Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Закрепление материала о сложном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnoe_predlozhenie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Сложное предложение

Цели:

  • повторить и углубить знания учащихся  о сложном предложении, о знаках препинания между частями сложного предложения;
  • учить определять грамматические основы предложений, находить сложные предложения, правильно ставить знаки препинания, развивать связную речь учащихся, творческие способности;
  • воспитывать любовь к осенней природе, восхищение ее красотой, повышать интерес к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

осенние листы, на доске – картины осени, яблоки на столе,  плакат  гимнастики для глаз, карточки с предложениями, корзина с солнышками и тучками, рамка – имитация телевизора.

  1. Орг.момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке.

Закройте на минутку глаза. Представьте себе самого близкого вам человека. Улыбнитесь ему. Откройте глаза. Подарите свои очаровательные улыбки одноклассникам, мне. Ну что, готовы к уроку? Тогда приступаем к работе.

  1. Проверка домашнего задания.

1 ученик у доски,

1 тетрадь  - на проверку сильному ученику

Остальные – работа со стихотворением (запись на доске).

Ветер как-то утром

На прогулку вышел.

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл ветвями,

Пожурил мальчишек

И помчался дальше

Всё быстрей и выше.

Найдите однородные члены предложения. Объясните знаки препинания. Какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся при ОЧП?

Расскажите о постановке знаков препинания при обобщающем слове.

  1. Изучение нового материала.

Чтение стихотворения:

Последний теплый солнца луч

О тучи хмурые разбился.

Художник вздорен и плакуч

В сторонке нашей поселился.

От взмаха кисти пожелтели

Деревья в рощах и садах,

В озерах воды потемнели,

И грусть легла на города.

И лес зеленый под дождями

Осунулся весь и поник.

И над полями, проводами

Тоскует птиц прощальный крик.

И лишь рябина расцветает

В красивых бусах на заказ.

Их яркость гордо примеряет

И выставляет напоказ.

- А вы любите осень?

- Но ведь осень – это грязь, дождь, слякоть. В чем же ее прелесть?

- Еще совсем немного и осень уйдет от нас. На смену ей придет холодная красавица зима. Давайте же сегодня поговорим об осени, ее необычной красоте и обаянии. А поможет нам в этом сложное предложение. На уроке мы должны будем вспомнить, что называется сложным предложением, изучим особенности постановки знаков препинания в данных предложениях, будем учиться находить сложные предложения в тексте и самим составлять данные предложения.

На доске предложение

Я люблю осень.

Подчеркните грамматическую основу. Охарактеризуйте предложение.

Давайте дополним мою мысль.

Я люблю осень, потому что она горит красными, желтыми, багряными красками.

Подчеркните грамматические основы. Что за предложение? (самостоятельная формулировка правила) давайте проверим себя по учебнику.

Работа со схемой ( на доске)

Сравните!

Ветер по целым дням рвал и трепал деревья.

Понятие о метафоре.

  1. Физкультминутка для глаз.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, союзы обведите в кружок. ( Предложения на кленовых листочках.)

Проходит дней осенних колдовство,

Мороз уже приход зимы венчает.

Плачет листва золотая

В старом осеннем саду,

Листьями ветер играя,

Все превратил в чехарду.

Холодает день за днем,

Солнце ярко так не светит.

2.Работа над текстом.

Тебе перелесок осенний мил,

Повитый разноцветным дымом.

А ты хоть одно деревце пос…дил

В кр…ю, что зовем мы р…димым?

Ты вздрогнешь, увидев срубленный ствол

На памятном перекрестке.

А сам ты удар отвел

Хоть от одной бере…ки?

Как вы думаете, к кому в первую очередь обращается автор этих сток? Почему?

Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

Укажите сложное предложение.

  1. Физкультминутка.

3.Творческая работа.(2 уровень)

Внимательно посмотрите на картины. Что на них изображено? Какой предстает осень? Одинаковой? Составьте связный текст, используя опорные слова.

Осень, осыпались, наступила, холода, листок остался, Новый год, праздник ёлки, лист украсил елку.

1 уровень – игра «Конструктор».

Составить сложные предложения из частей.

Небо медленно заволокло тучами, по лесу прошел ветер.

Когда ветер расстелил по земле разноцветный ковер, ярким пламенем запылал калиновый куст.

Солнце все реже ласкает землю, но изредка все же выглянет из-за туч.

  1. Обобщение.

На стол ставится рамка-имитация телевизора. Выходит заранее подготовленный ученик и читает текст.

Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно-познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята 5 класса познакомились со сложным предложением. Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, потому что, поэтому, чтобы, между частями сложного предложения ставится запятая.

И вот свежее сообщение. Послушайте, какое задание надо выполнить к следующему уроку. Необходимо составить сочинение – миниатюру «За что я люблю осень» .

И в завершение нашего выпуска объявление. Всем, кто активно работал на уроке, подойти к учителю с дневниками для выставления отметок.

  1. Рефлексия.

Как вы работали сегодня на уроке? Поставьте отметку себе и мне. Если вы остались довольны уроком, положите в корзину солнышко, если нет -  тучку.

Известный русский писатель Иван Алексеевич Бунин заметил, что поздняя осень пахнет спелыми антоновскими яблоками. Возьмите каждый по яблоку и угостите друг друга. Пусть осенние дожди, слякоть и непогода никогда не поселятся в ваших юных душах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....