Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)enlightened

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по  русскому  языку

  1. класс

  1. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[п р У т]   -                            [ с’ й’ Э с т]   -                            [м O л a т ]  -

  1. Составьте слово из звуков.

  [ Ы ],  [ р],  [ ц],  [ к ],  [ у ], [ л’ ] -                [ ч’ ],  [А ], [ и],  [ к ],  [ р’ ],  [ п ] -

                   

  1. Поставьте ударение.

Не  был, положить, свекла, нефтепровод, хвоя, облегчить, позвонят, добыча, средства.

  1. Произведите синтаксический разбор.

Холодный  туман  медленно  затоплял  озеро. (…        )

  1. В каких словах есть приставки?

Доверить, домашний, доброта, добежать, дорожный, докрасил, дорогой, доверху, добрать.

  1. Замените словосочетание одним словом с нужным суффиксом.

Любящий мечтать -………………………………житель Москвы -……………………………

Музыкант, играющий на скрипке -……………………………………………………………..

Добрый человек -……………………смелый человек -…………………………....

Тот, кто любит шутить -…………………………женщина-повар -…………………………...    

  1. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Подпишите.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.

  1. Замените фразеологизмы одним словом.

Мозолить глаза - …………………………….зарубить на носу -………………………….

Клевать носом -………………………………витать в облаках -…………………………..

Как снег на голову -………………………….наговорить с три короба -…………………

  1. Поставьте, где нужно, мягкий знак.

Подстереч…, у дач…, пять тысяч…, тягач…, ткач…, луч…, сбереч…, мелоч…, лихач…,

Запряч…, из-за дач…, стрич…,  с круч…, кирпич…, усач…, доч…, богач, мяч… .

Вопросы для подготовки к олимпиаде по  русскому  языку

        5        класс    ( ключ )

1. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[п р У т]   - прут; пруд;      [ с’ й’ Э с т]   - съест, съезд;     [м O л a т ]  - молот; молод;

2. Составьте слово из звуков.

  [ Ы ], [ р], [ ц], [ к ],  [ у ], [ л’ ] – циркуль;   [ ч’],[А ], [ и], [ к ], [ р’ ], [ п ] – рябчик.

3..Поставьте ударение.

НЕ был, положИть, свЁкла, нефтепровОд, хвОя, облегчИть, позвонЯт, добЫча, срЕдства.

4. Произведите синтаксический разбор.

Холодный  туман  медленно  затоплял  озеро. (пов., невоскл., простое, распр.)        

5. В каких словах есть приставки?

До/верить, домашний, доброта, до/бежать, дорожный, до/красил, дорогой, до/верху, до/брать.

6.Замените словосочетание одним словом с нужным суффиксом.

Любящий мечтать – мечтатель;                       житель Москвы – москвич;

Музыкант, играющий на скрипке – скрипач;

Добрый человек –добряк;            смелый человек – смельчак;

Тот, кто любит шутить – шутник;                   женщина-повар – повариха.

   

7. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Подпишите.

Кто без кисти и белил (сущ.) крыши города белил (глагол)?

Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу (глагол).

Больной (прил.) ребёнок плохо спит. Больной (сущ.) плохо переносит лекарства.

8. Замените фразеологизмы одним словом.

Мозолить глаза –надоедать (постоянным присутствием);

.зарубить на носу – (навсегда) запомнить;

Клевать носом –дремать (сидя или стоя);

витать в облаках – мечтать (пребывать в мечтательном состоянии, не замечая окружающего);

Как снег на голову – внезапно, или  неожиданно;

наговорить с три короба – много.

9. Поставьте, где нужно, мягкий знак.

ПодстеречЬ, у дач, пять тысяч, тягач, ткач, луч, сберечЬ, мелочЬ, лихач,  запрячЬ,

из-за дач, стричЬ,  с круч, кирпич, усач, дочЬ, богач, мяч.



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

5 класс

1. Расставьте ударение в словах.

Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

    [ ы]   [ к ]  [ ц ] [ O ]  [л ]  [п]

    [ и]   [ р’ ]   [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

    [ с’ ]  [й’  ]  [и ] [ м’ ]  [ У ]   [ с’ ]

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный.

 

4. Продолжите предложения:

Морфема – это……………………………………………………………………………..

Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..

Синтаксис – это …………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

5. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

Плачу………………………………………плачу…………………………………………..

Пили……………………………………….пили……………………………………………

Полки……………………………………....полки………………………………………….

Гвоздики………………………………….  гвоздики……………………………………….

7. Определи слово по его лексическому значению.

- водитель автотранспорта - …………………………………………………………………-

- изображение предметов неживой природы - ………………………………………………

- декоративное праздничное освещение - …………………………………………………….

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги - …………………………………………………………………………….

- спустя рукава -……………………………………………………………………………….

- жить душа в душу -……………………………………………………………………………

- за тридевять земель - …………………………………………………………………………

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, ………………………………………………………………………...

Любишь кататься - ……………………………………………………………………………..

Коня узнают по зубам, …………………………………………………………………………

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

     Вскоре  7я  40  о5  сядет за  100л,  блещущий  чи100той.  40и  е2  ухи3лись  пре2рительно приготовить обед, отыскать  вме100  осе3ны  100лько  ус3ц, что пред100ит целый пир.

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

5 класс    ( ключ )

1. Расставьте ударение в словах.

СИлосный, агЕнтство, каталОг, звонИшь, твОрОг, нАскоро, инфинитИв, пролилА, красИвее, вы прАвы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

    [ ы]   [ к ]  [ ц ] [ O ]  [л ]  [п] – циклоп

    [ и]   [ р’ ]   [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина

    [ с’ ]  [й’  ]  [и ] [ м’ ]  [ У ]   [ с’ ] - смеюсь

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Под/дел/к/а, обо/жж/ёт, камен/н/ый, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, вос/ста/ни/е, лимон/н/ый.

 

4. Продолжите предложения:

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство.

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

5. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

ПлАчу от радости;                                     плачУ за покупки

ПИли молоко                                              пилИ доски

ПОлки для книг;                                         танковые полкИ                                                                                                                                                                                                      

Мелкие гвОздики                                       красные  гвоздИки

7. Определи слово по его лексическому значению.

- водитель автотранспорта - шофёр

- изображение предметов неживой природы – натюрморт

- декоративное праздничное освещение – иллюминация  

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги – хоть иголки собирай

- спустя рукава – засучив рукава

- жить душа в душу – как кошка с собакой

- за тридевять земель – в двух шагах

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Коня узнают по зубам, а человека – по делам.

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

     Вскоре  семья  сорок  опять  сядет за  стол,  блещущий  чистотой.  Сороки  едва  ухитрились  предварительно приготовить обед, отыскать  вместо  осетрины  столько  устриц, что предстоит целый пир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Задания к олимпиаде по русскому языку (9-11 класс)

Предложенные 10 заданий отражают все уровни языка - от фонетики до синтаксиса, они направлены на проверку знаний и смекалки школьников....

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку....

вопросы к олимпиаде по русскому языку 6 класс

Вопросы для школьного тура олимпиады по русскому языку 6 класс...

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Примерные материалы для подготовки к Олимпиаде по русскому языку в 5 классе...

Задания к Олимпиаде по русскому языку в 6 классе

Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 6 классе...