Игра «Кто хочет стать отличником?» по разделу "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ягафарова Гульдар Закиевна

Мероприятие помогает повторить материал по теме в увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_hochet_stat_otlichnikom.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игра «Кто хочет стать отличником?»

Цель: 

  • Углубить знания по теме «Лексика»;
  • развивать творческую активность;
  •  воспитывать любовь к русскому языку.

Наглядность: листы с вопросами и заданиями;

                       жетоны с номерами.

Примечание: можно сделать презентацию игры, но я проводила эту игру давно.

Ход игры:

I.Отборочный тур:

1)Чем кончается день и ночь?

2)Как называются слова, которые принадлежат одной и той же части речи, звучащие и пишущиеся по-разному, но с одинаковым смыслом?

3)Продолжайте пословицу:

        После драки кулаками … (не машут).

        Шила в мешке … (не утаишь).

4)Слова с одним лексическим значением?

5)В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

6)Из них состоят словосочетания и предложения. Что это?

        II. Игра (участвуют 6 человек, которые проходят отборочный тур)

1.«Знаешь ли ты лексику?»

1)Лексикология изучает:

        1)состав слова                                                               3)изменение слова

        2)значение слова                                                           4)форму слова.

2)Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются:

        1)синонимы                                                                    3)омонимы

        2)антонимы                                                                     4)паронимы.

3)Сколько слов в каждом языке?

        1)Столько, сколько нужно людям, чтобы обозначить все, о чем говорят, думают, мечтают.

        2)Столько, сколько нужно человеку, чтобы выжить.

        3)Столько, сколько записано в словаре.

4)Как называются слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение?

        1)синонимы                                                                     3)омонимы

        2)антонимы                                                                      4)паронимы.

5)Выдели верное утверждение:

        1)Активный словарный запас – слова, побуждающие к разнообразной деятельности.

        2)Пассивный словарный запас – слова, которые трудно произносятся.

        3)Активный словарный запас – слова, которые человек знает и часто употребляет.

6)Слова с противоположным лексическим значением:

        1)синонимы                                                                   3)омонимы

        2)антонимы                                                                   4)паронимы.

7)Сколько пар антонимов в данных пословицах?

Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.

    Много шума, да мало толку.

8)Какие словари могут вам помочь в работе с лексикой?

        1)толковый              2)орфографический                  3)орфоэпический.

9)Найдите лишний фразеологизм:

        1)во все лопатки                                   3)черепашьим шагом

        2)сломя голову                                      4)в мгновение ока.

2. «Ассорти» (разное-разное)

1)Что получится, если написать тридцать я(Зоя).

2)Чем похожи слова казак и шалаш? (обратное чтение)

3)Значение фразеологизма «кот наплакал» (мало).

4)Разговор между двумя или несколькими лицами? (диалог)

5)Слова, пришедшие в язык, из других языков? (заимствованные)

6)Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника( (айсберг)

3.«Шарады».

1)С ч летаю над волной,

   С л не дам волнам покоя,

   С м – рубашка-безрукавка,

   С з – скачу в лесу по траве,

   С ш меня бояться стали.

   С г меня крепи в детали.

2)Вот ворона закричала –

   Мы услышали начало.

   На болоте – завершенье,

   В целом – мастера творенье.

3)Мы обычно кошку подзываем,

   Много раз слог первый повторяя,

   Слогу два в конце положено стоять.

   Ну а целым можно рисовать.

4)С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий.

5)С м  - приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает.

4. «Конкурс эрудитов»

1)Два класса слили в один. Что произошло?

        1)сливание  2)слияние     3)слив     4)слитие

2)В песне Александра Дулова «Поселок дачный» есть строки:

        К чему скитаться розно?

        Обнимемся в пути.

        Теперь еще не поздно

        На палубу взойти.

Что означает розно?

        1)по морям              2)подолгу               3)поодиночке                    4)понемногу

3)Какие из этих слов обозначают группу  людей:

        1)толпа     2)гурьба                 3)орава                         4)стая

4)Какое из этих слов существенно отличается от других?

        1)буран    2)ураган   3)вьюга      4) пурга.

5)Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро?

        1)сломя голову           2)как угорелый                3)без задних ног    4)во весь опор.

6)Сколько трехбуквенных слов можно составить из карточек с буквами А, Б, Р?

5.Лексика в службе у литературы.

1)Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта Э.Минаева?

        В полуденный зной на Сене

        Я искал напрасно сени,

        Вспомнив Волгу, где на сене

        Лежа слушал песню Сени:

        «Ах вы, сени, мои сени…».

2)В каком из предложений слово пробежала употребляется как метафора?

1)Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку. 2)Вся жизнь пробежала незаметно для нее. 3)Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

3)Какое лексическое средство использовано в стихотворении?

        Ты богат, я очень беден,

        Ты прозаик, я поэт.

        Ты румян, как маков цвет,

        Я, как смерть, и тощ, и бледен.

Итог.

Ответы:

I.Отборочный тур:

1)Чем кончается день и ночь? (ь)

2)Как называются слова, которые принадлежат одной и той же части речи, звучащие и пишущиеся по-разному, но с одинаковым смыслом? (синоним)

3)Продолжайте пословицу:

        После драки кулаками … (не машут).

        Шила в мешке … (не утаишь).

4)Слова с одним лексическим значением?

5)В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

6)Из них состоят словосочетания и предложения. Что это?

        II. Игра (участвуют 6 человек, которые проходят отборочный тур)

1.«Знаешь ли ты лексику?»

1)Лексикология изучает:

        1)состав слова                                                               3)изменение слова

        2)значение слова +                                                           4)форму слова.

2)Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются:

        1)синонимы                                                                    3)омонимы +

        2)антонимы                                                                     4)паронимы.

3)Сколько слов в каждом языке?

        1)Столько, сколько нужно людям, чтобы обозначить все, о чем говорят, думают, мечтают.

        2)Столько, сколько нужно человеку, чтобы выжить.

        3)Столько, сколько записано в словаре. +

4)Как называются слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение?

        1)синонимы                                                                     3)омонимы +

        2)антонимы                                                                      4)паронимы.

5)Выдели верное утверждение:

        1)Активный словарный запас – слова, побуждающие к разнообразной деятельности.

        2)Пассивный словарный запас – слова, которые трудно произносятся.

        3)Активный словарный запас – слова, которые человек знает и часто употребляет. +

6)Слова с противоположным лексическим значением:

        1)синонимы                                                                   3)омонимы

        2)антонимы   +                                                                4)паронимы.

7)Сколько пар антонимов в данных пословицах?

Страшен враг за горами, но страшнее за плечами (близко-далеко)

    Много шума, да мало толку.

8)Какие словари могут вам помочь в работе с лексикой?

        1)толковый  +            2)орфографический                  3)орфоэпический.

9)Найдите лишний фразеологизм:

        1)во все лопатки                                   3)черепашьим шагом + -остальные имеют значение быстро)

        2)сломя голову                                      4)в мгновение ока.

2. «Ассорти» (разное-разное)

1)Что получится, если написать тридцать я(Зоя).

2)Чем похожи слова казак и шалаш? (обратное чтение)

3)Значение фразеологизма «кот наплакал» (мало).

4)Разговор между двумя или несколькими лицами? (диалог)

5)Слова, пришедшие в язык, из других языков? (заимствованные)

6)Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника( (айсберг)

3.«Шарады».

1)С ч летаю над волной,                                чайка

   С л не дам волнам покоя,                           лайка

   С м – рубашка-безрукавка,                         майка

   С з – скачу в лесу по траве,                         зайка

   С ш меня бояться стали.                             шайка

   С г меня крепи в детали.                            гайка

2)Вот ворона закричала –                      

   Мы услышали начало.

   На болоте – завершенье,

   В целом – мастера творенье. (кар-тина)

3)Мы обычно кошку подзываем,

   Много раз слог первый повторяя,

   Слогу два в конце положено стоять.

   Ну а целым можно рисовать.                  (кис-точка)

4)С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий.

(шар-жар)

5)С м  - приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. (мед-лед)

4. «Конкурс эрудитов»

1)Два класса слили в один. Что произошло?

        1)сливание  2)слияние +    3)слив     4)слитие

2)В песне Александра Дулова «Поселок дачный» есть строки:

        К чему скитаться розно?

        Обнимемся в пути.

        Теперь еще не поздно

        На палубу взойти.

Что означает розно?

        1)по морям              2)подолгу               3)поодиночке  +                  4)понемногу

3)Какие из этих слов обозначают группу  людей:

        1)толпа +    2)гурьба +                3)орава +                         4)стая

4)Какое из этих слов существенно отличается от других?

        1)буран    2)ураган  + 3)вьюга      4) пурга.

5)Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро?

        1)сломя голову   +        2)как угорелый     +          3)без задних ног (крепко спит)   4)во весь опор.+

6)Сколько трехбуквенных слов можно составить из карточек с буквами А, Б, Р?

5.Лексика в службе у литературы.

1)Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта Э.Минаева?

        В полуденный зной на Сене

        Я искал напрасно сени,

        Вспомнив Волгу, где на сене

        Лежа слушал песню Сени:

        «Ах вы, сени, мои сени…».              (омоним)

2)В каком из предложений слово пробежала употребляется как метафора?

1)Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку. 2)Вся жизнь пробежала незаметно для нее. 3)Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

3)Какое лексическое средство использовано в стихотворении?

        Ты богат, я очень беден,

        Ты прозаик, я поэт.

        Ты румян, как маков цвет,

        Я, как смерть, и тощ, и бледен.            (антоним)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по русскому языку" 6 класс.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в форме познавательной игры....

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по информатике" для учащихся 5 класса

Внеклассное мероприятие по информатике.Цели и характеристики игры: Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усво...

Интегрированно-дифференцированная игра «Кто хочет стать … отличником?»

Интегрировано-дифференцированная игра по химии, биологии, экологии, географии для учащихся 8 классов. Ее прототипом служит игра «Кто хочет стать миллионером?»...

Игра "Кто хочет стать историком?"

Внеклассное мероприятие по истории....

учебно-познавательная игра "Кто хочет стать инженером?"

Внеклассное мероприятие по технологии. Игра-презентация для обучающихся 5-7 классов....

игра "Кто хочет стать миллионером?" (сценарий+презентация)

 Данная игра способствует активизации и развитию познавательных процессов учащихся (восприятие, внимание, память, сообразительность и др.) В занимательной форме ребята повторяют и за...

Игра: " Кто хочет стать миллионером"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 -11 классов по различным разделам математики построенной в форме телевизионной игры....