урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка 9 класс | 20.65 КБ |
Презентация к уроку русского языка в 9 классе | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Учитель русского языка и литературы МОУ Черниговская ООШ Свободненского района Амурской области Рожкова Татьяна Николаевна.
Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Цели: повторить основные признаки бессоюзного сложного предложения и знаки препинания при нём; изучить правила постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении (на этой основе формировать соответствующий пунктуационный навык); воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование: учебник п. 15, мультимедиа, таблица.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие.
В рабочих тетрадях учащиеся записывают число и «Классная работа».
- Повторение изученного на предыдущем уроке.
(слайд 2): На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Упражнение на внимательность.
1). Диктант с буквенным обозначением.
Задание: Выясните на слух и запишите, какие предложения: простые с однородными членами (п) или бессоюзные сложные (с).
- Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
- Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём.
- Уходил на войну сибиряк, с Енисеем, с тайгою прощался.
- Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
(Самопроверка: 1с 2 п 3 п 4 с).
2).Беседа по вопросам:
1. На какие группы делятся сложные предложения?
2. Какими предложениями представлена группа союзных сложных предложений?
3.Как выражаются смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
4. Какое предложение называется бессоюзным сложным предложением?
5. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
- Исходя из нашей беседы, определите тему урока.
- Запишите тему урока: «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении» (слайд 3).
- Определите цель урока.
- Изучение новой темы.
1). Работа с учебником.
№ 216 (устно) (предложения 1 и 2).
Задания:
- Прочитайте предложения 1 и 2 . Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
- Какой союз можно поставить между частями сложного предложения?
- Сделайте вывод: когда в бессоюзном сложном предложении ставится запятая?
- Сверьте свой вывод с учебником, прочитав пункт 1 в параграфе 15.
2). Анализ предложения (слайд 4).
Вет_р дул (из) л_сов д_н_сил зап_х льда (из) (под) осевшего снега пахло мёрзл_й брусникой к_рнями. (К. Паустовский.)
Задания:
- Запишите предложение в тетрадь, вставляя и объясняя пропущенные буквы и знаки препинания.
- Какое это предложение? Докажите, что это сложное предложение (подчёркиваются грамматические основы)
- Докажите, что это бессоюзное предложение.
- Понаблюдайте за интонацией (снова читается предложение).
- Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного? (перечисляются факты)
- Какому союзному предложению близко данное бессоюзное предложение? (сложносочинённому)
- Какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав сложного? (и)
- Чем осложнено первое и второе предложения? (однородными членами – сказуемое, дополнение)
- Составьте схему предложения.
(слайд 5) Проверка предложения.
Ветер дул из лесов, доносил запах льда; из-под осевшего снега пахло мёрзлой брусникой, корнями.)
Задания:
- Прочитайте пункт 2 параграфа 15. Ответьте на вопрос: когда ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
- Почему в нашем предложении ставится точка с запятой?
- Обратите внимание на таблицу на доске. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
- Закрепление.
- Упр. № 217.
Задание: читать предложения, выписывать только бессоюзные предложения, расставляя и объясняя знаки препинания (предложения № 1, 2, 4, 6, 7 – записываются на месте, предложение № 3, 8, 9 - у доски).
- (слайд 6) Решите задачу (устно).
Задание: В каком месте можно поставить точку с запятой в следующем предложении?
С грохотом промчалась машина подняв пыль на дороге пронёсся табун лошадей.
((слайд 7) Проверка.
С грохотом промчалась машина; подняв пыль на дороге, пронёсся табун лошадей.
С грохотом промчалась машина, подняв пыль на дороге; пронёсся табун лошадей.)
- Задание: Определите на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Номер бессоюзного предложения запишите в тетрадь.
- Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
- Алёхин простился и ушёл к себе вниз, а гости остались наверху.
- Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
- Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
- Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт.
- Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.
(Проверка: 1, 3, 5, 6)
- (слайд 8) Задание: Записать 1 и 6 предложения в тетрадь, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы (самостоятельно).
(проверка работы)
- Домашнее задание:
Упр. № 407, п. 15.
- Итог урока.
Ответьте на вопросы:
- Какова была цель нашего урока?
- Когда в бессоюзном сложном предложении ставится запятая и точка с запятой?
- Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диктант с буквенным обозначением На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно. Упражнение на внимательность .
Тема урока Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Анализ предложения Вет_р дул (из) л_сов д_н_сил зап_х льда (из) (под) осевшего снега пахло мёрзл_й брусникой к_рнями . К. Паустовский.
Проверка Ветер дул из лесов, доносил запах льда; из-под осевшего снега пахло мёрзлой брусникой, корнями. К. Паустовский.
Решите задачу С грохотом промчалась машина подняв пыль на дороге пронёсся табун лошадей.
Решение задачи С грохотом промчалась машина; подняв пыль на дороге, пронёсся табун лошадей. С грохотом промчалась машина, подняв пыль на дороге; пронёсся табун лошадей.
Р асставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Устало никла трава пахло горячей сосновой корой и земляникой. Дубовые кусты разр_слись по скатам оврага около родника зеленеет короткая барх_тная тр_ва солнечные лучи поч?ти ( н _ ) когда ( н_ ) к_сают?ся его холодной серебристой влаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устан...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Разработк урока в 9 классе...
Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...