Создание и репродукция текста
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Кириенко Елена Геннадьевна

Репродукция и текстопорождение - особые виды учебной деятельности,предполагающие осмысление цели и основных этапов смыслового и языкового анализа исходного текста,создания авторского текста,поэтому методологическоой основой элективног курса является теория деятельности.,включающая понятие содержательного общения, связанного с формированием способа деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reprodukciya_teksta.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                 Программа элективного курса

                       «Репродукция и создание текста»

        

                                                                   Учитель русского языка и    

                                                                                                                    литературы

                                                                                                                                                Кириенко Е.Г.

        

                                                                   Пояснительная записка

Актуальность элективного курса для старшей ступени обучения «Репродукция и Создание авторского текста» обусловлена прежде всего необходимостью дальнейшего формирования навыков репродукции, лингвистического анализа  и порождения текста . Развитие способности текстопорождения невозможно без систематизации знаний, связанных с лексикой, синтаксисом, стилистикой, текстологией (понятие текста, структуры текста, жанров  авторского текста, приемов создания текста), именно поэтому программу элективного курса можно рассматривать как синтезирующую основные лингвистические  умения и навыки школьников.

        Репродукция и текстопорождение – особые виды учебной деятельности, предполагающие осмысление цели и основных этапов смыслового и языкового анализа исходного текста, создания авторского текста, поэтому методологической основой элективного курса является теория деятельности, включающая понятие содержательного обобщения, связанного с формированием способа деятельности. Все темы курса строятся с учетом постепенного развития необходимых навыков репродукции и текстопорождения: смысловой и языковой анализ ,обдумывание темы ,создание структуры авторского текста, отбор языковых средств, овладения различными приемами создания связного текста в зависимости от цели автора ,редактирование.За  счет включения школьников в активную исследовательскую и авторскую деятельность повысится  эффективность освоения этих навыков.

     Основная цель элективного курса – системное и осознанное овладение навыками репродукции и создания текста.  Элективный курс призван решить следующие задачи:

        - Систематизация знаний по текстологии(текст, его смысловые типы, стили, структура, языковые средства, способы связи предложений в тексте)

        - Создание алгоритмов, связанных с процессом создания авторского текста определенного смыслового типа и стиля;

        - Системное развитие и совершенствование навыков текстопорождения;

        - Системное развитие навыков репродукции текста;

В ходе реализации программы элективного курса учащиеся должны знать: 

        - Содержательные, структурные и языковые особенности текстов различных смысловых типов и стилей;

        - Цели и содержание основных этапов создания авторского текста;

        - Приемы создания связного текста;

        - Средства выразительности языка, их функциональность.

Учащиеся должны уметь:

        - Применять на практике теоретические знания, связанные с основными смысловыми  типами и стилями текста;

                        - Выявлять основные авторские идеи и языковые средства выразительности (смысловой и языковой анализ исходного текста)

          - Использовать средства языковой выразительности  в процессе создания авторских текстов;

          - Структурировать текст;

           - Использовать на практике различные приемы создания связного текста;

           - Редактировать написанное.

Элективный курс рассчитан на 30 часов.

                                       Тематический план курса

Название разделов и тем

Кол-во часов

Формы и виды учебной деятельности

Планируемый результат

1

Раздел первый.                         Теория текста. Понятие текста и основных смысловых типов текста.

2

1

Лекция учителя, систематизация основных смысловых типов текста, выявление в наблюдении над текстами основных особенностей каждого типа.

Модель «Публицистический текст как смысловая и языковая система»,

Модель «Художественный текст как эстетическая система», модель  «Смысловые типы текста».

2

Стили литературного языка.                                         Уроки мастерства.

1

2

Наблюдение над текстами различных стилей, систематизация особенностей каждого стиля в зависимости от сферы употребления, структуры и языковых средств.

Модель «Стили литературного языка».

3

Раздел второй.                         Репродукция текста. 

                     Смысловой анализ текста.

7

2

Тренировочные упражнения, связанные с развитием умения определять основные проблемы текста, а также основные мысли автора.

Понятие смыслового анализа исходного текста.   Совершенствование умений определения основных авторских идей в связи с заявленной в тексте проблемой и темой.

4

Тезис и аргументы.

1

Лекция учителя, тренировочные упражнения, связанные с умением определять различные варианты авторских аргументов.

Совершенствование умений выявлять  взаимосвязь тезиса и аргументов.

5

Языковые средства выразительности .                   Уроки мастерства.    

1

2

Исследовательские задания, цель которых -  систематизация знаний, связанных с выразительными средствами языка ,наблюдение над их функциональностью в тексте.

Модель «Функции основных изобразительно-выразительных средств языка».

6

Языковой анализ текста.        Уроки мастерства.

6

Тренировочные упражнения ,связанные с определением функциональности  языковых средств выразительности .

Совершенствование навыков языкового анализа исходного текста.

7

Раздел третий.                          Создание текста.

Уроки мастерства

7

2

Исследование основных целей, содержания, структурных и языковых особенностей авторского текста на примере анализа текстов-образцов.

Алгоритмы»Основные этапы создания авторского текста»     Модель структуры текста сочинения-рассуждения к части С ЕГЭ.

8

Цель, тема, проблема, поднятая в тексте, структура текста.

1

Творческие упражнения , связанные с осмыслением цели , темы, проблемы и структуры авторских текстов.

Совершенствование навыков осмысления цели, темы, и создания структуры авторского текста.

9

Приемы создания связного текста

3

Творческие упражнения, связанные с деятельностью текстопорождения

Совершенствование приемов создания связного текста.

10

Диалог с автором  текста

1

Творческие упражнения письменного диалога с автором текста.

Совершенствование умения выражения собственного мнения в связи с основной проблемой исходного текста части С ЕГЭ.

11

Целостность текста

1

Творческие упражнения, связанные с созданием целостного текста. Систематизация знаний о структурной и языковой целостности текста.

Совершенствование навыков достижения структурной и языковой целостности текста , обусловленных его целью и содержанием.

12

Раздел четвертый.                   Редактирование текста.

1

Творческие упражнения, связанные с редактированием текста,совершенствованием написанного . Навыки  само- и взаиморецензии.

Совершенствование навыков редактирование текста.

                                                                    Содержание курса

Раздел первый .Теория текста. Понятие текста, основных признаков текста, цельность, выраженность , отграниченность, связность, грамматическая  и смысловая целостность, упорядоченность(структурность), содержательность. Способы связи предложений в тексте (грамматическая связь, смысловая связь). Стили литературного языка (сфера употребления, специфика языковых средств). Выявление в реальных текстах основных особенностей определенного типа и стиля.

Раздел второй. Репродукция текста. Тема, проблема и основная мысль текста. Тезис и аргументы.  Виды аргументов.  Систематизация основных изобразительно-выразительных средств языка в зависимости от их функционирования в текстах различных типов и стилей. Языковой анализ текста: цель, содержание, функциональный подход.

Раздел третий. Создание текста. Обусловленность содержания, структуры и языковых средств текста его целью, смысловым типом и стилем. Систематизация приемов структурирования текста и применение их на практике. Текстопорождающие упражнения, развивающие навыки создания связного текста («спор с воображаемым оппонентом»,»от тезиса к разнообразию аргументов»,ищу парадокс», «языковое богатство» и так далее).

Раздел четвертый. Редактирование текста. Приемы само- и взаиморецензии.Редактирование текста: его цель, содержание, приемы.

                 Литература

1.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных  науках. Опыт философского анализа// Русская словесность.М.,1997

2.ВласенковА.И.,Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.  Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов.

3.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности  Учебное пособие для 10-11 классов М.; Просвещение 1997.

4.Капленко В.Н. Аспекты лингвистического анализа поэтического текста. Учебное пособие.Ектеринбург,2001.

5.Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. Методическое пособие.

6.Львова С.И. Уроки словесности.5-9 класс Учебно-методическое пособие .

7.Петров А.В. Текстопорождение: образовательный эффект погружения в совместную деятельность.

8.Служевская Т.Л. Уроки русской словесности .Практикум по культуре речи. СПб,1997.

9.ТрошеваТ.Б. Русский язык: система подготовки к ЕГЭ. Пермь,2004

10.ТрошеваТ.Б. Сочинение-рассуждение. Пермь,2004.