Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Чемезова Татьяна Фёдоровна

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель : Чемезова Т. Ф., учитель русского языка высшей квалификационной категории, эксперт региональной предметной комиссии по проверке работ части "С" ЕГЭ (опыт работы - 5 лет), преподаватель подготовительных курсов "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" (опыт работы - 6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_chemezova.docx111.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»

ЭКСПРЕСС-КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

 (для учителей русского языка и литературы)

Автор:

Чемезова Т. Ф.,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Лицей №2» г. Братска Иркутской обл.

БРАТСК, 2010

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен  прошёл  стадию эксперимента и  перешёл в штатный режим, приобретя официальный статус Государственного экзамена. Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку еди ного государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере смотра системы предэкзаменационной подготовки старшеклассников.  Анализ результатов,  показанных выпускниками на ЕГЭ по русскому языку в  предыдущие годы, свидетельствует о том, что ни  грамотное преподавание русского языка, ни добросовестное отношение ученика  к предмету, ни традиционные  формы, методы, приёмы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими и привычными, не гарантируют выпускникам успеха на экзамене в формате ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ должна быть  обязательно ориентирована на данную форму экзамена и, что не менее важно, на специфическую систему проверки.

Задания, включённые в экзаменационную работу,  проверяют лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим  строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) и различаются по способам предъявления языкового материала. Выпускник   работает как с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений, так и с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, создаёт собственное письменное монологическое высказывание. При этом для успешного выполнения экзаменационного теста он  должен не только освоить учебный материал, но и овладеть рядом общеучебных умений: умением извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в  инструкциях о выполнении работы, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом, умением организовать, спланировать собственную деятельность, продемонстрировать готовность к общению, то есть к пониманию текста и элементарным навыкам его продуцирования.

Успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ, способствует своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая обучающихся и  педагогов.

К любому тестированию необходимо готовиться. «В психологии даже существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются  из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов». [2]

Каждому педагогу, занимающемуся подготовкой обучающихся к ЕГЭ, необходимо учитывать, что на результаты экзамена влияют  многие факторы, важнейшими из которых являются уровень предметной подготовки  выпускников, уровень их тестовой культуры, психологическая готовность демонстрировать полученные знания и сформированные навыки и общеучебные  умения в обстановке экзамена. При этом задачами педагогов в период предэкзаменационной подготовки являются:

  1. объективная оценка учебных достижений  выпускников  в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  2. рациональное использование учебного времени для целенаправленной предэкзаменационной подготовки  обучающихся, не «натаскивание» старшеклассников на выполнение тестовых заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения русскому языку.
  3. информирование обучающихся обо всех изменениях  в экзаменационной работе, анализ заданий,  впервые включённых в  ЕГЭ;
  4. выполнение и анализ заданий теста ЕГЭ, предоставление            обучающимся возможности самостоятельно составлять некоторые тестовые задания частей А и В, что способствует пониманию того, как и по каким принципам составлено то или иное задание, какие закономерности нужно использовать при выборе правильного ответа;
  5. выявление того круга умений и навыков, отработка которых требует наибольшего внимания в процессе обучения,  разбор типичных ошибок и затруднений выпускников на основе статистики ЕГЭ;
  6. выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией и анализом возникающих при выполнении заданий трудностей.

Для реализации этих задач педагогам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе всех вопросов и проблем, связанных с организацией и проведением ЕГЭ, разрабатывать рациональные методики подготовки к  ЕГЭ, знакомиться с опытом коллег.

Цели и задачи

По рекомендации городского научно-методического совета в 2009-2010 учебном году на базе Опорной школы МОУ «Лицей №2» г. Братска был организован экспресс-курс по проблеме «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку». Предлагаемый экспресс-курс разработан с учётом последних официальных документов и методических рекомендаций и предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.

 Цель данного экспресс-курса - помочь педагогам организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

  1. познакомить слушателей с Кодификатором, Спецификацией, Демоверсией теста ЕГЭ по русскому языку 2010 года;
  2.  проанализировать типологию заданий частей А, В и типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении данных заданий;
  3. проанализировать типологию заданий, связанных с анализом текста, типичные  трудности анализа текста и изобразительно-выразительных средств;
  4. познакомить с изменениями, внесёнными в экзаменационную работу

 ЕГЭ -2009;

  1. познакомить с основными требованиями к сочинению части «С», системой поэтапной подготовки к написанию сочинения и методикой его проверки по заданным критериям оценивания;
  2. познакомить с методическими разработками, обеспечивающими эффективную подготовку педагогов и учащихся к ЕГЭ.

Структура курса

В основу данного экспресс-курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львовой,  А. Г. Нарушевича, Г.Т. Егораевой, Л. Л. Соколовой, А. Н. Тихова, С. А. Павловой, аналитические материалы ФИПИ и Министерства образования Иркутской области ОГОУ ДПО Института развития образования.

Курс рассчитан на 16 часов (8 занятий по 2 часа). Основные формы занятий: лекции – 8 часов, практические занятия - 8 часов. Курс может быть реализован в течение 5 дней при 3- часовых занятиях, 1  час на итоговом занятии отводится на проведение Круглого стола по итогам работы экспресс-курса. Программа прошла апробацию на базе опорной школы МОУ «Лицей № 2» в 2009-2010 учебном году, подтвердила свою эффективность.

Все занятия курса проводились с  использованием ИКТ. На каждом занятии  слушатели знакомились с алгоритмами рассуждения (при выборе ответов в частях А и В), эффективными формами и методами  подготовки к ЕГЭ по русскому языку, учитывающими специфику ЕГЭ.

В результате прохождения курса слушатели будут

знать:

  1. кодификатор, спецификацию КИМов ЕГЭ-2010;
  2. типологию заданий ч. А, В ЕГЭ по русскому языку;
  3. типичные ошибки, допущенные учащимися (на основе статистики ФИПИ и информационно-аналитических материалов, подготовленных Институтом развития образования  Иркутской области).
  4. основные требования к сочинению части «С», алгоритм его написания, критерии оценивания;
  5. методику проверки сочинений части «С» по заданным критериям оценивания.

уметь:

  1. рационально использовать учебное время для целенаправленной предэкзаменационной подготовки  обучающихся к ЕГЭ;
  2. работать  с алгоритмами выполнения заданий (А6-А11,

А-27, А28-30, В1-В-8);

  1. проверять экзаменационные работы учащихся в соответствии с новыми критериями оценки.

применять на практике:

  1. методы и формы эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку;

По окончании курса слушатели:

  1. участвуют в работе Круглого стола;
  2. представляют свои методические разработки, дидактический материал для подготовки к ЕГЭ, потфолио слушателя курса и др.

Б. Паскаль писал: « Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить». И учить этому своих учеников.

        


Учебно-тематический план

Тема

Часы

Форма занятия

лекция

практическая

работа

1

Кодификатор, Спецификация теста ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий ч. А, В.

2

1

1

2

 Анализ типичных ошибок  ч. А, В.

 Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

2

1

1

3

Работа с текстом. Типичные трудности  анализа текста

при выполнении заданий ч. А, В

2

1

1

4

Анализ выразительных средств.

2

1

1

5

Основные требования к сочинению  части С. Выявление проблемы текста.

2

1

1

6

 Комментарий проблемы. Трудности выявления авторской позиции.

2

1

1

7

Способы аргументации в сочинении части С.

2

1

1

8

Методика проверки сочинений части С.

  Круглый стол по итогам работы курса.

2

1

1

Всего:

16

8

8



Основное содержание

Тема

Основные вопросы

Виды деятельности

Материалы портфолио слушателя курса

1

Кодификатор, Спецификация теста ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий ч. А, В.

Результаты и итоги ЕГЭ-2009 по русскому языку в РФ и Иркутской области.

Знакомство с Кодификатором, Спецификацией КИМов ЕГЭ-2010,  демоверсией ЕГЭ – 2010, изменениями в экзаменационной работе ЕГЭ-2009.

Типология заданий теста ЕГЭ.

1. Заполнение анкеты слушателя курса. 

2. Участие в обсуждении в ходе лекции.

3. Практикум.

Выполнение и разбор теста демоверсии ЕГЭ-2010 по русскому языку.

1. Презентация.

2. Демоверсия теста ЕГЭ – 2010.

3. Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на ЕГЭ в 2009 году.

4. Буклеты с программой курса и полезными ссылками.

2

 Анализ типичных ошибок  ч. А, В. теста ЕГЭ.

 Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися (на основе статистики ФИПИ и информационно-аналитических материалов, подготовленных Институтом развития образования  Иркутской области).

Методы и формы эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

Использование ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ.

1. Участие в обсуждении в ходе лекции.

2. Практикум.

Выполнение и разбор заданий ч. А, В ЕГЭ по русскому языку.

1.Обобщающие таблицы, алгоритмы, помогающие освоить сложный материал.

2. Тестовые задания для тренинга

3

Типичные трудности  анализа текста при выполнении заданий ч. А, В

Работа с текстом. Знакомство с типологией заданий, связанных  с языковыми явлениями, предъявленными в тексте. Работа с алгоритмами выполнения заданий (А6-А11, А-27, А28-30, В1-В-8). Анализ типичных ошибок и затруднений обучающихся.

1. Обсуждение материалов лекции.

2. Практикум.

Выполнение и разбор заданий, связанных с анализом текста, выполнение задания нового типа  - А27.

3. Групповая работа: составление алгоритма рассуждения (при выборе ответа в задании А-27 – задания нового типа).

1. Презентация

2. Тесты и тексты для анализа.

4

Анализ выразительных средств текста.

Типология заданий, связанных с анализом выразительных средств текста.

Классификация выразительных средств.

Трудные случаи разграничения выразительных средств.

1. Участие в обсуждении в ходе лекции.

2. Практикум

Выполнение и разбор тестовых заданий, связанных с анализом выразительных средств текста.

1.Теоретический материал по теме (электронный вариант)

2. Подборка тестовых заданий для тренинга.

5

Основные требования к сочинению  части С. Выявление проблемы текста.

Знакомство с основными требованиями к сочинению, алгоритмом его написания, критериями оценивания, в том числе – с изменениями в критериях  ЕГЭ-2009 К4, К11 и К12 (для работ объёмом менее 150 слов).

 Виды проблем и способы формулировки проблемы текста.

Групповая работа:  Составление плана поэтапной подготовки к сочинению. Анализ текстов,  формулировка проблем. Саморефлексия.

1. Презентация

2. Критерии оценивания сочинения части С.

3. Сочинение по одному из текстов для анализа.

6

 Комментарий проблемы. Трудности выявления авторской позиции.

Виды комментария   к выявленной проблеме (Текстуальный и концепционный). Анализ типичных ошибок по К1и К 2.

Знакомство с трудностями выявления авторской позиции в текстах публицистического и художественного стилей.

Анализ типичных ошибок по К3 Практика: анализ текстов,

Практикум

 Анализ текстов,  формулировка проблем, написание комментария к проблеме, выявление авторской позиции

Саморефлексия.

Анализ сочинения части С по критериям К1-К3

1. Презентация

2. Тексты для анализа

с  информацией о тексте

7

Способы аргументации в сочинении части С.

Выражение собственного мнения и основные способы аргументации.

 Типы аргументов.

 Анализ типичных ошибок по К 4.

Практикум.

Анализ текстов, выявление авторской позиции, выражение собственного мнения и аргументация. Анализ экзаменационных работ выпускников по критериям оценки сочинения части С.

 1. Презентация

2. Тексты для анализа

с  информацией о тексте

3. Экзаменационная работа для анализа.

8

Методика проверки сочинений части С.

 

Знакомство с  методикой проверки сочинений части С (пошаговое оценивание сочинения части С).

Специфика подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Круглый стол по итогам работы курса, представление  методических разработок, самостоятельно подготовленных  слушателями курса, выработка рекомендаций по подготовке обучающихся старших классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ.

1. Практикум

Проверка экзаменационных работ учащихся в соответствии с новыми критериями оценки.

Сравнительный анализ результатов проверки с оценкой экспертов.

Саморефлексия.

2. Участие в работе Круглого стола.

1. Презентация

2. Рекомендации для экспертов при проверке сочинений части С (электронный вариант).

3. Экзаменационная работа для анализа.



Рекомендуемый список литературы

1. 1.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Часть 3 (С). Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: «Экзамен», 2009.

2. Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям / Сост. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 13 с. (Серия «Учебно-методический комплекс»).


3. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Ч.А,В /О.В.Загоровская, О.В.Григоренко.-М.: Просвещение,2009.

 4. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.

 5.  Нарушевич А. Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

6.  Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа / С. А. Павлова. – М.: Просвещение, 2009

7. Результаты ЕГЭ на территории Иркутской области. Часть 1. Русский язык: информационно-аналитические материалы/ Сост.: Л. А. Крашенинникова, д. п. н. С. Э. Лятте ,- Иркутск, 2009

8. ФИПИ Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку/ И. П. Цыбулько и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009

Интернет-ресурсы:

  9. Тихов А. Н. Типология КИМов частей А и В ЕГЭ по русскому языку и методика подготовки учеников к решению этих заданий. Библиотека сайта pedsovet.org

10. Соколова Л.  Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части С. wwwgramma.ru

Полезные интернет-ресурсы

www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http://ruslit.metodist.ru (Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)

http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.47
http://www.educom.ru - Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru - Московский институт открытого образования;
www.kafedrarus.narod.ru (Кафедра филологического образования МИОО)
www. omczo.org ( Окружной методический центр)
www.slovar.lib.ru (Словарь литературоведческих терминов)
www.gramma.ru (Культура письменной речи)
www.gramota.ru (Справочно-информационный портал «Русский язык»)
www.philology.ru (Русский филологический портал)







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...