Междометие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Толстоброва Наталья Валерьевна

урок - обяснение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdometie.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Междометие.

Урок русского языка в 7 классе.

Цели:

образовательные:

  • познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;
  • показать роль междометий в речи;
  • формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
  • закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

развивающие:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание умения работать в парах.

Тип урока: объяснение нового материала (1 час).

Оборудование к уроку:

учебник русского языка под ред. М.Разумовской; таблица «Три группы междометий»; загадки.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Активизация имеющихся знаний.

   На доске даны слова вразброс. Сгруппируйте их и обоснуйте свое мнение.

Учебник, ах, тоже, прекрасный, и, учить, не , хорошо, над.

   - Какое слово не вошло ни в одну колонку?   (АХ)

Чтение стихотворения.

Мне, - сказало Междометье, -

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье, похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье, возмущение, привет…

Те, кого охватит страх, произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох, произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой, произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей, произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух, произносит слово УХ!

Интересно жить на свете, если знаешь междометия.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

3. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами будем говорить о междометиях, их особенностях, будем употреблять междометия в своей речи, выразительно читать высказывания.

1.) Работа с предложением, записанным на доске.

Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит.

- Найдите междометие.

Как вы думаете, можно ли отнести междометие к самостоятельным или служебным частям речи?

(Учащиеся отвечают, вспоминая грамматические признаки частей речи).

2.) После обсуждения учащиеся формулируют правило.

Междометие – особая часть речи, которая выражает различные чувства, не называя их.

3.) Чтение теоретического материала учебника.

Беседа:

- Что такое «междометие»?

-Что выражают междометия?

- Как междометия выделяются на письме?

4. Закрепление нового материала.

1.) С.126, упр.313. Выразительно прочитайте предложения, найдите междометия и выпишите их, распределяя на три группы.

2.) Отгадать загадки, ответы записать в тетрадь.

- Растает даже ледяная глыба

  От слова теплого (спасибо).

- Зеленеет старый пень,

  Когда услышит (добрый день).

- Мальчик, вежливый и развитый,

  Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости,

  Говорим (простите, пожалуйста).

- И во Франции, и в Дании

  На прощанье говорят (до свидания).

        - В какую группу междометий входят слова-отгадки?

        - А знаете ли вы этимологию этих слов?

3.) Сообщения учащихся о происхождении этикетных слов.

4.)  Работа в парах.

Составить диалог на предложенную тему, используя этикетные междометия.

1ряд – встреча друзей после каникул.

2 ряд – помощь однокласснику.

3 ряд – звонок по телефону другу.

5.) – А каковы же особенности употребления междометий?

Сообщение «Употребление междометий в речи»

5. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.

1. С какой частью речи мы сегодня познакомились?

2. Каковы особенности междометий?

6. Запись домашнего задания.

Сочинить лингвистическую сказку о междометии, используя все знания, которые получили на уроке.

или

С.126, упражнение 314.

7. Рефлексия.

Заполнить карту.

Карта отслеживания эффективности урока.

  1. Твоё отношение к уроку.

   а) отличный, интересный, захватывающий;

   б) хороший, содержательный, заставляющий работать;

   в) нормальный, обычный;

   г) скучный, работа без интереса;

   д) бесполезный, совсем не интересный.

     2. Вспомни (как можно точнее) тему урока__________________

     3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________

     4. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?

     6. Чему новому ты научился на уроке?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Междометие

Презентация к уроку "МЕЖДОМЕТИЕ"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Урок русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях"

Разработка урока  русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях" построена на использовании технологии проблемного обуче...

Дистанционный урок русского языка по теме «Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях». 7 класс

Предлагается информационный, дифференцированный дидактический материал для самостоятельного изучения семиклассниками темы в условиях дифференцированного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Междометия и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях и знаки препинания при них.

Предложена информация, дидактика и задания по теме для самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Презентация к уроку по теме "Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях", 7 класс

Презентация к уроку по теме "Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях", 7 класс...