Главные вкладки

    «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

     

     

    МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika.docx14.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

                                   Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»

    При объяснении орфографического правила можно применить структурную схему, которая, обеспечивая большую наглядность, не только способствует лучшему запоминанию всех его частей, но и в большей степени помогает уяснению тех связей, которые существуют между отдельными признаками правила.

      Так, правило о правописании сложных слов, первая часть которых представляет собою корень –пол-, можно представить в виде такой структурной схемы:

            -пол – пишется:

     Слитно                                                                                 через дефис

     Перед согласными(кроме  л) :                                    1)  Перед гласными:пол-арбуза, пол-яблока

    Полчаса, полметра .                                                         2) перед л:пол-листа, пол-ленты.

                                                                                                   3) перед большими буквами: пол-Орла,пол-

                                                                                                     России.      

    Задача учителя- постоянно требовать от учащихся умения мотивировать каждый компонент, входящий в состав формулировки правила, а в трудных случаях брать эту работу на себя. Поэтому составлению структурной схемы правила в ряде случаев может сопутствовать и мотивировка   учителем  отдельных его частей. Так, при объяснении  правила о  правописании сложных слов, первая часть которых начинается с корня –пол-, можно дать дополнительно  обоснование каждого случая написания –пол- через дефис и слитно с точки зрения произношения.  

       С этой целью учитель может обратить внимание учащихся на произношение слов с –пол- перед гласными, перед –л-, в отличие от произношения слов с –пол- перед заглавными буквами.  

       Произношение корня-пол- в позиции перед гласными и л характеризуется отделенностью, что на письме отмечается черточкой.

       Характерно, что звук   л  в слове –пол- в указанных случаях произносится всегда твердо, независимо от того, какие гласные стоят после него. Например, в слове пол-избы л звучит твёрдо, хотя и стоит в в позиции перед гласным звуком и  который обычно смягчается.

    Поэтому л звучит в словах пол-избы, пол-яблока, пол-ивы совсем не так, как, например, в аналогичных позициях в словах поливка, поляна, поливы.

       Во втором случае л сливается с гласным звуком (полярник). То же самое можно сказать и о той части правила, которая регулирует написание –пол- со словами, начинающимися с буквы л (пол-листа, пол-ленты, пол-лимона).

    Третью часть  правила (употребление черточки после –пол-) перед большими буквами учитель может объяснить таким образом: с большой буквы начинаются имена собственные, а большая буква не может употребляться в середине слова, поэтому черточка отделяет в этих словах две составные части и указывает на отсутствие слияния между ними.

         Далее учитель показывает, что отмеченные выше особенности в произношении сложных слов с –пол- не проявляются в тех случаях, когда за –пол- следует слово на согласный звук, кроме л( полметра, полкуска, полжизни, полчаса).

    Таким образом, работа по осознанию сущности и структуры сложности орфографического правила может включать такие основные моменты:

    1.Вычленение отдельных признаков и уяснение структуры правила.

    2.Выявление тех связей, которые существуют между отдельными его признаками.

    3.Мотивировка всех или отдельных компонентов правила.

    Большую роль в описанной работе сыграют умело подобранные учителем вопросы, которые будут направлять деятельность учащихся на грамматический анализ предложенного материала, расчленение правила, конкретизацию его отдельных признаков и постепенное соединение их в одно общее правило. Кроме того, активизация работы учащихся на данном этапе будет находиться вначале в руках учителя, а затем школьники смогут самостоятельно не только сформулировать правило, но и  производить его расчленение и мотивировку.

    Необходимо отметить, что сложность и краткость формулировки орфографического правила- не единственное условие лучшего его осознания. В ряде случаев такие формулировки усваиваются учащимися  слабо, а расчлененная формулировка  оказывается более понятной и потому более легкой и доступной.

    Список использованной литературы:

    1.Е.Г.Шатова.Урок русского языка в современной школе .Москва, Дрофа, 2007 год.

    2.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. АЗЪ»,1996 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Правописание сложных слов с корнем пол-"

    Конспект урока в 5 классе по разделу "Словообразование" с презентацией....

    Правописание сложных слов

    ЦЕЛИ:знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;находить и объяснять все типы написания, изученные з...

    правописание сложных слов

    Правописание некоторых сложных слов, образованных от иностранных....

    урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов

    Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...

    Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

    Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...