Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку.

  1. Искакова Арузат Емурзаевна. МОУ"Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов", учитель русского языка и литературы.
  2.  Урок по теме: Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
  3. Общая характеристика представленного материала:
  1. Материал необходим при изучении  синтаксиса.
  2. в старших классах при подготовке к ЕГЭ.
  3. На уроке и при самостоятельном изучении материала.
  4. Цели и задачи: научить определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
  5. Помогает при повторении изученного материала и экономит время на уроке. 
  6. Таблицы, использованные в разработке урока, позволяют учащимся наглядно увидеть новый материал и лучше усвоить его. Также есть возможность у детей  проверить выполненную работу по слайдам.
  7. Применение ЦОР помогает учителю накопить материал, который в дальнейшем можно использовать при повторении изученных тем и подготовке к ЕГЭ с наименьшей затратой времени.
  8. Возможность организации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе на базе данного ЦОР.
  9. Другое.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

Обучающая цель: научиться определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Развивающая цель: работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложении; развивать внимание, память, логическое мышление; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель: воспитание умения определять роль синтаксических норм при построении сложных предложений в культуре речи учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Карточки с текстами и заданиями.

Ход урока.

  1.  Вступительное слово учителя.

В письменной речи бессоюзные сложные предложения  широко используются в художественных описаниях, поскольку позволяют воссоздать сложную картину – зрительную или звуковую – и обладают большой выразительностью и экспрессией.

Школьники, однако,  в своей речевой практике используют их редко, так как выбор пунктуационных знаков в бессоюзных сложных предложениях вызывает трудности. На предыдущем уроке была изучена тема « Запятая и точка с запятой в БСП». Для актуализации имеющихся  знаний учащихся по изученной теме предлагается работа с текстом.

Слайд № 2. Работа с таблицей. Повторение постановки знаков препинания.

Работа с текстом. ( Текст  спроецирован на экран, а также имеются копии текста у каждого ученика).

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Задание : 1 вариант – выписать БСП с запятой; 2 вариант – БСП с точкой с запятой. Графически обозначить границы предложений, подчеркнуть грамматические основы.

  1. Объяснение нового материала.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении выполняет разъяснительно – пояснительную функцию.

Слайды № 4, 5, 6.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

  1. вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части (можно вставить слова : а именно)

Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный, вышел на свет и цвел до морозов.

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

  1.  вторая часть  дополняет содержание первой части, распространяя один из её членов (что, как).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.  

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица  

  1.  между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении); ( потому что; так  как)

Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)

Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. (К.Паустовский)

  1. Закрепление материала. (Слайд №7,8,9)

Задание №1. Объяснить постановку знаков препинания.

1) Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.

2)И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая!

3) Но вдруг пришло тепло, и теперь берега враждуют по-прежнему: один берег вода размывает, другой намывает.

 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение.

 5) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.

6) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.

Комментирование и проверка усвоения.

Задание по вариантам: Прочитайте предложения. Выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть

I в. а) раскрывает, поясняет содержание первой части;

II в. б) дополняет смысл первой части;

IIIв. в) указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Задание №2. Перепишите предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные знаки препинания.  .( Текст на слайде №10 без знаков препинания; слайд № 11 –ключ к проверке).

 (Слайды 10,11)

      1. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2. Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

  1. Самостоятельная работа. (Слайд № 12)

1 вариант – упражнение № 222 (по учебнику)

2 вариант - из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

1.Луны не было на небе. Она в ту пору всходила поздно. 2. Воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев. В осеннюю пору хорошо в лесу. 3. Я поглядел кругом. Торжественно и царственно стояла ночь. 4. Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 5. Весь день дождь лил как из ведра. Погода была ужасная

3 вариант - Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

  1. Растения освежают воздух: …
  2. Лес влияет на температуру воздуха: …
  3. Любите природу: …
  4. Я посмотрел на небо: …
  5. Я счастлив: …
  6. Об одном прошу тебя: …
  7. За селом прогремел гром: …
  1. Проверка самостоятельной работы:

      1вариант -  проверка осуществляется у доски индивидуально у одного учащегося с последующей самопроверкой остальными детьми.

       2 вариант - возможные варианты предложений на экране

( слайд № 13)

     3 вариант - учащиеся читают вслух классу составленные предложения

  1. Закрепление материала. Перечислите случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

(Слайд №14).

     Домашнее задание параграф 16, с 98-101, прочитать и составить план ответа, упр. №223, №225 (дифференцированные задания).

    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Цель урока: научить определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно расставлять знаки препинания; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Слайд 2

Задание : объяснить в предложениях употребление запятой и точки с запятой. Графически обозначить границы предложений, подчеркнуть грамматические основы. … Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Слайд 3

Запятая и точка с запятой в БСП Схема Значение Примеры 1. [ ] , [ ] , [ ], [ ] . Одновременность действий, перечисление фактов, событий Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 1 . [ ] ; [ ] ; [ , , ] . Части сложного предложения осложнены. Или части БСП менее связаны между собой ( более близки к самостоятельным предложениям ). Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Слайд 4

Двоеточие в БСП Схема Подставь союз Примеры 1 [ ] : [ ] пояснение а именно, то есть И вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго. (М.Лермонтов)

Слайд 5

Двоеточие в БСП Схема Подставь союз Примеры 2. [ ] : [ ] дополнение что, как В первой части можно вставить глаголы речи, мысли, чувства ( услышать, увидеть, почувствовать ) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. ( М.Лермонтов)

Слайд 6

Двоеточие в БСП Схема Подставь союз Примеры 3. [ ] : [ ] причина потому что, так как Я всё не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М.Лермонтов)

Слайд 7

Лингвистический эксперимент 1. Птиц не было слышно _ они не поют в часы зноя. условие 2. Назвался груздем _ полезай в кузов причина 3. Вдруг я вижу _ Алексей толкает калитку и входит в сад пояснение 4. Весна затягивалась _ то теплело, то ударял мороз дополнение

Слайд 8

Лингвистический эксперимент 1. Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя. причина 2. Назвался груздем - полезай в кузов условие 3. Вдруг я вижу : Алексей толкает калитку и входит в сад дополнение 4. Весна затягивалась : то теплело, то ударял мороз пояснение

Слайд 9

Двоеточие в БСП ставится: Вторая часть раскрывает, поясняет содержание первого ( а именно, то есть ) Вторая часть дополняет смысл первой части (союзы что, как и глаголы речи, мысли, чувства ) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части ( потому что, так как)

Слайд 10

111 Работа с модулями ТЕОРИЯ Двоеточие в БСП Интерактивный тест Интернет: http :// fcior.edu.ru http://school-collection.edu.ru Тренажер по пунктуации

Слайд 11

Домашнее задание 1 группа – параграф 16, с. 98-99, упражнение №223 2 группа - параграф 16, с. 98-99, упражнение № 225: составить схемы первых двух предложений из предыдущего упражнения, Объяснить значение слов, помещенных в рамке, составить с ними бессоюзные сложные предложения. 3 группа – написать эссе о дружбе с использованием БСП с разными знаками препинания (запятой, точки с запятой, двоеточием, тире) Подумать над проблемой: когда ставится тире в БСП?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...