Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Неживенко Наталья Викторовна

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неживенко Наталья Викторовна

Название: Интеллектуальная игра по литературе

Предмет: литература

Должность: учитель русского языка и литературы, логопед

Образовательное учреждение:   государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа - интернат V вида  г. Зернограда

Интеллектуальная игра по литературе

(возможно оформление в виде презентации)

Цели:

  1. Повторение изученного материала по предмету;
  2. Развитие памяти, слухового восприятия, речи, интонации;
  3. Воспитание интереса к предмету, чувства коллективизма, ответственности.

  1. Разминка.
  1. Отгадать слово, используя при этом как можно меньше подсказок-рассуждалок. Если слово отгадано после первой подсказки – присуждается 15 очков, после второй -10 очков, после третьей – 5 очков.
  2. Если после трех подсказок команда не отгадывает слово – задание переходит другой команде.

Задание команде «Знатоки»

  1. Они есть у всех образованных людей;
  2. Их считают лучшим подарком;
  3. Они бывают в мягком и твердом переплете

Зашифровано слово «КНИГИ»

Задание команде «Умники»

  1. Ими бывают мужчины и женщины разных национальностей;
  2. Они иногда сами являются героями;
  3. Их трудами являются рассказы, повести, романы.

Зашифровано слово «ПИСАТЕЛИ»

  1. Условия игры.
  1. Команда выбирает тему и вопрос на любое количество очков. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дается ответ на вопрос. Если ответ верный, то команда получает очки, а на доске карточка с очками убирается. Команда продолжает играть дальше.
  2. Если команда не справляется с вопросом, то отвечают соперники, зарабатывая, таким образом. Дополнительные очки.
  3. В случае если обе команды не отвечают – вопрос переходит зрителям.
  4. Игру начинает отстающая команда (или по жребию, если количество очков после разминки одинаковое)

Сказки Пушкина

10

20

30

40

50

Продолжи пословицу

10

20

30

40

50

Отгадай загадку

10

20

30

40

50

Продолжи строку стихотворения

10

20

30

40

50

Угадай героя по описанию

10

20

30

40

50

Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне варёную полбу.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

20

В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

30

С какими словами царица обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

40

Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

50

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают -

по уму провожают

20

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

30

Глаза страшатся,

а руки делают

40

На бога надейся,

а сам не плошай

50

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг электрический.

Робот

 20

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

30

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

40

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

50

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

(На мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

20

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер  свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой )

М.Ю.Лермонтов «Парус»

30

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

40

Умом Россию не понять…

(Аршином общим нет измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить)

Ф.Тютчев

50

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Угадай героя по описанию

10

«…Из числа челяди он был самым замечательным лицом; мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения…»

Герасим

И.С.Тургенев «Муму»

20

«… Проснулся я поздно. Погода была ясная, ветер утих, море перестало бесноваться. Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением увидел, что на прежнем месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Он очутился неподалеку от той самой скалы, о которую меня чуть не расшибло волной… Я тотчас же решил пробраться на корабль, чтобы запастись провизией и разными другими вещами…»

Робинзон

Д.Дефо

«Робинзон Крузо»

30

«Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг,

Развил тогда могучий дух

Его отцов…»

Мцыри

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»

40

«…Когда очнулся он от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами: пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули очи у старого атамана:

 - Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда вновь.

А огонь уже разгорался над костром, захватил его ноги и разостлался пламенем по древу…»

Тарас Бульба

Н.В.Гоголь

«Тарас Бульба»

50

«Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И, наконец, увидел свет,

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил…»

Онегин

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

  1. Подведение итогов.
  2. Заключительная головоломка (проводится, пока жюри подводит итоги)

Задание: составить из частей напутственные слова

рим   за

Бла    го   да

у    час    ти

е!    Твор

чес    ких

ус     пе    ре

хов,   бя

та!


Протокол игры                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

Разминка

Сказки Пушкина

Продолжи пословицу

Отгадай загадку

Продолжи стихотворение

Угадай героя

итого

Команда «Знатоки»

Команда «Умники»

Сказки

Пушкина

Продолжи

пословицу

Отгадай

загадку

Продолжи

стихотворение

Угадай героя

10                                10                                        10

10                                10                                        20

20                                20                                        30                        

20                                        20                                                30

30                                30                                        30                        

40                                        40                                                40

40                                40                                                50                        

50                                        50                                                50

50          рим   за

Бла    го   да

у    час    ти

е!    Твор

чес    ких

ус     пе    ре

хов,   бя

та!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

План мероприятий на неделю русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.

Предметная неделя посвящена Олимпийским играм и все материалы урока на неделе соответствуют заявленной теме....

План мероприятий на неделю русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.

Предметная неделя посвящена Олимпийским играм и все материалы урока на неделе соответствуют заявленной теме....

Игра "Звездный час" ( к предметной неделе русского языка и литературы)

Игра в формате телевизионного шоу "Звездный час"...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  Игра  «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...