урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы МОУ Черниговская ООШ Свободненского района Амурской области Рожкова Татьяна Николаевна.

Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели: повторить основные признаки бессоюзного сложного предложения и знаки препинания при нём; изучить правила постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении (на этой основе формировать соответствующий пунктуационный навык); воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование: учебник п. 15, мультимедиа, таблица.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

В рабочих тетрадях учащиеся записывают число и «Классная работа».

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке.

(слайд 2): На практике проверить можно точно,

                 Кто смог теорию усвоить прочно.

                 Упражнение на внимательность.

1). Диктант с буквенным обозначением.

Задание: Выясните на слух и запишите, какие предложения: простые с однородными членами (п) или бессоюзные сложные (с).

  1. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
  2. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём.
  3. Уходил на войну сибиряк, с Енисеем, с тайгою прощался.
  4. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.

(Самопроверка: 1с   2 п   3 п     4 с).

2).Беседа по вопросам:

1. На какие группы делятся сложные предложения?

2. Какими предложениями представлена группа союзных сложных предложений?

3.Как выражаются смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях?

4. Какое предложение  называется бессоюзным сложным предложением?

5. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

  • Исходя из нашей беседы, определите тему урока.
  • Запишите тему урока: «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»  (слайд 3).
  • Определите цель урока.

  1. Изучение новой темы.

1). Работа с учебником.

№ 216 (устно) (предложения 1 и 2).

Задания:

  1. Прочитайте предложения 1 и 2 . Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
  2. Какой союз можно поставить между частями сложного предложения?
  3. Сделайте вывод: когда в бессоюзном сложном предложении ставится запятая?
  4. Сверьте свой вывод с учебником, прочитав пункт 1 в параграфе 15.

2). Анализ предложения (слайд 4).

Вет_р  дул  (из) л_сов  д_н_сил  зап_х  льда  (из) (под)  осевшего  снега  пахло  мёрзл_й  брусникой к_рнями. (К. Паустовский.)

Задания:

  • Запишите предложение в тетрадь, вставляя и объясняя пропущенные буквы и знаки препинания.

  • Какое это предложение? Докажите, что это сложное предложение (подчёркиваются грамматические основы)
  • Докажите, что это бессоюзное предложение.
  • Понаблюдайте за интонацией (снова читается предложение).

  • Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного? (перечисляются факты)
  • Какому союзному предложению близко данное бессоюзное предложение? (сложносочинённому)
  • Какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав сложного? (и)
  • Чем осложнено первое и второе предложения? (однородными членами – сказуемое, дополнение)

  • Составьте схему предложения.

(слайд 5) Проверка предложения.

Ветер дул из лесов, доносил запах льда; из-под осевшего снега пахло мёрзлой брусникой, корнями.)

Задания:

  • Прочитайте пункт 2 параграфа 15. Ответьте на вопрос: когда ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
  • Почему в нашем предложении ставится точка с запятой?
  • Обратите внимание на таблицу на доске. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

  1. Закрепление.
  1. Упр. № 217.

Задание: читать предложения, выписывать только бессоюзные предложения,  расставляя и объясняя знаки препинания  (предложения № 1, 2, 4, 6, 7 – записываются на месте, предложение № 3, 8, 9 -  у доски).

  1. (слайд 6) Решите задачу (устно).

Задание: В каком месте можно поставить точку с запятой в следующем предложении?

С грохотом промчалась машина подняв пыль на дороге пронёсся табун лошадей.

((слайд 7) Проверка.

С грохотом промчалась машина; подняв пыль на дороге, пронёсся табун лошадей.

С грохотом промчалась машина, подняв пыль на дороге; пронёсся табун лошадей.)

  1. Задание:  Определите на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Номер бессоюзного предложения запишите в тетрадь.

  1. Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
  2. Алёхин простился и ушёл к себе вниз, а гости остались наверху.
  3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
  4. Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
  5. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт.
  6. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.

(Проверка: 1, 3, 5, 6)

  1. (слайд 8) Задание: Записать 1 и 6 предложения в тетрадь, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы (самостоятельно).

(проверка работы)

  1. Домашнее задание:

Упр. № 407, п. 15.

  1. Итог урока.

Ответьте на вопросы:

         - Какова была цель нашего урока?

         - Когда в бессоюзном сложном предложении ставится запятая  и точка с запятой?

           

  1. Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У рок русского языка 9 класс Учитель Рожкова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Диктант с буквенным обозначением На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно. Упражнение на внимательность .

Слайд 3

Тема урока Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Слайд 4

Анализ предложения Вет_р дул (из) л_сов д_н_сил зап_х льда (из) (под) осевшего снега пахло мёрзл_й брусникой к_рнями . К. Паустовский.

Слайд 5

Проверка Ветер дул из лесов, доносил запах льда; из-под осевшего снега пахло мёрзлой брусникой, корнями. К. Паустовский.

Слайд 6

Решите задачу С грохотом промчалась машина подняв пыль на дороге пронёсся табун лошадей.

Слайд 7

Решение задачи С грохотом промчалась машина; подняв пыль на дороге, пронёсся табун лошадей. С грохотом промчалась машина, подняв пыль на дороге; пронёсся табун лошадей.

Слайд 8

Р асставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Устало никла трава пахло горячей сосновой корой и земляникой. Дубовые кусты разр_слись по скатам оврага около родника зеленеет короткая барх_тная тр_ва солнечные лучи поч?ти ( н _ ) когда ( н_ ) к_сают?ся его холодной серебристой влаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устан...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...