подготовка к егэ - начало
материал по русскому языку (11 класс) по теме

Аляева Роза Азгатовна

предлагаю подсказки для учеников 

часть А, №№1-3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_a123.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание А1

Орфоэпические нормы

Существительное

1.Установите аналогию с однокоренным словом 

  ДоговОр — приговОр, поговОрка (искл. — зАговор).

2. Правильно склоняйте существительное

Нет (чего?) простЫнь грАбель

3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании

бинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ  

4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге

квартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр

5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании)

прАв, правА, прАво, прАвы;

6.Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании)

Дал, далА, дАло, дали; пОнял, понялА, пОняло, пОняли;   нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;

прОдан, проданА, прОдано, прОданы

Приставка вы ударная в глаголах:  выбежал, выскочу. Иногда в существительных ударение притягивается предлогами  на, за, под, по, из, без: ПО морю, Из дому, бЕз году, дО ночи.

        

                                                            Задание А2        
Лексические нормы (паронимы)
При подготовке обязательна работа с толковым словарем. Важно проводить аналогии и ассоциации.1. В каком предложении вместо слова бездельница нужно употребить безделица?

 Ветрена мельница да баба-бездельница мелют без устали.

У бездельницы все дни бесконечные.

 Твой подарок мне — сущая бездельница.

Стара мельница, а не бездельница.

Задание А3

Морфологические нормы

Проверяется знание основных морфологических норм русского литературного языка.

 Ошибки, допускаемые в образовании формы слова:

1)       сравнительной и превосходной степени прилагательных;

2)       собирательных числительных;

3)       целых и дробных числительных;

4)       родительного падежа числительных;

5)       именительного и родительного падежа множественного числа существительных;

6)       косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

Прилагательные

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

Неправильно говорить: наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший

Числительные

  1. При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырёхсот (Р.п.), четыремстам (Д.п.), четырьмястами (Т.п.), о четырехстах (П.п.),
  2.  При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трём тысячам семистам пятидесяти двум (Д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (Творительный падеж);
  3. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трёх (каких?) седьмых; пяти (каким?) девятым).
  4. Числительные полтора (ж.р. — полторы) и полтораста в Именительном и Винительном падеже имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (и.п.), полутора чашек (р.п.), полтораста центнеров (и.п.), полутораста центнерами (т.п.)).
  5. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: им.п. и вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста.
  6. собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!
  7. Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).

Глагол

  1. формы повелительного наклонения глаголов:

ехать - поезжай (-те); лечь — ляг (-те);

  1. глагол класть употребляется только без приставки;
  2. глаголы с корнем -лож- — только с приставкой (положить, выложить и т.п.).

Местоимения

Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются. Нельзя говорить: еёный, ихний!

Существительные

1)Существительные  мужского рода второго склонения с основой на твёрдый согласный в Родительном падеже мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:

  1. парные предметы: варежки — варежек (но: носки — носков);
  2. национальность (если основа оканчивается на н или р):

армяне-армян, болгары — болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);

  1. воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров);
  2. некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);
  3. а также существительные ж.р. на -ня и на

-це: башня — башен, басня- — басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев)

2) Окончание -ы ( -и) употребляется:

  1. а) у заимствованных существительных на -ер (-ёр): шофёры;
  2. б) у заимствованных неодушевленных и одушевленных сущ. на  -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора);

3) Окончание –у ( -ю) употребляется:

  1. а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА);
  2. б) у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ

4)Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ов : лимонов, баклажанов (но: яблок)

5)Существительные среднего рода . на -ье в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ий: снадобье - снадобий, захолустье — захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия с древнейших времен до начала ХХI века. Подготовка к ЕГЭ»

Пояснительная записка             Элективный курс «Россия с древнейших времен  до начала ХХI века. Подготовка к ЕГЭ» предназначен...

Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки

Из приведенной таблицы не следует, что ребёнку нельзя заниматься спортом в более позднем возрасте....

С чего же начать подготовку к итоговой аттестации.

В статье рассказывается о  психологических рекомендаций и планировании своего рабочего места для учащихся сдающих ГИА и ЕГЭ....

Теория и тест для начала подготовки к ЕГЭ

Дорогие ученики! Внимательно прочитайте теорию и выполните тест. Желаю успеха!...

Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ начала ХХ века

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 349px; height: 480px; float: left;","width":"349"}}]]Введение.«...

Математический тренажер Подготовка к ЕГЭ (профильный уровень) Модуль «Начала математического анализа» Задание 9.

Подготовка к ЕГЭ (профильный уровень)Модуль «Начала математического анализа»Задание 9....