Главные вкладки

    Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

    Косьяненко Наталия Ивановна

    Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon didikticheskiy_material_5_klass_russkiy.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Косьяненко Наталия Ивановна

    Приложение №2.

    Повторение изученного в начальной школе на первых уроках в 5 классе.

    Дидактический материал.

    Безударные гласные

    1.        Предупредительный или объяснительный диктанты.

    Тараканы прибежали, все стаканы выпивали, а букашки - по три чашки с молоком и крендельком. А слониха, вся дрожа, так и села на ежа. А лихие обезьяны подхватили чемоданы и скорее со всех ног наутёк. И акула увильнула, только хвостиком махнула. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою дорогу метут. Одеяло убежало, улетела простыня. Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. И к полосатым бежит он тигрятам, и к бедным горбатым больным верблюжатам. И пришла к нему беззубая старуха, пучеглазая зелёная лягуха. За крыло она воробышка взяла и больного по болоту повела. Не стерпел такой обиды Бегемот. Убежал за пирамиды и ревёт, Бармалея, Бармалея громким голосом зовет. Как пойду я павлином по горам и долинам, так и ахнет звериный народ: ну что за красавец идёт! А медведи, медведи в лесу, как увидят мою красу, заболеют, бедняги, от зависти! Оглянулся Крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту. (К. Чуковский).

    2.        Составить предложения с данными словами. Объяснить правописание
    безударных гласных.

    Людоед, быстро, догонять, беглецы. Видя, что, от, погоня, не убежать, Железный, Дровосек, прислонить, испуганный, Элли, к, дерево, и, приготовиться, к, бой. Страшила, отстать: нога, он, цепляться, за корни, а, грудь, он, задевать, за, ветка, деревья. Людоед, догнать, Страшила, и, тот, вдруг, броситься, он, под, ноги.

    Оригинал

    Людоед быстро догонял беглецов. Видя, что от погони не убежать, Железный Дровосек прислонил испуганную Элли к дереву и приготовился к бою. Страшила отстал: ноги его цеплялись за корни, а грудью он задевал за ветки деревьев. Людоед догнал Страшилу, и тот вдруг бросился ему под ноги. (А.Волков).

    3. Диктант "Подскажи словечко"

    Долго, долго                А малютки бегемотики

    И л        скала их она,        Ухватились за        

    Поливала, умывала,        И смеются, заливаются

    Поло скакала их она.        Так что дубы _____

    Вот и стал Таракан победителем,                               И они побежали бегом
    И лесов и полей         .        За его голубым        

    Покорилися звери усатому        И видят: вдали под _______

    (Чтоб ему провалиться,        !)        Домик стоит расписной,

    И там на балконе ___________________

    Добрый седой Айболит.

    (К. Чуковский).

    Для справок: целовала, повелителем, проклятому, животики, сотрясаются, огоньком, сосной, сидит.

    4.        Образовать от корней данных в скобках имен существительных необходимые части речи, записать получившийся текст.

    Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко (свет) в окно. Элли (бег) к двери, распахнула её и (вскрик) от (диво).

    Ураган занес домик в (страна) необычной (краса): вокруг расстилалась (зелень) лужайка, по (край) её росли (дерево) со спелыми, сочными (плод); на полянках (вид) клумбы (краса) розовых, белых и голубых (цвет).

    Оригинал

    Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула её и вскрикнула от удивления.

    Ураган занёс домик в страну необычной красоты: вокруг расстилалась зеленая лужайка, по краям её росли деревья со спелыми, сочными плодами; на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. (А. Волков).

    1. Восстановить правильную последовательность предложений в тексте.

    Объяснить правописание безударных гласных в корнях слов.

    1. За оврагом по обеим сторонам дороги потянулся ещё более угрюмый
      лес, и стало темно.
    2. Когда Лев отдохнул, путешественники двинулись дальше по дороге,
      вымощенной жёлтым кирпичом.
    3. Из зарослей послышалось глухое сопение и протяжный рёв.
    4. Трусливый Лев сообщил спутникам, что в этом лесу живут саблезубые
      тигры.
    5. Путникам стало жутко, а Тотошка совсем запутался в ногах у Льва, считая теперь, что Лев сильнее Железного Дровосека.

    Оригинал

    Когда Лев отдохнул, путешественники двинулись дальше по дороге, вымощенной желтым кирпичом. За оврагом по обеим сторонам дороги потянулся ещё более угрюмый лес, и стало темно. Из зарослей послышалось глухое сопение и протяжный рёв. Путникам стало жутко, а Тотошка совсем запутался в ногах у Льва, считая теперь, что Лев сильнее Железного Дровосека. Трусливый Лев сообщил спутникам, что в этом лесу живут саблезубые тигры. (По А. Волкову).

    6.        Мини-изложение.

    Дополнительное задание: выписать слова с безударной гласной в корне, объяснить орфограмму.

    Неподалёку от домика было перепутье: здесь расходилось несколько дорог. Элли выбрала дорогу, вымощенную жёлтым кирпичом, и бодро зашагала по ней. Солнце сияло, птички пели, и маленькая девочка, заброшенная в удивительную чужую страну, чувствовала себя совсем неплохо.

    Дорога была огорожена с обеих сторон красивыми голубыми изгородями, за ними начинались возделанные поля. Кое-где виднелись круглые домики. Крыши их были похожи на остроконечные шляпы Жевунов. На крышах сверкали хрустальные шарики. Домики были выкрашены в голубой цвет. (А. Волков).

    7.        Восстановить текст, заменяя слова, данные в скобках, синонимичными.

    Объясните правописание безударных гласных в корнях.

    На следующий день Солдат вызвал Железного Дровосека. Когда тот (показался) в тронный зал, неся на плече топор, с которым никогда не расставался, он не увидел ни Живой Головы, ни прекрасной Девы. На троне (возвышался) чудовищный зверь. Морда у него была как у кабана, только с рогом, и на ней было разбросано около десятка глаз, тупо (глядевших) в разные стороны. Штук двенадцать лап разной (долготы) и толщины свисали с неуклюжего туловища. (А. Волков).

    Для справок: явился, громоздился, смотревших, длины.

    Проверяемые согласные в корне

    1.        Предупредительный диктант.

    Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые - в них застежки золотые. А за ними кот задом наперёд. Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать! Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок! А за ним и бутерброд: подскочил и прямо в рот! И сказал Айболит: "Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, он опять побежит по дорожке".

    2.        Диктант "Подскажи словечко"

    Ах, у её малюток,        Он ударил в медный        

    У бедных акулят,        И вскричал: «Кара-барас!»

    Уже двенадцать суток        (К. Чуковский).

    __________ болят!

    Для справок: зубки, таз.

    3. Вставить слово, определив его по данному лексическому значению.

    Объяснить правописание пропущенных букв.
    -  Вот так-то я и узнал, что у людей бывает м_зги, а у меня их нет. Я грустно ... то есть вес_ло, закр_чал: "Эй-гей-гей-го! Да здравствуют мозги! Я себе об_зательно их раздобуду!.." Но в_рона очень (прил. от сущ. "мелкая прихоть, причуда") птица, и она сразу охл_дила мою (весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения).

      « Кагги-карр!  зах_х_тала она.  Коли нет м_згов, так и не будет!

    Карр-карр!..» И она ул_тела, а вскоре пришли вы с Тотошкой,  закончил Страшила свой (словесное изложение каких-либо событий).  Вот теперь, Элли, ск_жи: сможешь ты дать мне м_зги? (А. Волков).

    Для справок: каприз, радость, рассказ.

    Непроизносимые согласные

    1.        Предупредительный диктант.

    На птице, глядите, сидит Айболит, и шляпою машет, и громко кричит: "Да здравствует милая Африка!". И рада и счастлива вся детвора: "Приехал, приехал! Ура! Ура!". Десять дней Айболит не ест, не пьет и не спит, десять дней подряд он лечит несчастных ребят. Спаситель Петрограда от яростного гада, да здравствует Ваня Васильчиков! Лишь один гражданин не бежит, не дрожит - это доблестный Ваня Васильчиков.

    2.        Мини-изложение.

    Выйдя вечерком посидеть на крылечке, Бастинда обвела глазом свои владения и вздрогнула от ярости: далеко-далеко, на границе своих владений, она увидела маленькую спящую девочку и её друзей.

    Волшебница свистнула в свисток. Ко двору Бастинды с шумом сбежалась стая огромных волков со злыми жёлтыми глазами и с большими клыками, торчавшими из разинутых пастей. (А. Волков).

    3.        Восстановить правильную последовательность предложений.

    1. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в
      траве.
    2. Сам он молчал, а остальные не спрашивали.
    3. Он рвал их своими мягкими, непослушными пальцами.
    4. Зачем Лев ходил в лесную чащу, никому не было известно.
    5. Страшила тоже пошёл в лес, и ему посчастливилось найти дерево, на
      котором росли орехи.

    Оригинал

    Зачем Лев ходил в лесную чащу, никому не было известно. Сам он молчал, а остальные не спрашивали.

    Страшила тоже пошёл в лес, и ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими, непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. (А. Волков).

    И, у, а  после шипящих в корне

    1.        Предупредительный или объяснительный диктанты.

    Кто злодея не боится и с чудовищем сразится, я тому богатырю двух лягушек подарю и еловую шишку пожалую. Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки. Как у наших у ворот чудо-дерево растёт. И тут же страусята визжат, как поросята: ах, жалко, жалко, жалко бедных страусят! (К. Чуковский.)

    2.        Диктант "Подскажи словечко"

    А рядом бегемотики        И         ушли, и стаканы,

    Схватились за животики:        Остались одни тараканы.

    У них, у бегемотиков,        (К. Чуковский).

                    болят.

    Для справок: чашки, животики.

    3.        Мини-изложение

    Страшила, ожидавший увидеть Живую Голову, растерялся, но потом собрался с духом и почтительно поклонился. Морская Дева сказала приятным низким голосом, звучавшим, казалось, со стороны:

    • Я  Гудвин, Великий и Ужасный! Кто ты и зачем пришёл ко мне?
    • Я  чучело, набитое соломой,  ответил Страшила.  Я прошу вас дать
      мозгов для моей соломенной головы. (А. Волков).

    1. Восстановить правильную последовательность предложений в тексте.
    1. Элли хорошо знала всех соседей на три мили кругом.
    2. Вокруг них были пашни, где фермеры сеяли пшеницу и кукурузу.
    3. Кое-где виднелись такие же бедные домики, как и домик Джона.
    4. На западе проживали дядя Роберт с сыновьями Бобом и Диком.
    5. Он делал детям чудесные ветряные мельницы.
    6. В домике на севере жил старый Рольф.
    7. Широкая степь не казалась Элли унылой: ведь это была её родина.

    Оригинал

    Кое-где виднелись такие же бедные домики, как и домик Джона. Вокруг них были пашни, где фермеры сеяли пшеницу и кукурузу. Элли хорошо знала всех соседей на три мили кругом. На западе проживали дядя Роберт с сыновьями Бобом и Диком. В домике на севере жил старый Рольф. Он делал детям чудесные ветряные мельницы. Широкая степь не казалась Элли унылой: ведь это была её родина. (А. Волков).

    5. Составить предложения с данными словами.

    Чучело, иметь, забавный, и, вместе, с, то, добродушный, вид. Элли, внимательно, разглядывать, смешное, разрисованное, лицо, чучело, и, удивиться, увидеть, что, оно, вдруг, подмигнуть, она, правый, глаз. Она, решать, что она, почудиться: ведь, чучело, никогда, не, мигать, в, Канзас. Но, фигура, закивать, голова, с, самый, дружеский, вид.

    Оригинал

    Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид. Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, увидев, что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось: ведь чучела никогда не мигают в Канзасе. Но фигура закивала головой с самым дружеским видом. (А. Волков).

    Предлоги и союзы

    1. Диктант "Подскажи словечко"

    Только вдруг из-за ___________,                         И горы встают перед ним на        ,

    Из-за синего лесочка,        И он по горам начинает ползти,

    Из далёких из полей        А горы всё выше, а горы всё ___________,

    Прилетает        .        А горы уходят под самые тучи!

    (К. Чуковский).

    Для справок: лесочка, воробей, пути, круче.

    2.        Вставить необходимые по смыслу предлоги и союзы.

    Впрочем, _ Страшилу окружающая роскошь не произвела никакого впечатления. Очутившись        своей комнате, он стал        двери         самым равнодушным видом ______ простоял, не сходя        места,        самого утра. Всю ночь он таращил глаза _____ паучка, который так беззаботно плел паутину, ____находился не ___прекраснейшем дворце, ___  ___бедной лачуге сапожника. (А.Волков).

    3.        Мини-изложение

    К вечеру, когда Элли проголодалась и подумала, где провести ночь, она увидела у дороги большой дом. На лужайке перед домом плясали маленькие мужчины и женщины. Музыканты усердно играли на маленьких скрипках и флейтах. Тут же резвились дети, такие крошечные, что Элли глаза раскрыла от изумления: они походили на кукол. На террасе были расставлены длинные столы с вазами, полными фруктов, орехов, конфет, вкусных пирогов и больших тортов. (А. Волков).

    4.        Из данных простых предложений составить сложные, выделив союзы.

    1. На это Элли не сумела ничего возразить и пошла за стариком. Его звали Прем Кокус.
    2. Её встретили, как королеву. Бубенчики непрестанно звенели. Были бесконечные танцы. Было съедено великое множество пирожных. Было выпито бесчисленное количество прохладительного. Весь вечер прошел так весело и приятно. Элли вспоминала о папе и маме, только засыпая в постели.

    Оригинал

    На это Элли сумела ничего возразить и пошла за стариком, которого звали Прем Кокус. Её встретили, как королеву, и бубенчики непрестанно звенели, и были бесконечные танцы, и было съедено великое множество пирожных и выпито бесчисленное количество прохладительного, и весь вечер прошёл так весело и приятно, что Элли вспомнила о папе и маме, только засыпая в постели. (А. Волков).

    Правописание -тся и тъся в глаголах

    1.        Предупредительный диктант.

    Муха криком кричит, надрывается, а злодей молчит, ухмыляется. Едут и смеются, пряники жуют. Только раки-забияки не боятся боя-драки, хоть и пятятся назад, но усами шевелят. Плачут они, убиваются, с малышами навеки прощаются. Всё вертится, и кружится, и несётся кувырком. А птица над ними кружится, а птица на землю садится. А лисица веселится, забавляется Лисица. Стали зайки на лужайке кувыркаться и скакать. Ваня верхом на Пантеру садится, и, торжествуя, по улице мчится. (К. Чуковский).

    2.        Диктант "Подскажи словечко"

    Со всеми, со всеми        Сапоги скрипят,

    Готов он сразу сразиться        Каблуки        ,

    И никогда        Будет, будет мошкара

    Никого _____________                до утра.

             (К. Чуковский).

    Для справок: не боится, стучат, веселиться.

    3.        Вставить необходимые по смыслу слова, объяснить их правописание.

    • Нет, я хочу        на родину, к папе и маме . . .
    • Вряд ли это возможно, - сказала волшебница. - Наша страна отделена
      от всего света пустыней и огромными горами, через которые не проходил ни
      один человек. Боюсь, моя крошка, что тебе придется ________ с нами. (А. Волков).

    Для справок: вернуться, остаться.

    4.        Восстановить правильную последовательность предложений в тексте.

    • Не знаю, - задумчиво ответил старик.
    • Далеко ли отсюда до Изумрудного города?

    Да и дорога до Изумрудного города длинная и трудная.

     Лучше держаться подальше от Великого Гудвина, особенно если не имеешь к нему важного дела.

    Я никогда не бывал там.

    Тебе придётся переходить через тёмные леса и переправляться через быстрые глубокие реки.

    Оригинал

    -        Далеко ли отсюда до Изумрудного города?

    • Не знаю, - задумчиво ответил старик. - Я никогда не бывал там. Лучше держаться подальше от Великого Гудвина, особенно если не имеешь к нему важного дела. Да и дорога до Изумрудного города длинная и трудная. Тебе придётся переходить через тёмные леса и переправляться через быстрые глубокие реки. (А. Волков).

    Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных

    1.        Объяснительный диктант

    Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, и в ванне, и в бане. А в подворотне на лавочке страшный сидит Бегемот. Мы живём на Занзибаре, в Калахари и Сахаре. Ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши. Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит и на море из Африки без отдыха глядит: не едет ли в кораблике доктор Айболит? Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. (К. Чуковский).

    2.        Мини-изложение

    Когда Элли становилось скучно, она звала весёлого пёсика Тотошку и отправлялась навестить Дика и Боба или шла к дедушке Рольфу, от которого никогда не возвращалась без самодельной игрушки.

    Тотошка с лаем прыгал по степи, гонялся за воронами и был бесконечно доволен собой и своей маленькой хозяйкой. У Тотошки была чёрная шерсть, остренькие ушки и маленькие, забавно блестевшие глазки. (А. Волков).

    3.        Поставить вопросы к каждому предложению. Ответить на них, не глядя в оригинал.

    Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Её отец, фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству.

    Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю.

    Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом с домом, у самой двери, был выкопан "ураганный погреб". В погребе семья отсиживалась во время бурь. (А. Волков).

    4. Вставить слово, определив его по данному в скобках лексическому значению. Объяснить правописание букв е и и в падежных окончаниях имён существительных.

    Чтобы хоть как-то отплатить Бастинд        , Элли схватила ведро воды, подбежала к (женщина, достигшая старости) и окатила её водой с головы до ног.
    Она присела отдохнуть у голубой (ограда из жердей, прутьев), за которой расстилалось поле спелой пшеницы. Потом Элли подобрала у края (узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения) толстую ветку и предложила её Страшиле вместо (палка для опоры при ходьбе). Ночью какой-то зверь с белыми полосками на (часть туловища от шеи до крестца) и на чёрной свиной (уменьшит, от "передняя часть головы животного") попытался проникнуть в хижину. (А. Волков).

    Для справок: старухе, изгороди, дороги, трости, спине, мордочке.

    Личные окончания глаголов

    1.        Предупредительный диктант

    А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе верёвками крутит, зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у неё выпивает. Но вот перед ними море - бушует, шумит на просторе. А в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она. Они лежат и бредят: "Ну что же он не едет, ну что же он не едет, доктор Айболит?" Гадкое чучело-чудище скалит клыкастую пасть, тянется, тянется к Лялечке, Лялечку хочет украсть. (К. Чуковский).

    2.        Составить предложения с данными словами.

    Железный, Дровосек, предложить, сплести, длинный, верёвка, из, древесная, кора. Потом, он, Дровосек, полезть, в, вода, и, снять, Страшила, а, Лев, вытащить, они, за, верёвка. Но, Лев, насмешливо, покачал, голова:

    - Ты, ведь, плавать, не, лучше, топор!

    Оригинал

    Железный Дровосек предложил сплести длинную верёвку из древесной коры. Потом он, Дровосек, полезет в воду и снимет Страшилу, а Лев вытащит их за верёвку. Но Лев насмешливо покачал головой:

    • Ты ведь плаваешь не лучше топора! (А. Волков).

    3. Поставить глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

    • На кого же он похож?
    • Трудно сказать, - задумчиво ответил хозяин.  Дело в том, что Гудвин  великий мудрец и (мочь) принимать любой вид. Иногда он (появляться) в виде птицы или леопарда, а вдруг (оборотиться) кротом. Иные видели его в образе рыбы или мухи и во всяком  другом виде, какой ему (заблагорассудиться) принять. Но каков его настоящий вид - не (знать) никто из людей. (А. Волков).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

    задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

    Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

    Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

    Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс

    Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....

    Урок русского языка в 6 классе: "Повторение изученного в начальной школе по теме "Простое осложнённое предложение" по учебнику С. И. Львовой

    Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-...

    Урок по русскому языку "Повторение изученного в начальной школе"

    Повторение изученного материала в начальной школе, решение грамматических задач. Грамматические задачи даны в виде эпиграфов к каждому разделу повторения. ...

    Материалы к уроку "Калейдоскоп знаний" ( повторение изученного в начальной школе)

    Урок позволяет в игровой форме повторить основные орфограммы и виды разборов, изученных в начальной школе.В уроке учтены возрастные особенности пятиклассников: в течение урока происходит смена деятель...

    Дидактический материал по русскому языку для индивидуальной работы с учащимися 5 - 6 классов

    Предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом....