Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мингазова Галия Мухаметсалиховна

Разработк урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp.docx175.63 КБ

Предварительный просмотр:

План урока (Lesson Plan Template)

Имя (Name):

Мингазова Галия Мухаметсалиховна

Школа (School):

МБОУ «Большеатнинская СОШ»

Район (District):

Атнинский

Предмет (Subject):

Русский язык

Тема (Topic):

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая  и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

Класс (Grade):

9

Дата (Date):

18 февраля (3 четверть)

Цели урока (Lesson Objectives):

- познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

- развивать умение оживлять свою речь бессоюзными сложным  предложениями, придавая ей интонационную выразительность и эмоциональность;

- прививать вкус и любовь к образной, эмоциональной речи, богатой различными средствами, в том числе бессоюзными конструкциями

Развивающий аспект, навыки (Skills):

коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность

Воспитательный аспект (Character Development):

приобщать учащихся к прекрасному

Оборудование (Equipment)

компьютер, интерактивная доска, программы Smart Notebook File, Microsoft Office Word 2003, карточки с текстом для исследования, макет глобуса

Материалы/Источники (Materials/Resources)

Рабочая программа

Андрамонова Н.А., Умарова Л.Д. Русский язык. Учебник для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы. /Под ред. Л.З.Шакировой – Казань: Магариф, 2009 г.

Наглядные и справочные электронные материалы на сайте  http//school-coollection.edu.ru

Время (Time)

Деятельность (Activity)

Обучающие структуры/ Мыслительные рутины/ Инструкции учителя

(Learning Structures/Thinking Routines/Teacher Instructions)

Начало урока (Lesson Introduction)

1

0,5 минут

Организационный момент.

Мотивация к обучению. Приветствие учителя. Приветствие учащихся.

- Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Вы готовы получить новые знания? Подарите партнерам по плечу и партнерам по лицу свою улыбку  и пожелайте друг другу удачного дня. 

Учащиеся дарят друг другу улыбки и жмут руки.

2

2,5 минуты

5 минут

Актуализация прежних знаний.

- А теперь каждый достаньте шаблоны часов и посмотрите, кому вы назначили вчера встречу на сегодняшнее утро, в 8 часов. Подойдите к своему партнеру. Вспомните, что мы изучали на прошлых занятиях.  Начинает отвечать тот, кто выше ростом.  

Учащиеся встают в пары, по очереди отвечают.

Учитель ходит между парами и слушает ответы. Выборочно 2-3 человека делится своим ответом со всем классом.

- Молодцы. Вы блеснули своими знаниями. Похвалим себя.

- Объединитесь, пожалуйста, с парой, которая находится ближе к вам. Это и будет вашей новой командой на последующие 5 уроков.

Учащиеся садятся с новой командой за столы.

- Ребята, мы с вами закончили изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Давайте вспомним, какие предложения мы называем сложными? (Сложными называются предложения, состоящие из нескольких простых предложений.) Для этого мы обратимся к структуре Фэн-Эн-Пик.  

Учитель знакомит с инструкцией новой структуры.

На карточках записаны следующие вопросы:

  • На какие группы делятся сложные предложения? (Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.)
  • По каким значениям делятся на группы сложносочиненные предложения? (Сложносочиненными называются такие сложные предложения, в которых равноправные по смыслу простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.)
  • Какие союзы  употребляются в сложносочиненных предложениях? (По характеру союзов и по значению ССП делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с разделительными союзами, ССП с противительными союзами.)
  • Какие предложения называются сложноподчиненными? (Сложные предложения, состоящие из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются сложноподчиненными.)
  • Как называется тип придаточного предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей? (Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным).
  • Какой тип придаточного содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главном предложении?  (Придаточное места.)
  • Как связываются простые предложения в сложноподчиненном? (Связываются подчинительными союзами или союзными словами).
  • Определите вид придаточного в СПП. Если подальше положишь, то поближе возьмешь.

А) условия В) причины С) следствия Д) присоединительное Е) места

(А - СПП с придаточным условия)

  • Назовите средство связи в данном сложноподчиненном предложении:

Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (Алексеев М.) (При помощи союзного слова).

  • Укажите верную характеристику предложения: Терпимов, несмотря на свою природную застенчивость, привыкал к классу с каждым уроком все больше и больше. (Чарская Л.) (Простое предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием.)

Учитель подходит к каждому столу и слушает выборочно ответы учеников. Если учащиеся сомневаются в ответе или затрудняются отвечать, они советуются с учителем.

Клок Баддис

Релли Робин

Чир «Отлично»

Тимбилдинг

Фэн-Эн-Пик

Инструкция:

№1 держит карточки веером, чтобы №2 мог выбрать одну.

№2 выбирает карточку и читает вопрос вслух.

№3 отвечает на вопрос.

№4 оценивает ответ или же при необходимости помогает на него ответить.

Для каждого нового раунда   необходимо поменяться ролями по часовой стрелке.

Основная часть урока (Lesson Development)

1

2 минуты

2 минуты

Презентация. Межпредметная связь.

Слайд 1   

 

- Сегодня мы будем говорить с вами о Байкале.   Что вы о нем знаете?

Учитель заслушивает ответы учащихся: Самое глубокое и самое чистое озеро в мире.  По химическому составу вода близка к дистиллированной. Из Байкала вытекает одна Ангара и т.д.

- Название произошло от тюркских слов «бай» и «куль», что означает «богатое озеро», «озеро озёр».   

- Знакома ли вам наука лимнология? Что она изучает? А что изучает филология? Обсудите это в своей команде. У вас есть по  30 секунд. Начинает участник №4.

Через 2 минуты каждый стол дает свои ответы.

- Я хочу прослушать ответы каждого стола. Отвечают участники под №№2.

- А теперь проверим себя. Посмотрите на слайд.

 Слайд 2

- Мы одновременно будем и филологами, и лимнологами.    

Таймд Раун Робин

2

4 минуты

Разбор предложений.

- Говоря об озере Байкале, можно сказать и это.

Слайд 3

Байкал находится на юге Восточной Сибири, в Бурятии, Иркутской области; на его площади вполне могло бы разместиться такое государство, как Бельгия.

На юго-востоке впадает в Байкал река Селенга, по её имени восточный ветер назван селенгой.

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает лишь Ангара.

- Прочитайте предложения. Обратите на них внимание с точки зрения филологов. Обсудите свое мнение с партнером по лицу. Начинает участник под литером А.

Учащиеся делают вывод, что предложения в тексте – сложные, что связаны они между собой при помощи интонации, а третье предложение сложносочиненное с противительным союзом. Простые предложения в составе бессоюзного сложного отделяются друг от друга паузой, а на письме – знаками препинания.

- Отвечают по очереди участники под №1.

Релли Робин

3

0,5 минуты

Цели.

- На протяжении нескольких уроков мы будем изучать БСП. Сегодня мы научимся отделять интонацией простые предложения в составе БСП, выясним основное назначение БСП, его отличие от союзного. 

4

5,5 минуты

2 минуты

Объяснение нового материала.

- Объясним сегодняшнюю тему необычным способом. У вас на столах лежат правила БСП. Через 1,5 минуты вы должны показать пантомиму.

Бессоюзное сложное предложение – это такое предложение, в котором простые части объединяются в одно целое без союзов, с помощью интонации и смысла. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения могут обозначать последовательность или одновременность действия. Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений могут стоять: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

- Обратимся к учебнику. Открыли правило на стр.120-121. Прочитайте, какие примеры приведены на последовательность, на одновременность действия.

Учащиеся зачитывают примеры.

Рутина «Майм»

Инструкция:

Один ученик из команды читает правило, остальные члены команды показывают пантомиму, т.е сценку при помощи пластики, жестов

5

10 минут

Закрепление. Работа с текстом.

- Возьмите тексты, которые лежат на ваших столах. Внимательно прочитайте текст и выполните задание индивидуально.

Текст «Байкал и его дочка».

Задание:  Выделите в тексте бессоюзные сложные предложения, определите количество простых предложений в их составе. Какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного? Подумайте, почему в выделенном предложении между частями бессоюзного сложного предложения употреблена точка с запятой? Запишите ответ на этот вопрос сразу после текста. Каждый из вас должен работать фломастером определенного цвета.

   Было  это 25 миллионов лет тому назад, когда жизнь на Земле только зарождалась. Раздвинулись горы, задрожала земля, образовалась между гор глубокая впадина,  постепенно наполнилась она водой. Так образовалось Великое Озеро. Имя его – Байкал.

   Жил Байкал со своей красавицей дочерью Ангарой в Сибирской тайге.

   Суровый, но справедливый был старый Байкал. Со всех сторон стекались к нему 336 больших и маленьких рек и ручейков, все хотели пополнить воды Священного озера, все стремились за советом к мудрому старику Байкалу.

   Никому не прощал Байкал грубости и пренебрежительного отношения к себе, никому не позволял он засорять свои воды. Не зря Сибиряки считают Байкальскую и Ангарскую воды целебными, относятся к Старику и его дочери с большим почтением и уважением.

   Однажды из уст путешественников Ангара услышала о могучем красавце Енисее.
  Захотелось красавице хоть одним глазком взглянуть на него, не раз
Ангара умоляла отца отпустить её.  Но отец и слышать об этом ничего не хотел и присмотрел жениха своей дочери поближе.

   Загрустила красавица Ангара, много слёз пролила она; эти слёзы, превратившиеся в жемчужины, не раз находили люди  у прекрасной реки. Жалко стало девушку большим и маленьким рекам, промыли они  проход, и Ангара решилась бежать к своему суженому.

   И вот  однажды, когда старик задремал, Ангара побежала навстречу судьбе, навстречу новой жизни, навстречу своему любимому.

   Никто не смог остановить беглянку. Тогда  Байкал в отчаянии бросил огромный камень вслед своей непокорной дочери, но она была уже далеко.

Напрасно  пытался остановить её Иркут, смелая девушка уверенно стремилась к цели и достигла её. (Материал  из Интернета.)

- Проверьте выполнение задания членов другой команды. Для этого каждая команда должна по часовой стрелке перейти за стол другой команды. Не забудьте каждый взять свой фломастер.

- Проверим правильность ваших ответов. Послушаем №№3.

Встают участники №3 и читают по одному предложению, объясняя количество простых предложений в  составе БСП и какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного.   Один ученик объясняет, почему в выделенном предложении стоит точка с запятой.

??

Инструкция:

Все члены команды берут по фломастеру и переходят по часовой стрелке за стол соседней команды. №1 проверяет работу №1,  №2 проверяет работу №2 и т.д. Если вы согласны с ответами одноклассников, ставите галочку. Если не согласны, ставите знак вопроса.  

6

1,5 минуты

-  Познакомимся с алгоритмом нахождения БСП.

Алгоритм нахождения БСП.

1. Подчеркните грамматические основы.

2. Вычеркните  простые предложения.

3. В сложных предложениях найдите средства связи основ, обозначьте границы простых предложений в составе сложного.

4. Вычеркните сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

 5. Ответьте на вопрос, одновременно или последовательно происходят действия.

6. Скажите, какой знак препинания стоит между простыми предложениями в составе БСП.

7

4 минуты

   - Выполним  проверочную работу. В каждой карточке записано одно БСП. Следуя алгоритму, найдите его.

Карточка №1

(1)Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. (2)Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. (3)Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, берёзка, не поверив лету, стоит голая.

   (4)Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. (5)Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может.

Карточка №2

   (1)Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. (2)За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе.

   (3)Байкал вскрывается поздно, до конца мая носятся по воде ледяные стада. (4)В июне они пристают  к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

   (5)Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги.

Карточка №3

   (1)Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. (2)Это обычно бывает весной, когда вода в озере синего цвета. (3)Летом же в воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8—10 м, цвет становится сине-зелёным и зелёным. (4)Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной.

- №№1 возьмите лист А4 и запишите голубым фломастером через запятые номера предложений, которые вы считаете бессоюзными сложными. Прикрепите свой ответ на доску.

Учащиеся должны записать цифры 3, 3, 3.

Намбэд Хедс Тугэзе

Инструкция:

1.Проведите перекличку по номерам.

2.Возьмите карточки с заданиями.

3.Выполните задание, руководствуясь алгоритмом, без обсуждения.

4.Встаньте своей командой в круг, покажите ответы, обсудите и обучите друг друга.

5.Сядьте на свои места, если вы узнали ответ.

Конец урока (Lesson Closure)

1

3 минуты

  Рефлексия.

- Составьте всей командой презентацию изученного материала в форме стихотворения. Работайте на листочках формата А4.

- №4 зачитайте ваши работы.

Один из ответов учащихся:

1 строка – Предложение

2 строка – длинное, сложное

3 строка – родная сестра ССП и СПП

4 строка – интересуется одновременностью и последовательностью

5 строка – может иметь при себе запятую, тире, двоеточие

6 строка – боится быть укороченным, иметь при себе любые союзы

7 строка – благодаря интонации и смыслу объединило в себе простые предложения

8 строка – всегда хочет писаться с теми знаками препинания, которые подходят в определенной ситуации

9 строка – житель города Синтаксис

10 строка – Бессоюзное

- Похвалим каждую команду за оригинальность.

Байопоэмс

Инструкция:

1 строка – имя

2 строка – несколько слов или прилагательных, дающих описание

3 строка – важные родственные связи

4 строка – 1-2-3 вещи, которыми интересуется объект

5 строка – 3 чувства, присущие объекту

6 строка – 3 страха, испытываемые объектом

7 строка – достижения и заслуги

8 строка – состояние, которое хочет получить

9 строка – место жительства

10 строка – фамилия

Чир Бриллиант

2

1,5 минуты

Выставление оценок с мотивацией.

- Я хочу поставить сегодня оценку 5 всем членам команды за столом №2, так как они ни разу не ошиблись при работе с текстом на этапе закрепления, быстрее всех справились с проверочной работой.

- Мы сегодня говорили о самом глубоком озере Байкале. А какие отличающиеся географические объекты вы бы смогли ещё назвать? Покажите их, пожалуйста, на глобусе.

- Гималаи – самые высокие горы.

- Амазонка – самая длинная река.

- Анды (Южная Америка) – самые протяженные горы.

- Россия – самое большое государство.

- Сахара – самая большая по площади пустыня.    И т.д.

3

1 минута

Дифференцированное домашнее задание.

I - Написать монолог от имени одного из перечисленного выше географического объекта, употребляя бессоюзные сложные предложения. О чём бы вы поведали?

II – Описать географический объект, употребляя бессоюзные сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок  изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...