, 2006.
  9. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год

Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику Ладыженской

Программа к учебнику "Русский язык. 6 класс" Ладыженской. Рассчитана на 204 часа. Программа содержит пояснительную записку ( общая характеристика предмета, цели и задачи  изучения предмета,место ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Ладыженской Т.А.(175 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русск...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для занятий по учебнику Т.А. Ладыженской и Л.А. Тростенцовой, рассчитана на 210 учебных часов. Программа соответствует требованиям к резу...