Главные вкладки

    Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов
    материал по русскому языку (9 класс) по теме

     

    Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

     

    Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительный мир русского языка.

    Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова,  которые и сегодня   остаются актуальными:  «…обязательная грамотность - мера для изживания общественного бедствия». 

    В процессе решения предложенных задач  вы  приобретете  навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации, навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность, повысится ваша  эрудиция. Эта работа поможет вам подготовиться и к участию в олимпиадах, и к сдаче ГИА и ЕГЭ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл keys_po_r.ya_._dlya_9-11_kl..docx29.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная викторина

    «Решение филологических задач».

     Поверь в себя! Проверь себя!

    Учебный предмет:      

    русский язык.

    Уровень образования школьников.    

    Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

    Форма работы:

    Внеурочная деятельность

    Цели игры: 

    • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
    • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
    • содействовать формированию   положительной   мотивации  изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

    Задачи игры:

    • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
    • Формирование учебных и культурных навыков работы  с информацией;
    • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

    Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительный мир русского языка.

    Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова,  которые и сегодня   остаются актуальными:  «…обязательная грамотность - мера для изживания общественного бедствия».  

    В процессе решения предложенных задач  вы  приобретете  навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации, навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность, повысится ваша  эрудиция. Эта работа поможет вам подготовиться и к участию в олимпиадах, и к сдаче ГИА и ЕГЭ.

      Предлагаем вам 7 лингвистических задач, решение которых потребует от вас собранности и терпения. Но игра стоит свеч! Начните искать ответы и почувствуете, как захватывает вас удивительный и загадочный мир русского языка, как необыкновенно вкусно бывает найти верное решение простой, казалось бы, задачки! Мы желаем вам успеха на этом увлекательном пути познания родного языка!

    Присылайте ваши ответы на почтовый ящик:  Fedora76@mail.ru  до 25 ноября 2011 года. Победители и призеры нашей лингвистической игры будут награждены дипломами на торжественной линейке, завершающей месячник русского языка и литературы.

    Удачи вам!!!

    Эти упражнения полезны для глаз, и  стимулируют умственную деятельность.

    • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
    • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
    • Глазами написать свое имя и фамилию
    • Глазами написать сегодняшнюю дату.

     

    Филологическая задача №1.

    Из истории русского языка. Двойственное число.

    Сколько чисел у существительного в русском языке?

    Конечно, два:  единственное  и множественное.  Но в древнерусском  языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении А. А. Фета

    * * * 

    На заре ты ее не буди,

    На заре она сладко так спит;

    Утро дышит у ней на груди,

    Ярко пышет на ямках ланит.

    И подушка ее горяча,

    И горяч утомительный сон,

    И, чернеясь, бегут на плеча

    Косы лентой с обеих сторон.

    А вчера у окна ввечеру

    Долго-долго сидела она

    И следила по тучам игру,

    Что, скользя, затевала луна.

    И чем ярче играла луна,

    И чем громче свистал соловей,

    Все бледней становилась она,

    Сердце билось больней и больней.

    Оттого-то на юной груди,

    На ланитах так утро горит.

    Не буди ж ты ее, не буди...

    На заре она сладко так спит!

    1842

    Филологическая задача №2.

    «Стословный список» Мориса Свадеша.

    Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка  исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста.  В каждом языке есть своя группа «слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?

    Филологическая задача №3.

      Этот удивительный эсперанто

    Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
    Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне
    (от греч. koine4 dialektos — «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто, созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто — «надеющийся») стал названием нового языка.  Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
    Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:

    Blankada velo unusola
     En la nebula mara blu’.

    Филологическая задача №4.

    Загадки и тайны филологии.

    Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом…

    Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?

    Филологическая задача №5.

    Какого цвета платье было на старой графине?

    Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака  бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».
    Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу:
    что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал.

    масака - ?                       беж - ?                   бордо - ?                хаки - ?      электрик - ?

    маренго - ?            терракот- ?                  фрез -?                 Кардинал- ?

    Филологическая задача №6.

    Тайны частей речи.

    Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
    По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному.
     Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания.  Правило для запоминания:

    В предложении глагол-сказуемое выражает основное действие,
    а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
    от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
    один хозяин – подлежащее, производитель действий.

    Ориентируясь на это правило, исправьте  ошибочные предложения.

    Филологическая задача №7.

    К истокам слова.

    Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?!
    – Ничего, – скажете вы.
    – Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню.
    Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...
    И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по
    Стране Этимологии. Итак...
    Термин
    этимология происходит от грече-ского etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
    Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить.
    Объясните происхождение слова близорукий?

    Задание «на закуску»:

    Воровские, преступные, профессиональные  жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …),  которые не положено знать всем тем, кому не положено.

    В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.

    Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?

    Узнали ли вы что–то  новое?

    Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором  покажите  своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач и отправить на указанный выше почтовый ящик вместе с вашей работой. Автор лучшего синквейна будет награжден поощрительным призом.

    ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества"

    Дидактическая игра, позволяющая сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навы...

    Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)

    Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...

    Урок-историческая викторина «Первая мировая война» для учащихся 9 – 11 классов.

    Викторина составлена и проводится  в формате Брейн – ринга. Участвуют 2 команды из 9 – 11 классов. Состав команды определяется  по жеребьёвке. В каждой команде по 6 человек (5 участников и 1...

    Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»

    Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»...

    Викторина по теме «Великая Отечественная война» для учащихся 9-11-х классов.

    Ежегодно накануне Дня Защитника Отечества во всех школах нашей страны проводится традиционный месячник военно-патриотического воспитания, в рамках которого проходят конкурсы по истории России. Ниже пр...

    Логические памятки для учащихся 9-11-х классов

    Логические памятки позволят обучающимся эффективно приготовиться к устному выступлению, решить познавательные задачи, выполнить учебно-практические задания. Материал содержит также памятки для характе...