Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Шабанова Оксана Николаевна

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стиль

Цели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных стилях литературного языка.

2. Научить школьников определять, к какому стилю литературного языка относится тот или иной текст; поупражнять учащихся в правильном употреблении стилистически окрашенных средств языка; строить монологическое высказывание, используя разговорные синтаксические конструкции; писать письмо, соблюдая требования, предъявляемые к письменной речи.

3. Воспитывать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение ценить и понимать произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hochu_rasskazat_tebe_o_svoyom_krae.zip915.61 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок русского языка

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу                         рассказать тебе о своём родном крае"

                                                                Выполнила:

                                                                Шабанова Оксана Николаевна,

                                                                учитель русского языка и                                                                                 литературы

                                                                МОУ "СОШ № 40 им. В. Токарева"

                                                                Алтайский край, г. Бийск

                                        2010

        

        Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стиль.

        Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу                                                 рассказать тебе о своём родном крае"

Цели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных стилях литературного языка.

2. Научить школьников определять, к какому стилю литературного языка относится тот или иной текст; поупражнять учащихся в правильном употреблении стилистически окрашенных средств языка; строить монологическое высказывание, используя разговорные синтаксические конструкции; писать письмо, соблюдая требования, предъявляемые к письменной речи.

3. Воспитывать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение ценить и понимать произведения искусства.

                                Ход урока

 - Прочитайте записанное предложение и скажите, почему оно вызывает улыбку.

"Несомый быстрыми конями рыцарь низвергся с колесницы и расквасил себе сопатку".

(Решить поставленную задачу вы сможете после того, как получите новые знания.

Литературный язык неоднороден по своему составу. Он делится на ряд разновидностей в зависимости от того, где и для чего он применяется.)

- Рассмотрим несколько примеров:

Стихотворение А. С. Пушкина "Пророк". Громовой голос с неба поднимает простёршегося в страхе на земле отшельника:

"Восстань, пророк, и виждь и внемли!" - это звучит прекрасно, торжественно.

- А если бы учитель вдруг сказал вам: "Восстань, Петров!" Вы бы очень удивились?

- С какой целью Пушкин употребляет необыкновенные, книжные и старославянские слова и формы: восстань, виждь, внемли? (Для изображения необычного потребовались и необычные слова, отвечающие ораторскому стилю стихотворения.)

- А почему они смешны в разговоре учителя с учеником? (Такие слова не употребляются в обычном разговоре, в обиходно-бытовой речи.)

- Разберём ещё один пример.

Один школьник кричит другому:

" Иванов, я опять схватил пару.... Боюсь, чтобы меня не вышибли из лицея..."

- Но можем ли мы представить себе, чтобы директор лицея написал родителям письмо:

"Я вынужден вышибить вашего сына из лицея за постоянное хватание пар..."

- Почему не можем?

(В официально-деловом письме недопустимы такие просторечные и разговорные слова, как вышибать, пара, схватить пару.)

Задание: записать в два столбика слова и словосочетания, которые вы употребили бы 1) в разговоре с друзьями; 2) в деловых бумагах. Выделите известные орфограммы.

(В)следстви.... указанного распол...жения, (н...)чем (не)пронять, с беше(н,нн)ым нравом, город...шь чепуху, пр...бывание в командировк..., в соответстви... с пр...л...гаемой заявкой, (не)путёвый парень, мотает(ть)ся по степи, прибыл на совещание, св...ще(н,нн)ый долг, шустрый мальч...нка, расторгнуть соглашение, останься(ка).

- Итак, от чего зависит выбор языковых средств?

(От того, для чего применяется язык, от целей высказывания).

- К. И. Чуковский осуждал злоупотребление канцелярскими словами, засорение ими живой речи. Он считал уместным их употребление только в деловых документах.

_ Представьте себе ваша мама заговорит в этом стиле:

"Я ускоренными темпами обеспечивала восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования".

- Почему также смешно кажется деловое письмо?

"Здравствуйте! В первых строках своего письма спешу сообщить, что письмо выше мы получили, за что большое вам спасибо. Все живы, чего и вам желаем. Насчёт дела, о котором вы спрашиваете, могу сообщить, что эти вахлаки с завода запчастей совсем перестали посылать шестерёнки...

                        Заместитель директора механического завода А. П. Сидоров"

(По назначению это письмо официально-деловое, написано же оно как частное; в нём используются средства разговорного стиля (просторечные слова: вахлаки, шестерёнки) и просторечные штампы).

- У каждого стиля своя сфера применения, за каждым закреплён более или менее широкий круг тем.

- Как называется наука, которая изучает стили языка?

- Какие основные стили выделяются в литературном языке?

(Составление таблицы).

                           Сфера общения

                 Стили

Общение людей в быту

Разговорный (обиходно-бытовой)

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность

Публицистический

Научная деятельность

Научный

Словесно-художественное творчество

Художественный стиль

Задание: определите, к какому стилю относится каждый из текстов

1). Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком - приспособленностью к недостатку воды - степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне.

2). Степь чем дальше, тем становится прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря было зелёною девственною пустынею.

3). Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной - другое дело! Куда ни глянешь - море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет!

- Обратимся к предложению: " Несомый быстрыми конями рыцарь низвергся с колесницы и расквасил себе сопатку".

(Текст вызывает улыбку, потому что в нём неоправданно сочетаются книжные, высокие слова: несомый, низвергся. И просторечные: расквасил, сопатку.

- Что влияет на формирование разговорно-бытового стиля?

(На особенности речи влияет та область (сфера), в которой используется язык.

Разговорный стиль сформировался в бытовой, неофициальной обстановке в условиях устного непринуждённого и неподготовленного общения.

- Каковы стилевые черты разговорной речи?

(Работа по памяткам)

1.Конкретность и разговорная образность

(Эта стилевая черта обусловлена бытовой сферой общения, неофициальной обстановкой и задачей речи - передать простое и конкретное содержание (о жизни и быте людей, их внешности, поведении, о дружеских взаимоотношениях и т. д.).

2 Эмоциональность речи

(В разговорной речи широко используется средства выражения чувств, оценок. Для выражения чувств используются самые разнообразные ликсические, морфологические и синтаксические средства: междометия, частицы, эмоционально окрашенные слова и фразеологизмы, риторические вопросы, эмоционально окрашенные эпитеты, сравнения, метафоры, необычный порядок слов).

3 Простота и непринуждённость речи

(Темы разговора обычно близки собеседникам, обстановка непринуждённая. Господствуют короткие простые предложения. Сложные предложения также невелики по объёму).

4 Выражение волеизъявления

(Выражение воли часто сопровождается различными эмоциями - гневом, досадой, раздражением, лаской, доброжелательством).

- Каждое ли слово, форма слова, форма предложения закреплены в языке за определённым стилем?

- Хранительница единства литературного языка - межстилевая лексика. Будучи общелитературной, она объединяет функциональные стили, не позволяет им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки.

- Существуют нормы языка. Они обязательны и едины для всех стилей. Так, речь должна быть грамотной, ясной, точной.

- В каком стиле мы будем писать письмо другу?

Вывод: разговорная речь - это речь неподготовленная, непродуманная заранее. Для разговорной речи наиболее естественная устная форма. Но разговорно-бытовой стиль возможен и в письменной форме. Это прежде всего неофициальное письмо, которыми обмениваются хорошо знакомые люди. Но когда человек пишет письмо, он так или иначе обдумывает строй фраз - прежде чем написать начало предложения, он уже знает, как его закончить, подбирает слова и грамматические формы, наилучшие, по его мнению, для выражения мысли. Таковы требования к письменной речи.

Как писал А. С. Пушкин: "Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным - значит не знать языка".

- Сегодня мы будем писать письмо другу по теме: "Хочу рассказать тебе о своём родном крае".

- Что вы знаете о своём родном крае? О чём вы можете рассказать друзьям?

- Есть на земле место, которое вам бесконечно дорого, - ваши родные края, где вы появились на свет, выросли, откуда уйдёте в большую и интересную жизнь.

"Сибирь. Алтайский край...

Убеждён, что среди самых красивейших, самобытных мест земного шара эта земля по красоте своей занимает не последнее место. Зимы суровые, с метелями и вьюгами, вёсны - быстрые, как горные потоки. Осень живописна и щедра дарами алтайской земли. И живут в этом краю спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и землю люди. Это моя Родина" (Г. С. Титов)

- Алтай (от монгольского "алтан" - "золотой") - горная страна Азии. Геологическая история Алтая насчитывает почти 2 млрд. лет.

- В Алтайском крае много рек, большинство которых относится к системе Оби. Многие реки начинаются высоко в горах и имеют стремительное течение, порожистые русла, глубоко врезанные долины. На уступах и перекатах, состоящих из прочных горных пород, образуются живописные водопады. В нашем городе протекает река Бия - вторая по величине в крае. Начало она берёт из Телецкого озера.

- Что вы можете рассказать о реках: Бия, Катунь? О Телецком озере?

_ Богат и разнообразен животный мир Алтайского края. Он представлен большим количеством видов млекопитающих, рыб и насекомых. Из хищников в степях обитает лисица-корсак. ВУ лесных угодьях края, занимающих предгорья, нижний и средний пояс гор, встречаются бурый медведь, росомаха, рысь, волк и др.

Богат Алтай. Войди в тайгу -

И лань застынет на бегу.

Проскачет заяц, и промчится,

Как пламя, рыжая лисица.

Сова когтит корявый сук,

В траве разнежился барсук,

И в небе наподобье "Ту"

Орёл буравит высоту.

                Г. Паков.

- Что вы ещё знаете о растительном и животном мире Алтая?

- Привольно раскинулось сибирское село Сростки между Чуйским трактом и зеленоглазой красавицей Катунью. Здесь родился и жил В. М. Шукшин. Прекрасны привольные родные края Шукшина, сколько в них дивной мощи. "Малая Родина" Шукшина стала живительным источником всех видов искусств, присущих творчеству писателя, кинорежиссёра, актёра. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нёс Шукшин в душе до последнего часа.

Шукшинские. Впервые.

Затем Вторые...Пятые.

Десятые -

из года в год -

полней и шире

несёт народ

свою любовь

сыну.

        В. Исаев.

"Родина...И почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то... Отчего же? Может потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя Родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива, и я буду счастлив".

                                                                                В. М. Шукшин

- Алтайский край не обделён талантливыми людьми, о ком из них вы могли бы рассказать?

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...

Презентация "Возникновение и развитие письма как средства общения

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.  Называя основные 4 этапа ее развития: •Предметное письмо •Пиктографическое письмо •Иероглифическое пис...

"Хочу рассказать о своём родном крае"

Узнать историю письма и письма как жанра, почувствовать красоту Карачаево-Черкесии,  поможет конспект открытого урока "Хочу рассказать о своем родном крае"...

Сочинение Хочу рассказать тебе о своем родном крае

Рассказ ученицы о своем родном Боровичском крае...

Письмо как средство общения.

Поставила перед собой цель познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучать навыкам написания личного письма....

Сочинение Хочу рассказать тебе о своем родном крае

Рассказ ученицы о своем родном Боровичском крае...