Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

Цель: познакомиться с особенностями бессоюзных сложных предложений; научиться устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях; выяснить случаи постановки запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, диски «Уроки Кирилла и Мефодия» (8-9 классы), учебники.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Словарный диктант (1 учащийся у доски):

- Урок начнём со словарного диктанта. Дома вы должны были повторить правописание частицы НЕ с различными частями речи и правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Серебряный иней, не успевающий на поезд, ненавидевший ложь, картинная галерея, небольшое, но сладкое яблоко, ещё не написанная повесть, расстрелянные патроны, поход состоялся,  несмотря на непогоду, вовсе не интересный фильм, лекция прослушана, даль туманна, не смотря по сторонам, не думая о происшедшем, заклеенный конверт.

- Сделайте вывод, когда частица НЕ пишется со словами раздельно? Слитно?

- В каких случаях в прилагательных пишется две буквы Н? Одна буква Н?

- Когда в причастии пишется два Н, а когда – одно?

  1. Индивидуальные задания. (2 ученика работают по карточкам)

Карточка № 1.

  1. Прочитайте текст, найдите сложные предложения, дайте их общие характеристики.
  2. Раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, (как) будто (ни) когда

Природа здесь (не) знала потрясений!

И тихо так, (как) будто (ни) когда

Здесь крыши сёл (не) слыхивали грома!

(Не) встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе (не) зашуршит солома,

И редок сонный коростеля крик…

Вернулся я – былое (не) вернётся! (Н. Рубцов)

Карточка № 2.

Произведите синтаксический разбор предложения, расставив знаки препинания:

  1. Циолковский впервые научно доказал возможность межпланетных полётов почему его и называют пионером звездоплавания.
  2. Свою Москву в обиду мы не дали как нас в обиду не дала она.

Проверка выполнения индивидуального задания (карточка № 1). Ученик даёт характеристики сложных предложений, а класс должен угадать, о каких предложениях идёт речь. (По цели высказывания, по эмоциональной окраске, сложное, состоит из двух – трёх частей, союзное - бессоюзное, ССП - СПП).

- Итак, какие виды сложных предложений мы вспомнили? (ССП, СПП, БСП).

- Какие виды сложных предложений мы изучили? (ССП, СПП).

IV. Сообщение темы, цели урока.

- Ребята, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями бессоюзных сложных предложений; научимся устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях; будем использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; выясним случаи постановки запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении.

V. Объяснение нового материала.

1. Прежде чем говорить о бессоюзных сложных предложениях, давайте проверим, знаете ли вы их.

Тестовое задание с диска (№ 1, «Уроки Кирилла и Мефодия»).

2. Работа над упражнением 162.

Вопросы классу:

  1. Прочитайте. Чем различаются предложения в парах?
  2. Чем выражаются смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного? (Союзами и интонацией).
  3. Как обозначаются эти смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении на письме? (Знаками препинания) В устной речи? (Интонацией).
  4. Чем связаны простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения? (Интонацией).

Вывод: смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях выражаются в устной речи интонацией, а на письме – знаками препинания.

2. На доске записаны предложения.

Толстые сосульки св..сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд..ряли о лёд, по всем улицам пели песню весны.

(Один ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет их выбор).

- Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором – обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Составьте из получившихся предложений:

1-й ряд – сложносочинённое предложение (Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны.)

2-й ряд – сложноподчинённое предложение (Если толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце,  капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны. Когда…, так как..)

3-й ряд – бессоюзное сложное предложение (Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце;  капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны.)

 - Как называются такие предложения? (Синтаксические синонимы.)

- Ребята, возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, несмотря на смысловую близость этих синтаксических конструкций, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. Определите, какие это отличия?

(Отношения между предложениями, входящими в сложносочинённое, равноправные; союз И подчёркивает последовательность происходящих действий; в сложноподчинённом – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки: когда, как только, едва только – временные, если – условие, так как – причину и т.д.)

3. Запишите предложение, определите, какие смысловые оттенки вносят союзы:

Иногда, если книга интересовала меня и если надо было прочитать её поскорее, я вставал ночью и зажигал свечку, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучиной. (М. Горький).

(Союз ЕСЛИ – условие, НО – противопоставление.)

- В бессоюзных сложных предложениях эти отношения выражены менее чётко. Они зависят от содержания входящих в них простых. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания.

   В бессоюзном сложном предложении встречаются запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Сегодня мы познакомимся с теми случаями, когда между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного ставится запятая и точка с запятой.

4. Прочитайте два отрывка из произведения А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум…»

1) Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. Дома в нём каменные, кровли покрыты дёрном…

2) Город показался мне многолюден. По узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряжённые волами, перегораживали дорогу.

- Найдите БСП в обоих отрывках. Попробуйте между простыми предложениями, входящими в состав сложных, вставить союз И.

   Эта вставка возможна. Значит, знаки запятая и точка с запятой правомерны.

- Подумайте, почему в первом предложении стоит запятая, а во втором точка с запятой?

( БСП, имеющее точку с запятой, более распространено; внутри второго простого предложения, входящего в его состав, есть запятые.)

- В сложных бессоюзных предложениях между частями предложения ставится запятая, если просто перечисляется что-то, точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе БСП осложнено, т.е. уже есть другие знаки препинания.

5. Выполнение тестового задания с диска (№ 2, «Уроки Кирилла и Мефодия»)

6. Выполнение упражнения 168.

Вопросы классу:

  1. Объясните написание слов со скобками из упражнения.
  2. При помощи чего соединяются простые предложения в БСП? (При помощи интонации).
  3. Какой интонацией соединены простые предложения в БСП? (Перечислительной).
  4. Определите, в каких бессоюзных предложениях явления происходят одновременно, а в каких – последовательно, одно за другим? (Одновременно – 1,2, последовательно – 3.)
  5. Какой союз можно вставить между простыми предложениями, входящими в состав БСП? (И)

VI. Закрепление изученного.

  1. Анализ предложений.
  1. Я стоял перед цепью красивых гор, раскинутых полукругом; молодой зелёный лес покрывал их сверху донизу.
  2. Прозрачно синело над ними южное небо; солнце с вершины играло лучами; внизу, полузакрытые травою, болтали проворные ручьи.

- Расставьте знаки препинания.

  1. Самостоятельная работа.

- Ребята, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.

   Запишите текст, расставляя знаки препинания. (Со взаимопроверкой.)

  Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?

 (Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идёт к лесу. Между предложениями перечислительная интонация с небольшими паузами. Это требует постановки запятой. В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными, в простых предложениях есть другие знаки препинания. Поэтому ставится точка с запятой.)

VII. Подведение итогов.

  1. Беседа:
  1. В чём отличие БСП от союзных? (БСП отличаются от союзных тем, что в них нечётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.)
  2. Правильным ли является следующее утверждение: «БСП – это такие сложные предложения, в составе которых простые предложения связаны между собой только знаками препинания». (Знаки препинания разделяют простые предложения в составе бессоюзных, а связаны они только с помощью интонации).
  3. Какие знаки препинания могут стоять между простыми предложениями, входящими в состав БСП? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
  4. Что является главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой? (Смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространённости.)
  1. Тестирование.

Компьютерное тестирование («Уроки Кирилла и Мефодия»).

VIII. Задание на дом: п. 216 (часть), упр. 170, 171, повт. п. 42 (Ь после шипящих), инд. задания – карточки 115, 116.

IX. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок  изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...