Главные вкладки

    Сергей Иванович Ожегов
    презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме

    Линвистическая игра, посвященная 210-летию С.И.Ожегова. Учащимся предлагается пройти следующие станции: теоретическую, фразеологическу, морфологиескую, орфоэпическую и другие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sergey_ivanovich_ozhegov.pptx165.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сергей Иванович Ожегов Сергей Ожегов родился 22(9) сентября 1900 года в посёлке Каменное (ныне город Кувшиново) Тверской губернии в семье инженера-технолога Каменской бумажно-картонной фабрики[2] — Ивана Ивановича Ожегова. Сергей Иванович был старшим из трёх братьев. В канун Первой мировой войны семья переехала в Петроград, где Сергей закончил гимназию. Затем он поступил на филологический факультет Ленинградского университета, но занятия вскоре были прерваны — Ожегова призвали на фронт. Он участвовал в боях на западе России, на Украине. В 1922 году Ожегов окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и сразу же приступил к занятиям на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. В 1926 году преподаватели университета Виктор Виноградов и Лев Щерба рекомендовали его в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока. В 1936 году Ожегов переехал в Москву. С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Ожегов — научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР. Во время Второй мировой войны Ожегов не эвакуировался из столицы, а остался преподавать. Основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР (с 1952). Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей — однотомного «Словаря русского языка» (1949, с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 — при участии Н. Ю. Шведовой); словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей. Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова , И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других. Редактор «Орфографического словаря русского языка» (1956, 5 изд., 1963), словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Основатель и главный редактор сборников «Вопросы культуры речи» (1955—1965). По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи. Ожегов был членом Комиссии Моссовета по наименованию учреждений и улиц Москвы, Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, научным консультантом Всероссийского театрального общества, Гостелерадио; членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации». Умер Сергей Иванович Ожегов в Москве 15 декабря 1964 года. Урна с его прахом покоится в стене некрополя Новодевичьего кладбища.

    Слайд 2

    Как называется наука, изучающая словари? Назовите авторов известных вам толковых словарей. Назовите известные вам лингвистические словари. В каком году вышел «Толковый словарь» С.И.Ожегова? Сколько слов включал этот словарь? Сколько слов сегодня в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? Какая премия была присуждена «Толковому словарю» С.И.Ожегова в 1990 году? Что обозначают условные обозначения, принятые в словаре: «л.», «м.», «р.»? Станция «Теоретическая»

    Слайд 3

    Как называется наука, изучающая словари? – Лексикография. Назовите авторов известных вам толковых словарей. – Даль, Грот, Ушаков, Лапатухин . Назовите известные вам лингвистические словари. – Этимологический, толковый, синонимов, антонимов, орфографический, этимологический, орфоэпический, словообразования, иностранных слов, сочетаемости и т.д.) В каком году вышел толковый словарь им. С.И.Ожегова? – 1949 год. Сколько слов включал этот словарь? – 57 тысяч. Сколько слов сегодня в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? – 80 тысяч. Какая премия была присуждена Толовому словарю С.И.Ожегова в 1990 году? – В 1990 года Академия наук СССР присудила словарю премию им. А.с.Пушкина. Что обозначают условные обозначения, принятые в словаре «л.», «м.», «р.»? – л. – лицо, м. – мужской род, п. – падеж. Станция «Теоретическая»

    Слайд 4

    Угадай слово: Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы несчастные люди, иногда они выходят из нее сухими. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Станция «Лексическая»

    Слайд 5

    Угадай слово: Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (каша) Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы несчастные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги; кто их не ценит. (Ветер) Станция «Лексическая»

    Слайд 6

    Назовите фразеологизмы со словом «нос». Назовите фразеологизмы со словом «зуб». Станция «Фразеологическая»

    Слайд 7

    Назовите фразеологизмы со словом «нос». – Под носом – рядом, совсем близко; из-под носа – незаметно, неожиданно, на носу – очень скоро; с носом оставить – обмануть, провести; не по носу – не по вкусу, не по нраву; нос натянуть – одурачить, обмануть; нос показать – сделать жест несогласия, приставить к носу большой палец; нос не дорос – молод; носом землю рыть – очень стараться. Назовите фразеологизмы со словом «зуб». – Зуб на зуб не попадает, держать язык за зубами, положить зубы на полку, иметь зуб против кого-либо, в зубах навязло, вооружены до зубов, это тебе не по зубам. Станция «Фразеологическая»

    Слайд 8

    К каким частям речи относятся слова: пятеро, пять, пятый, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятерня, впятером? Станция «Морфологическая».

    Слайд 9

    Пятеро - числительное, пять - числительное, пятый - числительное, пятак - существительное, пятиэтажный - прилагательное, в-пятых - наречие, пятерня - существительное, впятером – наречие. Станция «Морфологическая».

    Слайд 10

    Расставьте ударение в словах: шарфов, простыней, досок, тортов, сирот, профессоров, мельком, иконопись, намерение, сколькими, обеспечение, феномен, созвонимся, договор, баловать, каталог, квартал, оптовый. Станция «Орфоэпическая»

    Слайд 11

    Ш а рфов, простын е й, дос о к, т о ртов, сир о т, проф е ссоров, м е льком, и конопись, нам е рение, ск о лькими, обесп е чение, фен о мен, созвон и мся, догов о р, балов а ть, катал о г, кварт а л, опт о вый. Станция «Орфоэпическая»

    Слайд 12

    Логогрифы – слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении к ним букв. Угадай логогрифы: Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной, А впереди союз прибавь – И стану птицей я лесной. 2. Известное я блюдо, Когда ж добавишь «м», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. На дне реки, в прохладной тьме Скрываюсь я века. Но вот ты «не» добавил мне – И я уже река. Станция «Игровая»

    Слайд 13

    Логогрифы – слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении к ним букв. Угадай логогрифы: Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной, А впереди союз прибавь – И стану птицей я лесной. (Волга - иволга) 2. Известное я блюдо, Когда ж добавишь «м», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха-муха) На дне реки, в прохладной тьме Скрываюсь я века. Но вот ты « н » добавил мне – И я уже река. (Ил - Н ил) Станция «Игровая»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»

    Внеклассное мероприятие в рамках творческого проекта "Война и дети" (История+Литература) для 7 класс ...

    Тесты по ОБЖ 6 класс Сёмышев Олег Иванович

    Данные тесты являются авторской разработкой О.И.Сёмышева- учителя ОБЖ Шамарской СОШ № 26...

    "Русские лингвисты. С.Ожегов"

    Данная презентация о жизни и научной деятельности великого русского лингвиста....

    Солнцев Сергей Иванович

    Начальник разведки и комиссар партизанского отряда Рузского района  Московской области,  старший лейтенант НКВД, Герой Советского Союза....

    Презентация по русскому языку "С.И.Ожегов - "человек - словарь"

    Презентация по русскому языку "С.И.Ожегов - "человек - словарь" может использоваться на уроках русского языка во всех классах  (с 5-11) в разделах, касающихся русских лингвистов, т...

    Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

    Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...