Главные вкладки

    Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
    рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

    Чемезова Татьяна Фёдоровна

    Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель : Чемезова Т. Ф., учитель русского языка высшей квалификационной категории, эксперт региональной предметной комиссии по проверке работ части "С" ЕГЭ (опыт работы - 5 лет), преподаватель подготовительных курсов "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" (опыт работы - 6 лет).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл forum_chemezova.docx111.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»

    ЭКСПРЕСС-КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

     (для учителей русского языка и литературы)

    Автор:

    Чемезова Т. Ф.,

    учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Лицей №2» г. Братска Иркутской обл.

    БРАТСК, 2010

    Пояснительная записка

    Единый государственный экзамен  прошёл  стадию эксперимента и  перешёл в штатный режим, приобретя официальный статус Государственного экзамена. Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку еди ного государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере смотра системы предэкзаменационной подготовки старшеклассников.  Анализ результатов,  показанных выпускниками на ЕГЭ по русскому языку в  предыдущие годы, свидетельствует о том, что ни  грамотное преподавание русского языка, ни добросовестное отношение ученика  к предмету, ни традиционные  формы, методы, приёмы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими и привычными, не гарантируют выпускникам успеха на экзамене в формате ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ должна быть  обязательно ориентирована на данную форму экзамена и, что не менее важно, на специфическую систему проверки.

    Задания, включённые в экзаменационную работу,  проверяют лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим  строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) и различаются по способам предъявления языкового материала. Выпускник   работает как с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений, так и с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, создаёт собственное письменное монологическое высказывание. При этом для успешного выполнения экзаменационного теста он  должен не только освоить учебный материал, но и овладеть рядом общеучебных умений: умением извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в  инструкциях о выполнении работы, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом, умением организовать, спланировать собственную деятельность, продемонстрировать готовность к общению, то есть к пониманию текста и элементарным навыкам его продуцирования.

    Успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ, способствует своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая обучающихся и  педагогов.

    К любому тестированию необходимо готовиться. «В психологии даже существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются  из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов». [2]

    Каждому педагогу, занимающемуся подготовкой обучающихся к ЕГЭ, необходимо учитывать, что на результаты экзамена влияют  многие факторы, важнейшими из которых являются уровень предметной подготовки  выпускников, уровень их тестовой культуры, психологическая готовность демонстрировать полученные знания и сформированные навыки и общеучебные  умения в обстановке экзамена. При этом задачами педагогов в период предэкзаменационной подготовки являются:

    1. объективная оценка учебных достижений  выпускников  в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
    2. рациональное использование учебного времени для целенаправленной предэкзаменационной подготовки  обучающихся, не «натаскивание» старшеклассников на выполнение тестовых заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения русскому языку.
    3. информирование обучающихся обо всех изменениях  в экзаменационной работе, анализ заданий,  впервые включённых в  ЕГЭ;
    4. выполнение и анализ заданий теста ЕГЭ, предоставление            обучающимся возможности самостоятельно составлять некоторые тестовые задания частей А и В, что способствует пониманию того, как и по каким принципам составлено то или иное задание, какие закономерности нужно использовать при выборе правильного ответа;
    5. выявление того круга умений и навыков, отработка которых требует наибольшего внимания в процессе обучения,  разбор типичных ошибок и затруднений выпускников на основе статистики ЕГЭ;
    6. выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией и анализом возникающих при выполнении заданий трудностей.

    Для реализации этих задач педагогам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе всех вопросов и проблем, связанных с организацией и проведением ЕГЭ, разрабатывать рациональные методики подготовки к  ЕГЭ, знакомиться с опытом коллег.

    Цели и задачи

    По рекомендации городского научно-методического совета в 2009-2010 учебном году на базе Опорной школы МОУ «Лицей №2» г. Братска был организован экспресс-курс по проблеме «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку». Предлагаемый экспресс-курс разработан с учётом последних официальных документов и методических рекомендаций и предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.

     Цель данного экспресс-курса - помочь педагогам организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

    В связи с этим ставятся следующие задачи:

    1. познакомить слушателей с Кодификатором, Спецификацией, Демоверсией теста ЕГЭ по русскому языку 2010 года;
    2.  проанализировать типологию заданий частей А, В и типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении данных заданий;
    3. проанализировать типологию заданий, связанных с анализом текста, типичные  трудности анализа текста и изобразительно-выразительных средств;
    4. познакомить с изменениями, внесёнными в экзаменационную работу

     ЕГЭ -2009;

    1. познакомить с основными требованиями к сочинению части «С», системой поэтапной подготовки к написанию сочинения и методикой его проверки по заданным критериям оценивания;
    2. познакомить с методическими разработками, обеспечивающими эффективную подготовку педагогов и учащихся к ЕГЭ.

    Структура курса

    В основу данного экспресс-курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львовой,  А. Г. Нарушевича, Г.Т. Егораевой, Л. Л. Соколовой, А. Н. Тихова, С. А. Павловой, аналитические материалы ФИПИ и Министерства образования Иркутской области ОГОУ ДПО Института развития образования.

    Курс рассчитан на 16 часов (8 занятий по 2 часа). Основные формы занятий: лекции – 8 часов, практические занятия - 8 часов. Курс может быть реализован в течение 5 дней при 3- часовых занятиях, 1  час на итоговом занятии отводится на проведение Круглого стола по итогам работы экспресс-курса. Программа прошла апробацию на базе опорной школы МОУ «Лицей № 2» в 2009-2010 учебном году, подтвердила свою эффективность.

    Все занятия курса проводились с  использованием ИКТ. На каждом занятии  слушатели знакомились с алгоритмами рассуждения (при выборе ответов в частях А и В), эффективными формами и методами  подготовки к ЕГЭ по русскому языку, учитывающими специфику ЕГЭ.

    В результате прохождения курса слушатели будут

    знать:

    1. кодификатор, спецификацию КИМов ЕГЭ-2010;
    2. типологию заданий ч. А, В ЕГЭ по русскому языку;
    3. типичные ошибки, допущенные учащимися (на основе статистики ФИПИ и информационно-аналитических материалов, подготовленных Институтом развития образования  Иркутской области).
    4. основные требования к сочинению части «С», алгоритм его написания, критерии оценивания;
    5. методику проверки сочинений части «С» по заданным критериям оценивания.

    уметь:

    1. рационально использовать учебное время для целенаправленной предэкзаменационной подготовки  обучающихся к ЕГЭ;
    2. работать  с алгоритмами выполнения заданий (А6-А11,

    А-27, А28-30, В1-В-8);

    1. проверять экзаменационные работы учащихся в соответствии с новыми критериями оценки.

    применять на практике:

    1. методы и формы эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку;

    По окончании курса слушатели:

    1. участвуют в работе Круглого стола;
    2. представляют свои методические разработки, дидактический материал для подготовки к ЕГЭ, потфолио слушателя курса и др.

    Б. Паскаль писал: « Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить». И учить этому своих учеников.

            


    Учебно-тематический план

    Тема

    Часы

    Форма занятия

    лекция

    практическая

    работа

    1

    Кодификатор, Спецификация теста ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий ч. А, В.

    2

    1

    1

    2

     Анализ типичных ошибок  ч. А, В.

     Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

    2

    1

    1

    3

    Работа с текстом. Типичные трудности  анализа текста

    при выполнении заданий ч. А, В

    2

    1

    1

    4

    Анализ выразительных средств.

    2

    1

    1

    5

    Основные требования к сочинению  части С. Выявление проблемы текста.

    2

    1

    1

    6

     Комментарий проблемы. Трудности выявления авторской позиции.

    2

    1

    1

    7

    Способы аргументации в сочинении части С.

    2

    1

    1

    8

    Методика проверки сочинений части С.

      Круглый стол по итогам работы курса.

    2

    1

    1

    Всего:

    16

    8

    8



    Основное содержание

    Тема

    Основные вопросы

    Виды деятельности

    Материалы портфолио слушателя курса

    1

    Кодификатор, Спецификация теста ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий ч. А, В.

    Результаты и итоги ЕГЭ-2009 по русскому языку в РФ и Иркутской области.

    Знакомство с Кодификатором, Спецификацией КИМов ЕГЭ-2010,  демоверсией ЕГЭ – 2010, изменениями в экзаменационной работе ЕГЭ-2009.

    Типология заданий теста ЕГЭ.

    1. Заполнение анкеты слушателя курса. 

    2. Участие в обсуждении в ходе лекции.

    3. Практикум.

    Выполнение и разбор теста демоверсии ЕГЭ-2010 по русскому языку.

    1. Презентация.

    2. Демоверсия теста ЕГЭ – 2010.

    3. Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на ЕГЭ в 2009 году.

    4. Буклеты с программой курса и полезными ссылками.

    2

     Анализ типичных ошибок  ч. А, В. теста ЕГЭ.

     Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

    Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися (на основе статистики ФИПИ и информационно-аналитических материалов, подготовленных Институтом развития образования  Иркутской области).

    Методы и формы эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

    Использование ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ.

    1. Участие в обсуждении в ходе лекции.

    2. Практикум.

    Выполнение и разбор заданий ч. А, В ЕГЭ по русскому языку.

    1.Обобщающие таблицы, алгоритмы, помогающие освоить сложный материал.

    2. Тестовые задания для тренинга

    3

    Типичные трудности  анализа текста при выполнении заданий ч. А, В

    Работа с текстом. Знакомство с типологией заданий, связанных  с языковыми явлениями, предъявленными в тексте. Работа с алгоритмами выполнения заданий (А6-А11, А-27, А28-30, В1-В-8). Анализ типичных ошибок и затруднений обучающихся.

    1. Обсуждение материалов лекции.

    2. Практикум.

    Выполнение и разбор заданий, связанных с анализом текста, выполнение задания нового типа  - А27.

    3. Групповая работа: составление алгоритма рассуждения (при выборе ответа в задании А-27 – задания нового типа).

    1. Презентация

    2. Тесты и тексты для анализа.

    4

    Анализ выразительных средств текста.

    Типология заданий, связанных с анализом выразительных средств текста.

    Классификация выразительных средств.

    Трудные случаи разграничения выразительных средств.

    1. Участие в обсуждении в ходе лекции.

    2. Практикум

    Выполнение и разбор тестовых заданий, связанных с анализом выразительных средств текста.

    1.Теоретический материал по теме (электронный вариант)

    2. Подборка тестовых заданий для тренинга.

    5

    Основные требования к сочинению  части С. Выявление проблемы текста.

    Знакомство с основными требованиями к сочинению, алгоритмом его написания, критериями оценивания, в том числе – с изменениями в критериях  ЕГЭ-2009 К4, К11 и К12 (для работ объёмом менее 150 слов).

     Виды проблем и способы формулировки проблемы текста.

    Групповая работа:  Составление плана поэтапной подготовки к сочинению. Анализ текстов,  формулировка проблем. Саморефлексия.

    1. Презентация

    2. Критерии оценивания сочинения части С.

    3. Сочинение по одному из текстов для анализа.

    6

     Комментарий проблемы. Трудности выявления авторской позиции.

    Виды комментария   к выявленной проблеме (Текстуальный и концепционный). Анализ типичных ошибок по К1и К 2.

    Знакомство с трудностями выявления авторской позиции в текстах публицистического и художественного стилей.

    Анализ типичных ошибок по К3 Практика: анализ текстов,

    Практикум

     Анализ текстов,  формулировка проблем, написание комментария к проблеме, выявление авторской позиции

    Саморефлексия.

    Анализ сочинения части С по критериям К1-К3

    1. Презентация

    2. Тексты для анализа

    с  информацией о тексте

    7

    Способы аргументации в сочинении части С.

    Выражение собственного мнения и основные способы аргументации.

     Типы аргументов.

     Анализ типичных ошибок по К 4.

    Практикум.

    Анализ текстов, выявление авторской позиции, выражение собственного мнения и аргументация. Анализ экзаменационных работ выпускников по критериям оценки сочинения части С.

     1. Презентация

    2. Тексты для анализа

    с  информацией о тексте

    3. Экзаменационная работа для анализа.

    8

    Методика проверки сочинений части С.

     

    Знакомство с  методикой проверки сочинений части С (пошаговое оценивание сочинения части С).

    Специфика подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

    Круглый стол по итогам работы курса, представление  методических разработок, самостоятельно подготовленных  слушателями курса, выработка рекомендаций по подготовке обучающихся старших классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ.

    1. Практикум

    Проверка экзаменационных работ учащихся в соответствии с новыми критериями оценки.

    Сравнительный анализ результатов проверки с оценкой экспертов.

    Саморефлексия.

    2. Участие в работе Круглого стола.

    1. Презентация

    2. Рекомендации для экспертов при проверке сочинений части С (электронный вариант).

    3. Экзаменационная работа для анализа.



    Рекомендуемый список литературы

    1. 1.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Часть 3 (С). Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: «Экзамен», 2009.

    2. Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям / Сост. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 13 с. (Серия «Учебно-методический комплекс»).


    3. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Ч.А,В /О.В.Загоровская, О.В.Григоренко.-М.: Просвещение,2009.

     4. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.

     5.  Нарушевич А. Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

    6.  Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа / С. А. Павлова. – М.: Просвещение, 2009

    7. Результаты ЕГЭ на территории Иркутской области. Часть 1. Русский язык: информационно-аналитические материалы/ Сост.: Л. А. Крашенинникова, д. п. н. С. Э. Лятте ,- Иркутск, 2009

    8. ФИПИ Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку/ И. П. Цыбулько и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009

    Интернет-ресурсы:

      9. Тихов А. Н. Типология КИМов частей А и В ЕГЭ по русскому языку и методика подготовки учеников к решению этих заданий. Библиотека сайта pedsovet.org

    10. Соколова Л.  Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части С. wwwgramma.ru

    Полезные интернет-ресурсы

    www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
    http://ruslit.metodist.ru (Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО)
    http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)

    http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.47
    http://www.educom.ru - Департамент образования города Москвы
    http://www.mioo.ru - Московский институт открытого образования;
    www.kafedrarus.narod.ru (Кафедра филологического образования МИОО)
    www. omczo.org ( Окружной методический центр)
    www.slovar.lib.ru (Словарь литературоведческих терминов)
    www.gramma.ru (Культура письменной речи)
    www.gramota.ru (Справочно-информационный портал «Русский язык»)
    www.philology.ru (Русский филологический портал)







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

    Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

    Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

    №п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

    Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

    Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...

    Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

    Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

    Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...