Главные вкладки

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    статья по русскому языку (11 класс) по теме

    Черкасова Наталья Дмитриевна

     

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ

    из опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края

     

       Содержание единого экзамена определяется спецификой предмета, конечными целями обучения – языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенциями.

           Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же как и основа умения:

    ·        Анализировать, классифицировать языковые факты;

    ·        Оценивать их с точки зрения нормативности;

    ·        Анализировать языковые единицы (правильность, уместность их употребления);

    Все эти умения вырабатываются на уроках русского языка, но хотя подготовка к экзамену, не исключает необходимости обобщать и систематизировать знания.

         Иное дело в очно-заочной, вечерней школах. Трудно выстроить занятия русским языком, имея минимум учебных часов. Наши ученики, как правило, страдают довольно большими пробелами в знаниях, причем у каждого эти пробелы свои. Что может противопоставить педагог такой безрадостной картине? Только одно – систему. Однако системного представления нет у значительной части ребят, но именно ощущением языка как системы, а не как набора необходимых случайностей можно «заразить» учеников и подтолкнуть их к системной же ответной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soderzhanie_edinogo_ekzamena_cherkasova.docx21.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ

    Подготовила Н.Д.Черкасова

       

       Содержание единого экзамена определяется спецификой предмета, конечными целями обучения – языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенциями.

           Все способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же как и основа умения:

    • Анализировать, классифицировать языковые факты;
    • Оценивать их с точки зрения нормативности;
    • Анализировать языковые единицы (правильность, уместность их употребления);

    Все эти умения вырабатываются на уроках русского языка, но хотя подготовка к экзамену, не исключает необходимости обобщать и систематизировать знания.

         Иное дело в очно-заочной, вечерней школах. Трудно выстроить занятия русским языком, имея минимум учебных часов. Наши ученики, как правило, страдают довольно большими пробелами в знаниях, причем у каждого эти пробелы свои. Что может противопоставить педагог такой безрадостной картине? Только одно – систему. Однако системного представления нет у значительной части ребят, но именно ощущением языка как системы, а не как набора необходимых случайностей можно «заразить» учеников и подтолкнуть их к системной же ответной работе.

           Первым принципом системного повторения считаю полноту в рассмотрении темы. От активных учащихся приходилось слышать пожелание объяснить какой-либо раздел грамматики с самого начала, можно, конечно, подобную искренность расценить как незнание азов, но, скорее всего, такое пожелание свидетельствует о взрослении учеников.

           Осуществление принципа полноты включает, на мой взгляд, такие непременные условия:

    1. Обязательное напоминание первой логической ступени, на которой выстраивается целая конструкция логических закономерностей;
    2. Доказательность, т.е. подкрепление аксиоматических положений внятными и употребительными примерами;
    3. Постоянное обращение к методу точной аналогии.

         Проведение точной аналогии можно выделить как самый фундаментальный метод преподавания, позволяющий переходить к обобщениям, т.е. опять-таки к постижению языка как системы. Учитель не может употребить на уроках все слова из лексического запаса русского языка, но может научить принципиальному подходу к разрешению той или иной затруднительной ситуации.

            Значительная группа наших учеников находится на заочном обучении, многие в силу разных причин не смогли посещать занятия в период сессии. В таких случаях еще большее значение имеет самоподготовка учащихся. Но ею надо руководить.

           Мы предложили своим заочникам следующую систему подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку. Проанализировав опубликованные Минобразованием ЕГЭ, составили так называемые ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТЫ.  С одной стороны они представляют собой план проведения занятий для преподавателей русского языка, а с другой – их можно использовать заочникам для самостоятельной подготовки, особенно тем, кто по каким-либо причинам пропустил занятия. В силу малого количества времени очень важно дать учащимся импульс для самостоятельной работы. Обычно мы обозначаем тему занятия, даем направление (какие знания и умения нужно приобрести), адресуем к учебным пособиям, в которых можно подчерпнуть необходимую для этого информацию, обращаем внимание, на чем конкретно следует сосредоточиться при подготовке к самоаттестации.

           По окончании таких занятий должен быть проведен КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ по русскому языку.  Информационные карты выдаются на руки, а необходимые учебные пособия заочники приобретают сами или пользуются нашей библиотекой.

          Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

           Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагает им клише, которые помогут это сделать:

    …-вот тема, к которой обращается автор текста.

    Эта статья о ….

    Автор обращается к актуальной теме – теме….

    Это текст о….

          Определив тему, формируем проблему текста (проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор).

         Клише, которые помогут сформулировать проблему:

    …? Над этим вопросом задумывается автор текста.

    Автора интересует вопрос: …

    …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

          Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду «вечных» (Что есть добро, а что – зло? Что такое любовь?  Что можно считать прекрасным и т.д.). Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.

           Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:

    Цель автора текста – убедить читателя в том…

    Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией «именительной темы». Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к «вечным» темам.

    Как заканчивать сочинение? Сочинение – рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции.  Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать «автор неправ», лучше употребить выражение «с автором трудно согласиться».

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в сельской школе.

    Проблемы по ЕГЭ являются актуальными в наше время.Но есть и плюсы по ЕГЭ....

    Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

    Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

    Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

    Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

    Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

    Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

    Проект "Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к ОГЭ по русскому языку

    Данный курсовой проект был защищён в Мордовском Республиканском Институте Образования...

    Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"

    Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"...