дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета
материал по русскому языку по теме

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды заданий по русскому языку с углубленным изучением предмета.

5 класс

  1. Вставить пропущенные буквы: б:седа, к:ньки, п:нал, пон:едельник, п:тух, ст:лица, уро:жай, ч:тверг, ч:рный, ш:фер. Можно ли в некоторых из этих слов проверить безударную гласную?
  2. Напишите два слова: одно, в котором корень тот же, что в слове "выходной", приставка та же, что в слове "поездка", суффикс тот же, что и в слове "прогулка", окончание то же, что и в слове "коза". Второе - в котором корень тот же, что в слове "села", приставка та же, что в слове "поехал", суффикс тот же, что и в слове "ветерок".
  3. Составьте предложение со словами "полоскал" и "поласкал", "поседел" и "посидел", "запевать" и "запивать" ("запевал" и "запивал"). А какие еще слова знаете, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному?
  4. Составьте два предложения со словом "лучи". В первом оно должно быть подлежащим, во втором - второстепенным членом.
  5. Какими частями речи являются выделенные слова? Докажите.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Снежное покрывало все поле покрывало.

  1. Определите, в каком падеже стоят существительные.

Косогор усеяли осенние листья.

Солнце закрыло облако.

Большой город увидели туристы на горизонте.

  1. Спишите, раскрывая скобки.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда (по)мчался вскачь?

Покатился (в)огород,

(До)катился (до)ворот,

(Под)катился (под)ворота,

(До)бежал (до)поворота.

Там (по)пал (под)колесо,

Лопнул, хлопнул - вот и все.

(С.Я. Маршак)

  1. Вставьте пропущенные буквы: не тот стрелок, стреля:т, а тот, кто попада:т.
  2. Напишите, как вы определяете спряжение глагола.
  3. Составьте маленький рассказ о том, что Вы больше всего любите на уроках русского языка. Озаглавьте его.
  1. Вставить пропущенные буквы: п:нал, ст:лица, ч:тверг, пон:едельник, к:ньки, б:седа. Можно ли в некоторых из этих слов проверить безударную гласную?
  2. Напишите два слова: одно- в котором корень тот же, что в слове "заходить", приставка та же, что в слове "повозка", суффикс тот же, что и в слове "зарядка", окончание то же, что и в слове "парта". Второе - в котором корень тот же, что в слове "заснеженный", суффикс тот же, что и в слове "игрок".
  3. Составьте предложение со словами "полоскал" и "поласкал", "поседел" и "посидел". А какие еще слова знаете, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному?
  4. Составьте два предложения со словом "солнце". В первом оно должно быть подлежащим, во втором - второстепенным членом предложения.
  5. Какими частями речи являются выделенные слова? Докажите.

Снежное покрывало все поле покрывало.

  1. Определите, в каком падеже стоят существительные.

Женевская конференция имеет огромное значение для всех людей мира.

Солнце закрыло облако.

Книга лежала на столе с открытой страницей

  1. Спишите, раскрывая скобки.

Побежал он (на)перрон,

Влез (в)отцепленный вагон,

Внес узлы (и)чемоданы,

(Рас)совал (их)(под)диваны,

Сел (в)углу (перед)окном

(И)заснул спокойным сном:

  1. Вставьте пропущенные буквы: Дом стро:т. Дерево спил:т. Бор:тся за мир.
  2. Напишите, как вы определяете спряжение глагола.
  3. Составьте маленький рассказ о том, что Вы больше всего любите на уроках русского языка. Озаглавьте его.

Каждое задание оценивается отдельно принятыми в школе отметками: 5,4,3,2,1. Таким образом, высший балл за всю работу - 50.

  1. Являются ли однокоренными выделенные слова?

Летят перелетные птицы Там возводится платина,

Ушедшие лето искать К ней подводят провода.

Летят они в дальние страны По оврагам и низинам

А я не хочу улетать. Разливается вода.

(М.В. Исаковский) (Г. Ладонщиков)

  1. Образуйте слово, в котором корень тот же, что в существительном "амурчане", приставка та же, что в глаголе "приблизить", суффикс тот же, что и в прилагательном "советский", окончание то же, что и в слове "декабрьский".
  2. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Прож:вать в городе; прож:вать пищу; пос:деть от горя; пос:деть в парке; сл:зать с крыши; сл:зать сметану; отв:рить дверь; отв:рить картофель; прим:рять врагов; прим:рять костюм.
  3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, почему так называются. Гор..д, д:ревня, ж:вотное, земл:ника, к:ньки, м:дведь, п:тух, с:ница, сн:гирь, ур:жай.
  4. Спишите, ставя нужный знак в конце предложений и недостающие запятые - в середине предложений.

Это чей там смех веселый Пионер не теряй ни минуты

Чьи глаза огнем горят Никогда никогда не скучай

Это смена комсомола Пионерским салютом

Юных ленинцев отряд Утром солнце встречай.

  1. Какой знак в зависимости от смысла и интонации можно поставить в конце предложения "пионеры утром пойдут в поход"?
  2. Проведите морфологический разбор подчеркнутых слов.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Составьте два предложения так, чтобы в одном слово "пила" было существительным, а в другом - глаголом.

  1. Составьте два предложения так, чтобы в одном существительное "корабли" было подлежащим, в другом - дополнением. (форму слова не менять).
  2. Какие слова вы вставите вместо точек? Во втором предложении расставьте знаки препинания.
  1. Нас приняли в пионеры. Теперь каждое утро мы : галстуки.
  2. Учитель сказал Ребята : дневники на мой стол.
  3. Возвращались мы : школы усталые, но довольные своими успехами.
  1. Что такое текст? Как сделать текстом следующий отрывок из сочинения четвероклассника?

Рекс сбил нарушителя с ног. Пограничник крикнул Рексу: "Фас"! Нарушитель бросился к лесу.

Редактируя, устраните повторяющиеся слова.

6 класс.

  1. Выпишите сначала слова, в которых букв больше, чем звуков, затем - в которых звуков больше, чем букв. Укажите сколько звуков в каждом слове:

Тростник, яркая, еж, память, ель, сшить.

  1. Проверьте себя: правильно ли вы произносите следующие слова. Поставьте ударение:

звонит, брала, поняла, облегчит, обеспечение, столяр, свекла, шофер,

километр, досуг, квартал.

  1. Запомнили ли вы правописание слов, которые учили в 4 классе и в первой четверти в пятом?

Возр:жать, в:т:ран (старый воин), ф:нтан, фи:летовый, трен:роваться, пор:жать, сп:ртакиада, г:раж, вежл:вый, г:мнастика, пл:нета, прав:льный.

  1. Учеников попросили привести примеры слов с корнем "рос" - "раст". Вася записал: вырос, растение, росли, растительность, растянуть, растопил. Какие слова он не должен был включать в упражнение? Почему?
  2. Разберите по составу: готовность, древность, местность.
  3. Составьте сочетания типа "прилагательное + существительное" со следующими словами: шампунь, кофе, мозоль, овощ, прорубь, тюль.

Запишите в форме единственного числа: ботинки, рельсы, фамилии, туфли, яблоки.

  1. Что можно "притворить", а что можно "претворить"? Когда вы пишите "прибыли", а когда "пребывали"?
  2. Умеете ли вы различать существительное именительного и винительного падежей, если они и в том и в другом падеже имеют одну форму? Проведите синтаксический разбор по членам предложения, над существительными напишите падеж:

Солнце закрыло облако.

Музей посетили туристы.

Дождь приносят перистые облака.

  1. Даны начала предложений, продолжите их так, чтобы в одном случае получилось простое предложение с союзом "и", во втором - сложное с союзом "и".

Налетел порывистый ветер :

Небо нахмурилось :

Наш класс собрал много макулатуры :

  1. Переставьте предложения так, чтобы получился текст. Как связаны в тексте предложения: цепной или параллельной связью? Докажите.

Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страницу. Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". На пути из Петербурга в Москву он принял важное решение, которое перевернуло его жизнь.

О ком идет речь?

Каждое задание оценивается в баллах: 5, 4, 3, 2, 1. Высший балл за все задания, таким образом - 50 баллов.

7 класс

  1. Какие слова получаются, если прочитать их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: Аня, куль, медь, яр, краб?
  2. Как разберете по составу слова: местность, прочность, готовность, древность, горячность?
  3. Как вы напишите следующие слова с трудными и непроверяемыми орфограммами: арм:тура, ба(с,сс)ейн, в:т:ран, г:раж, гости(н,нн)ая, д:л:катный, и(л,лл)юстрация, и(с,сс)куство, ко(л,лл)екция, обр:зование, вп:ч:тление, пор:зить, пр:од:леть, пр:обрести, пр:поднести
  4. Определите падеж существительного:

: Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо : и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей. (Пришвин).

  1. Образуйте форму третьего лица множественного числа: строить, колыхаться, бороться, сеять, паять, вытереть, хотеть, махать.
  2. Составьте четыре предложения с причастными оборотами, так, чтобы в двух частях причастный оборот обособлялся, а в двух - не обособлялся.
  3. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: работать, засевать, увлекать.
  4. Какие из подчеркнутых слов причастия, какие - прилагательные? Как доказать?

Все помнят его блестящий ответ. Мальчик не заметил блестящее на солнце стекло. Отраженный свет луны освещал комнату. Текущий в ущелье поток заглушал наши голоса. Текущие дела задерживали решение новой задачи.

  1. Какие ошибки допущены в предложениях. Исправьте их.

Мы приехали с Тамбовки.

Ребята всегда ложили учебники на место.

Люди трудились не покладая сил.

На стройку приехала молодежь. Они горячо взялись за дело. Вася спросил: "Есть у вас горячий кипяток?"

  1. Найдите ошибку в построении текста. Как переставить предложения?

1. Вы бывали когда-нибудь в осеннем саду? 2. Это чудесное время года. 3. Идешь по дорожке, а с деревьев летят тебе под ноги листья. 4. Вот в стороне стоит березка, печально свесив ветви. 5. Все птицы давно улетели на юг, только воробьи перелетают с дерева на дерево. 6. Чуть дунул ветер, и листья, встревоженные им, поднялись в воздух. 7. И потом плавно опускаются на землю. И только сейчас замечаешь, что идешь по желтому ковру, постланному осенью.

Каждое задание оценивается в баллах: 5, 4, 3, 2, 1. Высший балл за все задания, таким образом - 50 баллов.

7 класс.

  1. Выпишите слова, в которых две буквы обозначают один звук, затем слова, в которых одна буква обозначает два звука:

Сшил, ясный, пение, возчик, летчик, подъезд, строится, блюдце, объем.

  1. Подберите по одному слову со следующим морфемным составом: корень + суффикс + окончание, приставка + корень + окончание, приставка + корень + суффикс + окончание, корень + соединительная гласная + корень + окончание, приставка + корень + суффикс, корень + суффикс.
  2. Разберите в начале по составу, затем дайте словообразовательный анализ:

новичок, старичок, столичный, земляничный, плотничать, столярничать.

  1. Вставьте пропущенные буквы, укажите условия выбора орфограмм:

а) кол:щий, стро:щийся, уважа:мый, слыш:мый;

б) деш:вый, грош:вый;

в) выкач:нный бензин, выкач:нная работа.

  1. Почему слова "темно-русый" и "темно-каштановый" пишутся через дефис, "темноволосый" - слитно?
  2. Какие слова прилагательные, а какие причастия?

Мы вошли в открытое море. Натянутая во дворе веревка мешала строителям. В открытое окно влетела бойкая синица.. Между нами сложились натянутые отношения. Растерянные вещи вскоре были найдены. Вид у вас, видимо, был растерянный.

  1. Расставьте ударение: бензопровод, взята, принята, изобретение, красивее, кружева, мельком, ржаветь, обеспечение.
  2. Составьте предложения со словами "широко" и "лучше", употребив их вначале в роле наречия, затем - роли прилагательного.
  3. Какие ошибки допущены в предложениях? Запишите их в исправленном виде.

Кто из девочек вошла?

Чего ты читаешь?

На ихних огородах много травы наросло.

Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Подъезжая к дому, на нас залаяли собаки.

Мальчик присел на пень, читавший книгу.

Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился и приказал снять с него шкуру.

  1. Определите количество грамматических основ в следующем предложении, подчеркните подлежащие и сказуемые, расставьте запятые:

Многие говорили будто у Незнайки была совсем пустая голова однако они ошибались потому что с пустой головой он бы совсем не соображал но ботинки у него всегда были на ногах на голову он их не надевал хотя и на это тоже ведь требуется соображение.

8 класс.

  1. Сколько раз звук "с" встречается в предложении: "С шумом с деревьев, с зеленых берез отрываются желтые листья". Подчеркните буквы, передающие этот звук.
  2. Вставьте пропущенные буквы: в:л:колепный, возр:жать, г:раж, кв:ртира, кв:танция, кр:мешный, п:чать, вп:чатление, пор:жать, прекр:тить, преобр:зовать, преод:леть, сост:зание, сор:внование, сп:ртакиада, тр:буна, упр:жнение. Можно ли проверить написание некоторых из этих слов? Каких? Как?
  3. Расставьте ударение: агент, баловать, газопровод, изобретение, красивее, мельком, обеспечение, полчаса, приобретение, жалеть, средства, средствами, тотчас, языковое (явление), языковая (колбаса).
  4. Произведите словообразовательный анализ слов: мечтательный, стремительный, учительство, вмешательство.
  5. Какое значение имеет слово "язык" в предложениях:
  1. Язык до Киева доведет.
  2. Разведчики привели языка.
  3. "И назовет меня всяк сущий в ней язык" (А.С. Пушкин)
  4. Без языка и колокол нем.
  5. Больно прикусив язык.
  1. Какими частями речи в зависимости от контекста могут быть слова: ране(н,нн)ый, так(же), та(же), взволнова(н,нн)о, (по)весеннему? Приведите примеры их написания в разных предложениях.
  2. Каким членом предложения является неопределенная форма глагола в следующих примерах:
  1. Все попросили ее спеть.
  2. Мы собрались вернуться к вечеру.
  3. Саша рассказал о своем желании учиться в артиллерийском училище.
  4. Марья Трофимовна ходила в луга убирать сено
  1. Сколько человек сидело за столом (максимум и минимум)? Сергей Одинцов знакомый отца старик партизан Иванов и мой отец.
  2. Во всех ли предложениях с однородными членами нужны запятые?
  1. Он коллекционировал и марки и открытки и значки.
  2. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  3. Эти бои в воздухе и артиллерийская стрельба заставили жителей попрятаться по хатам и погребам и избавили Екатерину Павловну от посетителей.
  4. Живу сверх меры празднично и трудно и славлю жизнь на вечные года (Луконин)
  1. Найдите ошибки в предложениях:
  1. На целинные просторы вышли тракторы, которые заросли травой.
  2. Портрет был нарисован знаменитым художником, его недавно мне показали на выставке.
  3. Мы одели новые гимнастерки и построились в колонны.
  4. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао и апельсины.
  1. Запишите по пять примеров на следующие орфограммы: а) безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; б) безударные в корне, не проверяемые ударением; в) безударные в корне чередующиеся "о - а", "е - и".
  2. Какие правила орфографии и пунктуации вами усвоены или усваиваются с большим трудом? Сможете ли вы сказать, на какие правила вы чаще всего делаете ошибки?

9 класс

  1. Расставьте ударение: алфавит, агент, баловать, газопровод, досуг, досыта, звонит, звонишь, изобретение, инструмент, квартал, километр, красивее, облегчить, обеспечение, партер, планер, средства, средствами, свекла, хлопок, цемента, шофер.

В каких словах вы напишите "ё". В каком слове ударение связано со значением?

  1. Вставьте пропущенные буквы. Написание каких слов, хотя безударные гласные в них считаются непроверяемыми, можно объяснить?

Вел:с:пед, в:личина, в:теран, г:раж, г:мнастерка, г:мнастика, д:л:ктный, кв:танция, к:мб:нация, л:ловый, ор:нтир, отр:жать, пос:тить, пос:щаемость, сост:зание, тр:буна.

  1. Вере Девятиклассниковой на экзамене предложили привести примеры существительных с суффиксом "-ость". Она подобрала слова: готовность, будущность, воспитанность. Во всех ли этих существительных есть суффиксом "-ость"? А как вы разберете по составу слова: учительство, вмешательство?
  2. Сколько раз звук "в" встречается в стихотворении:

У всех прекрасный был улов

Поймали раков и налимов,

Сомов, ершей и ротанов.

Такого не видал наш город Климов!"

  1. Какими частями речи в зависимости от контекста могут быть слова, и как они будут писаться в разных примерах? Приведите примеры. ране(н,нн)ый, взволнова(н,нн)ый, так(же), то(же), что(бы).
  2. Сколько человек сидело за столом (максиму и минимум)?

За столом сидели наш сосед генерал-лейтенант Иван Сергеевич Одинцов знакомый отца старик партизан Петрович и мой отец.

  1. Во всех ли предложениях с однородными членами нужны запятые?
  1. Он коллекционировал и марки и открытки и значки.
  2. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  3. Эти бои в воздухе и артиллерийская стрельба заставили жителей попрятаться по хатам и погребам и избавили Екатерину Павловну от посетителей.
  4. Живу сверх меры празднично и трудно и славлю жизнь на вечные года (Луконин)
  1. Найдите ошибки в предложениях:
  1. На целинные просторы вышли тракторы, которые заросли травой.
  2. Портрет был нарисован знаменитым художником, его недавно мне показали на выставке.
  3. Мы одели новые гимнастерки и построились в колонны.
  4. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао и апельсины.
  1. Запишите по пять примеров на следующие орфограммы: а) безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; б) безударные в корне, не проверяемые ударением; в) безударные в корне чередующиеся "о - а", "е - и".
  2. Какие правила орфографии и пунктуации вами усвоены или усваиваются с большим трудом? Сможете ли вы сказать, на какие правила вы чаще всего делаете ошибки?

Цель уроков русского языка не только в том, чтобы вооружить учащихся определенным кругом знаний и умений, но и в том, чтобы они увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, освоили его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи.

"Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса", - писал Н. М. Карамзин.

Не правда ли, здорово! Но как сделать, чтобы дети, которых доверили тебе, могли это понимать, чувствовать?

Как сделать каждый урок русского языка радостным и интересным? Как активизировать деятельность учащихся?

Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Для этого требуется творческий подход к делу со стороны учителя. И наша задача - развить, не убить, а освободить творческие силы в ученике, потому что в высший миг творчества он полностью поглощен предметом труда и способен на многое. Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние!

Л. Н. Толстой говорил: "Хочешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их". С этим нельзя не согласиться!

Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка

отводится подбору дидактического материала, чтобы он был воспитующим, доступным, интересным. Важно обращение к стихотворным строчкам для развития языкового чутья и приобщения к творчеству.

Словарный диктант с элементами игры.

Игра - спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.

Словарный диктант можно оживить с помощью игры "Зоркий глаз". Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

Игра "Я работаю волшебником" не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик - (собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др.

Игра "Помоги Пете Ошибкину". Например:

  1. В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
  2. В слове соленый Петя написал гласную а. "Проверочное слово сало",- объяснил он. Правильно ли это?
  3. Не был Петя Ошибкин написал слитно. "Это слово,- сказал он,- можно заменить синонимом без не - отсутствовал". Почему он не прав?

4. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. "Не с глаголами пишется раздельно",- заявил Ошибкин.

5. Шепот Петя написал с буквой о. "После шипящих под ударением пишется о",- объяснил он.

6. Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: "Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются". Прав ли он?

  1. Цыган Петя написал с и. "В корне слова после ц пишется и, это точно помню",- сказал Петя. Почему он неправ?
  2. "Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода",- услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
  3. Вырастали у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово - рослый. А как надо?

Игра "По щучьему веленью" помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: "По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой -тся - -ться в глаголах". И др.

Игра "Справочное бюро" способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет "адрес" слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать).

ВАРИАНТ 1

  1. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1) направление;

  1. нарастающий;
  2. наслаждаться;
  3. обрамление.

II. Укажите, в каком слове пишется "ь":

  1. похож... на отца;
  2. снег скрипуч...;
  3. остров сокровищ...;
  4. помощ...

III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":

  1. кожа...ый;
  2. подписа...ый;
  3. царстве...ый;
  4. недавно краше...ый пол.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончаний трех других слов:

  1. в летопис...;
  2. в сказани...;
  3. в легенд...;
  4. в комеди...

V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

  1. сначала;
  2. Дюма;
  3. держа;
  4. держала.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме III:

  1. оттиск;
  2. ответный;
  3. отнесла,

отпускной.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

  1. каждый, молодой, по-новому, третий;
  2. они, кто-нибудь, ничей, мне;
  3. далеко, пальто, веселье, удивило;
  4. зимний, наш, нарисованный, военный.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

  1. Мне грустно и легко.
  2. Прощай же, море!
  3. Несносен мне твой ропот дерзкий.
  4. Все дороги занесло.

IX. Определите тип предложения:

1) простое;

2)сложносочиненное;

  1. сложноподчиненное;
  2. бессоюзное сложное.

Небосвод был пурпурный, теплый, ласковый и манил туда, где он казался краем темной зелени лугов.

X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

  1. неверные знаки препинания при однородных членах;
  2. не выделено обособленное определение;
  3. не выделено обособленное обстоятельство;
  4. не разделены части сложного предложения.

Река сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо.

ВАРИАНТ 2

  1. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1) блестеть;

2) увлечение;

3) ослепительный;

4) спешить.

II. Укажите, в каком слове пишется разделительный "ъ":

  1. вороб...иный;
  2. объективный;
  3. прем...ера;
  4. б...ющийся.

III Укажите слово, в котором пишется одна "н":

  1. рискова...ый;
  2. безжизне...ый;
  3. серебря...ый;
  4. заслуже...ый.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:

  1. стел...шься;
  2. вид...шь;
  3. хохоч...шь;
  4. чувству...шь.

V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

  1. по-русски;
  2. напиши;
  3. наши;
  4. колибри.

VI. Укажите, какое слово соответствует схеме:

  1. повесть;
  2. повыше;
  3. повеселить;

4)покорный.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

  1. сотня, столетний, столетник, сотый;
  2. мой, школьная, украшенные, каждый;
  3. тысяча, четвертый, семеро, одиннадцать;
  4. сначала, молчала, весела, она.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
  2. Им овладело беспокойство.
  1. Мне совестно об этом говорить.
  2. Храни меня, мой талисман!

IX. Определите тип предложения:

  1. простое;
  2. сложносочиненное;
  3. сложноподчиненное;
  4. бессоюзное сложное.

Доброта отнюдь не исключает хладнокровия, самообладания и силы воли - качеств, решающих для полярника.

X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

  1. неверные знаки препинания при однородных членах;
  2. не выделено обособленное определение;
  3. не выделено обособленное обстоятельство;
  4. не разделены части сложного предложения.

Светлый, пронизанный солнцем дождь летел и шумел и круглое дождевое облако уплывало важно и медленно, открывая голубой, промытый край неба.

ВАРИАНТ 3

  1. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1) очарование;

  1. озарение;
  2. обогатить;
  3. сожаление.

II. Укажите, в каком слове пишется "ь":

  1. воздух свеж...;
  2. горный ключ...;
  3. решение задач...;
  4. надо стрич...ся.

III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":

  1. воинстве...ый дух;
  2. драгоце...ый камень;
  3. плете...ый из хвороста шалаш;
  4. плете...ая корзина.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:

  1. в галере...;
  2. на ладон...;
  3. в комментари...;
  4. о смелост...

V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

1)депо;

2)поздно;

3)расцвело;

4) немного.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме З Щ Щ :

1)отечество;

2)отечески;

3)опасное;

4)скромно.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

  1. два, удвоить, двойка, надвое;
  2. справа, она, говорила, светла;
  3. мой, твоего, мамина, лисья;
  4. тройка, озеро, булочная, Крым.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

  1. И на обломках самовластья напишут наши имена.
  2. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

3) И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть.

4) Дед был ровный, гладкий и блестел как зеркало.

  1. Определите тип предложения:

1) простое;

2) сложносочиненное;

3) сложноподчиненное;

4) бессоюзное сложное.

По вздоху, вырвавшемуся у моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались серьезной опасности.

X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) неверные знаки препинания при однородных членах;

  1. не выделено обособленное определение;
  2. не выделено обособленное обстоятельство;
  3. не разделены части сложного предложения.

Бобров, усталый, почти больной после вчерашней вспышки, сидел одиноко в углу станционной залы, и очень много курил.

ВАРИАНТ 4

I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

  1. стороживший;
  2. предложить;
  3. задрожать;

4)наполнение;

II. Укажите, в каком слове не пишется "ь":

  1. сможеш...;
  2. полноч...;
  3. врач...;
  4. проч...

III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":

  1. мороже...ый;
  2. стари...ый;
  3. укоризне...ый;
  4. засуше...ый.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончаний трех других слов:

  1. на спектакл...;
  2. на репетици...;
  3. в ущель...;
  4. на премьер...

V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

  1. коротки;
  2. смотри;

3)такси;

4) по-волчьи.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме:

  1. порядок;
  2. покрасил;
  3. половик;
  4. позолота.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

  1. замерз, замерзая, морозный, мороз;
  2. было, смотри, закрываешь, промок бы;
  3. крыло, шестикрылый, крылатый, закрыть;
  4. смелая, по-моему, какая-то, дружеский.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

  1. Хорошо в деревнях хлеб пекут.
  2. Мне не спится.
  3. Мне не нравились эти шутки.
  1. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.

IX. Определите тип предложения:

1) простое;

2) сложносочиненное;

3) сложноподчиненное;

4) бессоюзное сложное.

Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали, и начинается метель.

X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

  1. неверные знаки препинания при однородных членах;
  2. не выделено обособленное предложение;
  3. не выделено обособленное обстоятельство;
  4. не разделены части сложного предложения.

Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведущую к дому.

ВАРИАНТ 5

I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

  1. бросался;
  2. заколоть;
  3. наклонить;
  4. поглощаемый.

II. Укажите, в каком слове не пишется "ь":

  1. береч...;
  2. зелень рощ...;
  3. красивая брош...;
  4. увидиш...

III. Укажите слово, в котором пишется одна "н":

  1. полотня:ый навес;
  2. вписа:ый треугольник;
  3. взволнова:ый вид;
  4. вяза:ый мамой шарф.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:

  1. в застывш:м воздухе;
  2. на качающ:мся пароме;
  3. с бьющ: мся сердцем;
  4. в син:м море.

V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

  1. купе;
  2. введение;
  3. ниже;
  4. будущее.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме:

  1. очарование;
  2. охнуть;
  3. школьник;
  4. очки.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

  1. высота, высокий, выше, возвысить;
  2. ваш, лебединый, строительный, третий;
  3. из-за, кое-кто, как-нибудь, еле-еле;
  4. кто-то, тебе, этот, чье.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

  1. Чтение - это окошко в мир.
  2. Шумите, вешние дубравы!
  3. Маше стало жаль расставаться с этим берегом.
  4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

IX. Определите тип предложения:

  1. простое;
  2. сложносочиненное;
  3. сложноподчиненное;
  4. бессоюзное сложное.

Освещенные поднимавшимся солнцем, тальники становятся ярко-черными, берег, наоборот, светлеет.

  1. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:
  1. неверные знаки препинания при однородных членах;
  2. не выделено обособленное определение;
  3. не выделено обособленное обстоятельство:
  4. не разделены части сложного предложения

Ветерок, чистый, прохладный, тянулся в просвете леса и шевеля чащу будил в ней пернатых музыкантов.

I-

II-4

III-1

IV-3

V-4

VI-1

VII-2

VIII-3

IX-3

X-2

I-

II-2

III-3

IV-2

V-3

VI-4

VII-3

VIII-2

IX-1

X-4

I-

II-4

III-4

IV-1

V-3

VI-2

VII-4

VIII-3

IX-3

X-1

I-

II-3

III-1

IV-2

V-1

VI-4

VII-2

VIII-3

IX-2

X-3

I-

II-2

III-1

IV-3

V-2

VI-3

VII-4

VIII-1

IX-4

X-3

На своих уроках я учу детей активно мыслить, кропотливо работать над усвоением программного материала. Знаю, что главное в обучении русскому языку - письмо, и это - главное на всех уроках. Цель таких уроков не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, быстрое ориентирование, стремление расширить свои знания самостоятельно. Подобный урок вряд ли можно провести даже в хорошо успевающем классе, если до этого он не был подготовлен к таким приемам работы.

Так, еще при изучении темы "Фонетика" в классе можно использовать условные карточки:

М - мягкий согласный, Т - твердый согласный

З - звонкий согласный, Г - глухой согласный,

Я - парный согласный, Н - непарный согласный.

Учителю достаточно произнести звук при устном фонетическом разборе - ученики поднимают нужную карточку.

Для морфемного разбора используются карточки разных цветов: красная - корень, синяя - суффикс, зеленая - приставка, белая - окончание. Удачно проходит проверка знаний учащихся по орфографии и морфологии (н и нн в различных частях речи, разряды имен прилагательных, вид, наклонение, спряжение, переходность глагола и т. д.). Таким образом, при изучении любой части речи можно использовать всевозможные условные карточки, которые дают возможность учителю быстро определить уровень знаний и навыков по данной теме с минимальной затратой времени.

5 класс.

Xод урока.

I. Игра "Эстафета".

Каждому последнему в ряду дается листок бумаги. Ученик 1 ряда записывает одно прилагательное с суффиксом -к- и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом -к- и передает листок следующему. И т. д.

2 ряд работает с суффиксом -ск-,

3 ряд - с суффиксом -н-,

4 ряд - с суффиксом -нн-,

5 ряд - с суффиксом -ск-,

6 ряд - с суффиксом -к-.

Чей ряд справится с заданием быстрее и правильнее?

Фронтальная беседа с классом по основным вопросам темы (определение имени прилагательного, разряды прилагательных по значению, степени сравнения прилагательных; правописание безударных окончаний прилагательных, мягкого знака после шипящих в краткой форме, н и нн, -ск- и -к-, не с прилагательными, слитное и дефисное написание сложных прилагательных).

II. На экране с помощью кодоскопа высвечивается предложение:

На тихий3 свист3 откликнулись2 десятки1 звонких3 птичьих2,3 голосов1, и соловьиный2,3 раскат2 пронесся2 по прибрежным1,2,3 зарослям2,4.

С помощью карточек учащиеся:

  1. делают устный синтаксический разбор предложения;
  2. показывают, какими частями речи выражены члены предложения (учитель называет слово, а ученики показывают соответствующую карточку);
  3. определяют, какой звук обозначает буква (учитель показывает на букву, учащиеся поднимают нужную карточку) в словах десятки, голосов, прибрежным;
  1. выясняют, из каких морфем состоят слова откликнулись, птичьих, соловьиный,раскат, пронесся, прибрежным, зарослям;
  2. делают устный морфологический разбор слов тихий, свист, звонких, птичьих,соловьиный, прибрежным.

III. Игры ("Кто быстрее?", "Кто первый?", "Кто больше?").

1. Назовите слова, с помощью которых описывается внешность человека (голубоглазый...), его характер и поведение (молчаливый...). И т. д.

2. Заполните устно таблицу.

Качественные

Относительные

Притяжательные

Светлый 

речной 

лисий 

(Учитель указывает на разряд имен прилагательных, а ученики называют прилагательные.)

3. Определите разряд имен прилагательных.

Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, каменный.

(Учитель указывает на слово, а ученики поднимают карточки: К - качественное, О - относительное, Пр - притяжательное)

  1. Подберите существительные к словам острый (нож, язык, угол, нюх, соус, ум, взгляд), заячий, золотой.
  2. Как чувствуют себя гласные О и Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и ц?

Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, пунц..вый, каблуч..к, хорош..го, пальц..в, под плащ..м, чуж..й, со свеч..и, с мяч..м, со свеж..и, руч..нка, друж..к, больш..й и т. д.

(Учитель указывает на слово на экране, а ученики поднимают карточку с гласной.)

6. Продолжите синонимический ряд:

красный (пурпурный, рубиновый, кумачовый, багряный, огненный...),

большой (огромный, громадный, величественный...).

7. Сколько н в словах?

Масля..ое пятно, песча..ый берег, овчи..ая шуба, цели..ый урожай, глиня..ый горшок, ю..ый герой, оловя..ый солдатик, комари..ый укус, безветре..ый день, торфя..ое болото, чугу..ый рельс, кожа..ый портфель, соломе..ая крыша, деревя..ый стол.

(Учитель указывает на слова на экране, а ученики показывают карточки с "н" и "я".)

8. Правильно ли написаны слова? Если нет, назовите правильную форму.

Дешевше, здоровше, длиньше, мягше, красивше, тяжельше, крепше, легше, громше, слабше, слаже, громчее, хужее и т. д.

9. Образуйте все степени сравнения имен прилагательных.

Белый - белее, более белый, белейший, очень белый, самый белый.

Узкий, сильный, робкий, чуткий, счастливый, высокий.

10. Умеете ли вы писать сложные имена прилагательные?

Журнально?газетный, сельско?хозяйственный, северо?западный, трех?метровых, древне?русский, садово?огородный, паро?ходный, верто?летный, водо?проводный, лево?бережный, алма?атинский, горько?соленый.

(Учитель указывает на слово на экране; при дефисном написании ученики поднимают карточку с дефисом, при слитном - с с.)

11. Как пишется не с полными и краткими прилагательными?

Не?добрый, а злой; не?брежный, не?взрачный, не?счастливый, не?лепый; не?вежлив, а груб; не?отложный; не?мелкий, а глубокий; далеко не?удачный ответ, не?легкий, не?ряшливый и т. д.

(Учитель читает предложения с этими словами, ученики поднимают карточки: С - "слитно", Р - "раздельно".)

IV. Домашнее задание:   55 учебника, упр. 304.

V.Подведение итогов урока.

Дополнительные задания:

  1. Составьте два предложения по данным схемам.
  2. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов -тельн-, -н-, -ист-, -лив-, -еньк-.

Интегрированный урок на тему Заимствованные слова"

(5 класс)

Цель урока. После изучения этой темы учащиеся должны:

знать: 1) почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями?

  1. Что происходит со словами-"иностранцами" в русском языке?
  2. Каково отношение общества к заимствованиям?

уметь: пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).

Эпиграфом к уроку могут стать слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга".

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).

Задание. Прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми.

Учитель английского языка читает английский текст "Sport in England".

  1. Какова тема текста?
  2. Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке.

Учитель немецкого языка читает текст на немецком языке.

  1. Какова тема текста?
  2. Почему вы так решили? Ведь текст на немецком языке. (Ребята высказывают

свои мнения.)

Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.

- Как они к нам попали?

Немного истории: сообщения учащихся о времени проникновения в наш язык немецких и английских слов, об истории слов (учитель вводит слово этимология): вокзал, бойкот, комбайн (из англ.), лодырь, версты, ягдташ (из нем.).

  1. Почему же слова из одного языка проникают в другой? И какими путями?

(Ребята высказывают свое мнение.)

  1. А что происходит со словами-"иностранцами", когда они попадают в русский

язык?

Учителя иностранного языка на конкретных примерах показывают эти процессы: Jazz - джаз

cowboy - ковбой die Shrift - шрифт

cakes - кекс die Klasse - класс

Обобщение: итак, слово осваивается 1) графически, 2) фонетически, 3) грамматически, 4) лексически.

- И все же по некоторым элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло:

Из английского: Из немецкого:

дж - джаз шт, шп - в начале слова

-инг - митинг -ман

-мен - спортсмен -мейстер на конце

-бург

Задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)

Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.

  1. Как можно проверить себя? Где вообще можно узнать о происхождении слова? Учитель знакомит учащихся с этимологическим словарем, со словарем иностранных слов, с пометами в толковом словаре.

Задание. Найдите в толковом словаре учебника заимствованные слова.

  1. А заимствованные слова - это хорошо или плохо? (Учитель вводит элементы дискуссии.)
  2. Понятны ли вам эти слова: маркетинг, консенсус, паритет?

Обобщение: благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют (заимствованных слов всего 10 %. Можно провести эксперимент: подсчитать все слова на одну букву и выяснить, сколько среди них иностранных). Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.

Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов. Против бездумного использования иноязычных слов выступал В. И. Ленин.

II. - А теперь обратимся к таблице:

Русский язык Английский язык Немецкий язык

Мать mother Mutter

Волк wolf Wolf

Нос nose Nase

Сестра sister Schwester

Сын son Sohn

(Слова читают по очереди учителя русского, английского и немецкого языков.)

Похожие слова почти одинаково звучат и в некоторых других знакомых нам языках. (Учитель рассказывает о родстве индоевропейских языков. Опираясь на генеалогическое древо языков (схема нарисована заранее).

  1. А как вы думаете, кто скорее поймет англичанина - немец или русский? Почему? (Рассказ учителя о германской и славянской ветвях индоевропейских языков.)

И все же каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен.

А незнание чужого языка порой приводит к недоразумениям. Подстерегают они даже и опытных переводчиков.

Даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Выход один - серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) с заимствованными словами и подготовить выступление об этих словах.

Интегрированный урок на тему "Число. Имя числительное"

( 6 класс)

Предлагаю объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке, который ведут два учителя. Целесообразно отвести на него два учебных часа, так как урок речи предполагает большую устную работу, использование разнообразных приемов, тренировочные упражнения.

Учебный план, на наш взгляд, допускает проведение интегрированных уроков в рамках уроков повторения, резервных уроков.

Цель урока: добиться, чтобы учащиеся

знали: 1) чем отличаются числа от имени числительного;

  1. в чем состоят особенности склонения числительных в письменной и устной речи;
  2. где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в устной речи;

умели:

  1. отличать число от числительного;
  2. грамотно записывать число и числительное;
  3. грамотно употреблять в устной речи имя числительное, высказываться на лингвистическую тему;
  4. пользоваться справочными материалами (учебники математики, русского языка,

материалы для внеклассной работы по русскому языку и математике);

  1. пользоваться каталогом библиотеки:

Литература к уроку: Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5 - 7 классы. - М., 1991.

Виленкин Н. Я., Чеснок о в А. С. Учебник математики для 5 класса. - М., 1992.

Кривин Ф. Карманная школа. - Ужгород, 1962.

Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. - М., 1988.

Вартаньян Э. Из жизни слов.- М., 1963.

Краткий методический комментарий. Интегрированные уроки в системе школьного образования должны занимать особое место, так как перспективная цель таких уроков - показать ребятам глубокую взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем нас мире.

Данный урок - результат поиска решения одной из важнейших проблем школьного образования - развития общеучебных умений и навыков. Очевидно, что в "базовом" школьном образовании должна быть продумана целая система интегрированных уроков.

Ход урока.

I этап.

  1. Вступительное слово учителя. (Почему урок речи объединяет учителей русского языка и математики? Какие формы речи вам известны?)
  2. Задание: письмо по памяти.

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло завязал,

Чтоб в мороз не замерзал.

А жираф сказал: "Смотри!

Еще нужны мне тридцать три".

Учитель собирает и проверяет работы к следующему уроку.

3. Выразительное чтение этого стихотворения одним из учеников.

Задание. Назовите слова, обозначающие числа.

4. Учитель объявляет тему урока, записанную на доске: "Число и имя числительное", знакомит с терминологией урока. Запись на доске:

Художественный стиль,

научный стиль,

точность,

конкретность.

5. Учитель предлагает прочесть записанные на пленке для кодоскопа тексты - отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

3 - три.

Есть у нас 3 сесЗцы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухиЗться

Рассказать о троих?

У одной, что в СЗжове,

Над окошком жил сЗж.

СЗчь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

100 - сто.

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви Не носил никто!

(Перевод Л. Кондратенко).

Вопросы классу:

  1. Почему трудно читать эти тексты?
  2. К какому стилю они принадлежат?
  3. Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
  4. Какая запись числа принята?
  5. Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (Ученики

самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об

употреблении его в научном и художественном тексте.)

  1. Работа по экспериментальному учебнику развития речи, чтение упр. 12:

Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

"Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Вопросы к упражнению:

  1. Что мешало мальчику решить задачу?
  2. В каком стиле написан текст?
  3. Что помогло бы мальчику в решении?
  4. Каким должен быть стиль текста?
  5. Каковы приметы научного стиля?
  6. (Учитель математики:) Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

Краткое условие задачи на доске:

10 аршин по 3 р. 64 к.

? р.

10 аршин по 2 р. 36 к.

Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.

  1. 364X10=3640 (к.)
  2. 236X10=2360 (к.)
  3. 3640+2360=6000 (к.) =60 р.

Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.

Итог: надо верно употреблять числительные в речи.

II этап. Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.

Работу ведет учитель математики, учитель русского языка корректирует речь. В работе используется учебник математики Н. Я. Виленкина, А. С. Чеснокова и др. (или тот учебник, по которому работает класс).

1. Чтение параграфа (с. 70, 79) об особенностях употребления числительных:

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, г мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.

Например:

х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

х=25 - икс равен двадцати пяти;

р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;

р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:

  1. 175x60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
  2. 80Х (х+70) - произведение восьмидесяти и суммы икс и семидесяти.

Вопрос:

- Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные после знака равенства?

Чтение правил учебника на с. 43, 50:

В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков "+" и "-" говорят "сумма" и "разность".

Например:

32+78 - сумма тридцати двух и семидесяти восьми.

р. п. р. п.

433 - 96 - разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.

При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:

Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. Например:

из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять;

или:

от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.

- Какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? Приведите свои примеры.

2. Игра "Эксперт".

В ходе игры ребята решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение.

Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи, объяснив предварительно значение этого слова:

Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса.

"Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях. Математические примеры для этой игры могут быть заранее написаны на доске.

N 363. Решить уравнение.

а) х+37=85 в) 85-В=36

б) 156+у=218 г) Г-94=18

N 385

б) z + 213 = 584 д) 166= Г-34

в) 300 - у = 206 е) 59=81- К

г) Т - 307 = 308

N 737. Вычислить устно:

15х6 88-19 100-19 80-16 67-11

:18 :23 :3 :8 :7

*19 *15 +23 *11 *15

+6 +55 *3 +22 -25

Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами, учителя, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться с вопросом к классу:

- Какие ошибки не были замечены?

В конце игры учителя оценивают работу экспертов и отвечающих. Эта игра нравится ребятам. В течение урока экспертами смогут побывать 8-10 учеников, как по выбору учителя, так и по выбору класса. Выбирая эксперта, дети должны понимать, что это должны быть знающие ученики. На обычных, традиционных уроках можно предварительно провести конкурс на право быть экспертами на интегрированном уроке. Таким образом, у всех учеников будет дополнительный стимул проявлять знания и умения в течение четверти при подготовке к необычному уроку, чтобы иметь возможность побывать в роли учителя, самоутвердиться, закрепить свои знания.

Этот игровой прием не нов, но еще раз хочется отметить его важность. Возможность побывать в роли учителя помогает ученику развить умение говорить с большой аудиторией, навыки культуры общения с одноклассниками.

Таким образом, оба учителя формируют начальные навыки употребления числительных в конкретной речевой ситуации - на уроках математики.

III этап. Запись числа и числительного.

1. Учитель русского языка проводит беседу.

Вопросы:

  1. Как записывают число в математике и в русском языке?
  2. В чем разница записи?
  3. Почему по-разному записывают число?

2. Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм.

Восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать.

(Это слова, обязательные для запоминания в V классе.)

IV этап. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений.

Это задание может быть заранее подготовлено несколькими учениками. Можно использовать учебную хрестоматию для V класса по литературе.

Например, ребята читают отрывки:

1) Из сказки-загадки:

  1. Много ли получаешь с этой полянки пользы? - спросил царь.
  2. Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
  3. Куда же эти деньги деваешь?
  4. Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать за окно кидаю...;

2) Из сказки Жуковского "Спящая царевна":

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?..

3) Из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила":

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской...

Задания. Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите числительные.

Чтение знакомого художественного текста после проведенной работы заставляет по-новому вслушаться в известные строчки, оценить талант русских писателей, их владение родной речью.

2. Инсценирование-экспромт (например: реклама игры "Лотто-миллион").

Инсценирование развивает фантазию, соединяет слово и движение, учит выразительному чтению.

3. Игра "Кто больше?". Ребята вспоминают названия произведений, где встречаются числительные. Можно подобрать загадки, пословицы, содержащие числительные.

Давая это задание на уроке, мы и не ожидали, что почти все ребята будут готовы ответить.

4. Чтение сказки Ф. Кривина "Таблица умножения".

На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику - от первого до десятого класса. По первому знаку- это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства.

- Равняйтесь! - командует Знак Равенства.

И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность. Таблица умножения - суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно.

Разве можно не подчиниться дисциплине, которая существует под знаком равенства?!

Эта сказка в увлекательной и доступной форме дает образец употребления имен числительных в речи. Можно попросить ребят найти в тексте числительные и оценить, насколько правильно в речевом отношении они употреблены. Эта сказка станет и образцом для домашней творческой работы.

В заключение урока мы организовали прослушивание речи диктора как эталона правильного употребления числительных. "Прогноз погоды" можно заранее записать на магнитофон.

V этап. Итоги урока.

Беседа: что нового вы узнали? Чему научились? Было ли интересно?

Домашнее задание: сочинить сказку, в которой есть числительные.

Приведем одно из детских сочинений-сказок.

"Десять цыплят".

"Жили-были на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими десятью маленькими цыплятами. Каждый день она выходила с ними на небольшую прогулку. Цыплята были маленькие. Им было по одному месяцу. На прогулке они изучали природу. Курочка им рассказывала подробно, и цыплятам было очень интересно. Когда они возвращались домой, то обедали и ложились в свои маленькие постельки. А курочка в это время убирала дом.

Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. В семье было два лиса, три лисицы и четыре лисенка. Они вселились недавно. Раньше они жили в соседнем лесу. Лисицы учили своих лисят быть хитрыми и злыми. А курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но поскольку они были еще маленькие, они подружились и стали играть на полянке вместе. Когда курочка пришла на эту поляну, она сначала очень испугалась, а потом обрадовалась: может быть, у ее десяти цыплят будет теперь на четыре врага меньше".

Заканчивая описание нашего небольшого опыта, хотим сказать в целом об уроках такого типа.

Сейчас все понимают, что важно дать ребенку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где числа и слова "живут" рядом, гармонично "сотрудничая" друг с другом. Подобные уроки помогают реально, осуществить эту задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).

Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....

Программа по русскому языку с углублённым изучением для 6 класса на 5 часов

  Программа составлена на основе примерной программы и откорректирована в соответствии с федеральным стандартом и по часам.          Образовате...

КТП 6 класс русский язык с углублённым изучением

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса с углублённым изучением включает в себя пояснительную записку, результаты освоения программы, содержание программы, тематический план, рассчитанный на ...

Рабочая программа по русскому языку с углублённым изучением предмета, 8 класс

Рабочая программа по русскому языку (8 класс) составлена на основе Примерной программы по предмету, программы для общеобразовательных учреждений  с углублённым изучением русского языка (автор В.В...