Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_po_morfologii_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.
1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:
полотенце, ясли, русло, консервы, простыни, чулки, осетин, ампер.
1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:
песня, песнь, кочерга, мандарины, копна, ботинки, носки, няня.
2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
1) Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.
2) Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то.
3) «Тьфу, пропасть! – говорит она.- И тот дурак, кто слушает людских всех врак».
4) Почта была доставлена водным путём.
5) Разногласия были устранены путём переговоров.
6) И слова-то путём не умеет молвить.
2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
1) Помещение полно народу.
2) Полно, хватит так горевать – слезами горю не поможешь.
3) Эта вещь устроена очень просто.
4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.
5) Жарко, печка натопила избу, и было как в бане.
6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
2. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.
2) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!
3) Такое воздействие возможно.
4) Пожалуй мне немного деньжат до завтра.
5) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.
6) В течение XX века не прекращались войны.
2. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) Здесь было ещё просторнее, ещё синее небо над головой, ещё ярче блестело солнце.
2) Спустя год рана зажила.
3) Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем.
4) У старинушки три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк,
младший вовсе был дурак.
- Одни любят поэзию, а другие – прозу.
- Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.
1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:
полотенце, ясли, русло, консервы, простыни, чулки, осетин, ампер.
( полотенец, яслей, русел и русл, консервов, простынь и простыней, чулок, осетин, ампер).
1. Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа:
песня, песнь, кочерга, мандарины, копна, ботинки, носки, няня.
(песен, песней, кочерёг, мандаринов, копён, ботинок, носков, нянь).
2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
1) Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки.
2) Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то.
3) «Тьфу, пропасть! – говорит она.- И тот дурак, кто слушает людских всех врак».
4) Почта была доставлена водным путём.
5) Разногласия были устранены путём переговоров.
6) И слова-то путём не умеет молвить.
(1-сущ., 2-нар.+числ., 3-межд., 4-сущ., 5-предлог, 6-наречие).
2. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
1) Помещение полно народу.
2) Полно, хватит так горевать – слезами горю не поможешь.
3) Эта вещь устроена очень просто.
4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.
5) Жарко, печка натопила избу, и было как в бане.
6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
(1-крат. прил., 2-междомет., 3 наречие, 4-частица, 5-катег.сост., 6-наречие).
2. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.
2) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!
3) Такое воздействие возможно.
4) Пожалуй мне немного деньжат до завтра.
5) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.
6) В течение XX века не прекращались войны.
(1-мест., 2-частица, 3-имя прил., 4-глагол, 5-союз, 6-произв.предл.).
2. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) Здесь было ещё просторнее, ещё синее небо над головой, ещё ярче блестело солнце.
2) Спустя год рана зажила.
3) Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем.
4) У старинушки три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк,
младший вовсе был дурак.
- Одни любят поэзию, а другие – прозу.
- Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
(синее- прил., спустя- предлог, всё- частица, старший, младший- прил., одни- мест., досуг- наречие).
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
судья, скряга, сани, Хельсинки, мадам, сирокко, стремя, пресс-клуб, невежда, врач, евро, вуз, мисс.
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
сирень, физиолог, панель, ралли, авеню, кафе, тюль, шампунь, рельс, чернила, эсперанто, какаду, «Таймс».
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
пушту (язык), мозоль, детвора, галифе, штаб-квартира, молока, зубрила, профессор, племя, старейшина, сулугуни, цеце, Сочи.
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
бюллетень, кашне, скульптор, кофе, вуаль, кенгуру, рантье, монисто, мочало, атташе, Миссисипи, иваси, брюки.
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей).
2) Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты, четырёх сирот, четверых сирот).
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) В семье было (три сына, трое сыновей).
2) На (обеих, обоих) берегах реки раскинулись поля.
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя, троими) приедет мать.
2) На занятиях не было (обоих, обеих) сестёр.
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) Парохода ждали только (четверо женщин, четыре женщины).
2) При больном неотлучно находились (три слуги, трое слуг).
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
судья (м.р.), скряга (общ.), сани (нет), Хельсинки (м.р.), мадам (ж.р.), сирокко (м.р.), стремя (ср.р), пресс-клуб (м.р.), невежда (общ.), врач (м.р.), евро (м.р.). вуз (м.р.), мисс(ж.р.)
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
сирень (ж.р.), физиолог (м.р.), панель (ж.р.), ралли (ср.р.), авеню (ж.р.), кафе (ср.р.), тюль (м.р.), шампунь (м.р.), рельс (м.р.), чернила (нет), эсперанто (м.р.), какаду (м.р.), «Таймс» (ж.р.).
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
пушту (язык) (м.р.), мозоль (ж.р.), детвора (ж.р.), галифе (ср.р.), штаб-квартира (ж.р.), молока (ж.р.) зубрила (общ.), профессор (м.р.), племя (ср.р.), старейшина (м.р.), сулугуни (м.р.), цеце (ж.р.) Сочи (м.р.).
3. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
бюллетень (м.р.), кашне (ср.р.), скульптор (м.р.), кофе (м.р.), вуаль (ж.р.), кенгуру (м.р.), рантье (м.р.), монисто (ср.р.), мочало, (ср.р.), атташе (м.р.), Миссисипи (ж.р.), иваси (ж.р.), брюки (нет).
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей).
2) Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты, четырёх сирот, четверых сирот).
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) В семье было (три сына, трое сыновей).
2) На (обеих, обоих) берегах реки раскинулись поля.
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя, троими) приедет мать.
2) На занятиях не было (обоих, обеих) сестёр.
4. Выберите правильный вариант из данных в скобках.
1) Парохода ждали только (четверо женщин, четыре женщины).
2) При больном неотлучно находились (три слуги, трое слуг).
- Подготовьте краткую речь на тему: «Я оказался в пустыне». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Подготовьте краткую речь на тему: « Интересная книга». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Подготовьте краткую речь на тему: «Дорога в школу». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Подготовьте краткую речь на тему: « Красивая одежда». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Образуйте, где возможно, деепричастия несовершенного вида от следующих глаголов: печь, писать, зябнуть, дать, ковать, пить, брать.
- Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.
- От каких слов можно образовать формы множественного числа? Образуйте их.
Дно графина, дно (моря), горе, кочерга, лапша, пшено.
- Подготовьте краткую речь на тему: «Я оказался в пустыне». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Подготовьте краткую речь на тему: « Интересная книга». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Подготовьте краткую речь на тему: «Дорога в школу». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Подготовьте краткую речь на тему: « Красивая одежда». Постарайтесь сделать её как можно ярче, образнее. Используйте приём персонификации (олицетворения), наделите неодушевлённые предметы и явления свойствами живого.
- Образуйте, где возможно, деепричастия несовершенного вида от следующих глаголов: печь, писать, зябнуть, дать, ковать, пить, брать.
(Куя, беря. От остальных нельзя.)
- Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.
(Из пяти букв. Полное причастие может состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия -2 буквы, самый короткий суффикс –т-. Он может образовать причастия от глаголов с двубуквенным корнем, например мытый, мятый, жатый, битый).
- От каких слов можно образовать формы множественного числа? Образуйте их.
Дно графина, дно (моря), горе, кочерга, лапша, пшено.
(Дно графина –донья, горе –горести, кочерга –кочерги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тест по теме " Морфология"
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку состоит из 25 заданий по теме "Морфология"....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку по теме "Морфология"
Лекции по теме "Морфология" для подготовки к олимпиаде по русскому языку. Материал может быть использован для самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде, а также к ОГЭ и ЕГЭ...
вопросы к олимпиаде по русскому языку 6 класс
Вопросы для школьного тура олимпиады по русскому языку 6 класс...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...