Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_elektiv.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Цель: Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Оборудование: памятки, материалы для собеседования.

Класс делится на 3 группы. Назначаются эксперты.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на занятии, думаю, что нам сегодня будет вместе интересно.

- Вряд ли кто из вас станет отрицать, что говорить правильно, образно очень важно, ведь по речи человека можно судить не только о его интеллектуальном уровне, но и о духовном и нравственном развитии. Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина богатыри возвратились домой и обнаружили там заблудившуюся гостью? Как они определили, кто эта незнакомка?

- «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».

- Именно поэтому каждому необходимо научиться ясно и грамматически правильно говорить, выражая свои эмоции различными интонационными средствами, грамотно и понятно излагать свои мысли, свободно общаться с окружающими. Это важно для вашей будущей жизни, ведь способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми поможет и в карьере, и в личной жизни. Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться выстраивать устное высказывание в зависимости от целей высказывания, в соответствии с определённым типом речи, будем учиться вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения.

  1. Чтение.

- А начнём мы сегодня с вами, ребята, с задания на чтение текста. У вас на столе карточка с заданием номер один. Похожее задание у вас будет на собеседовании в феврале. Я предлагаю вам ознакомиться с текстом. У вас две минуты.

Учащиеся читают текст про себя.

- А теперь давайте вспомним, о чем мы должны помнить, читая текст?

- Умение выдерживать паузы, делать логические ударения, передающие замысел автора, выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски, чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

- Какие трудности вы испытывали, читая этот текст?

- Чтение имён собственных, числительных.

- А сейчас мы прослушаем, как нужно примерно прочитать данный текст на собеседовании, чтобы интонация соответствовала пунктуационному оформлению, а темп речи коммуникативной задаче.

Слушание фонограммы.

  1. Пересказ текста.

- Следующим заданием на устном собеседовании у вас будет пересказ текста с включением в него приведённого высказывания. Я вам предлагаю прослушать пересказ прочитанного текста и побывать всем в роли экспертов. У вас на столе лежат для каждого листочки с критериями оценивания пересказа текста, потом вы обсудите в группе и расскажите о результате вашей оценки пересказа. Баллы стараемся выставлять во время прослушивания.

Учащиеся слушают, оценивают, обсуждают, выставляют свои баллы, потом делают свои замечания по поводу пересказа.

- Почему поставили такие баллы? Какие ошибки заметили?

- А где вы бы определили место высказывания?

  1. Монологическое высказывание, диалог.

- Дальше, ребята, я предлагаю вам поработать над составлением монологического высказывания, а затем принять участие в диалоге. Эксперты внутри групп распределяют задания, учитывая пожелания ребят. Кто будет отвечать, потом определим по жребию. В диалоге примет эксперт другой группы. Готовимся к высказыванию 1 минуту. Эксперты раздайте ребятам задание, приготовьтесь выслушать их, оценить по критериям.

Выслушивание монологических высказываний по группам, учитель задаёт вопросы, эксперты оценивают работы, говорят о результатах.

  1. Рефлексия.

- Это были последние задания на сегодняшнем занятии.

- Было ли оно полезным? Чему учились? Какое задание показалось самым трудным? Сложно ли было выступать в роли эксперта?

- Учились создавать высказывание, грамотно выстраивать монологи, вступать в диалог с собеседником, соблюдая правила и нормы общения, оценивать чужие ответы.

- Я думаю, что всё это поможет вам не только подготовиться к успешной сдаче устного экзамена по русскому языку, но и вы теперь сможете искуснее владеть устной речью.

Распределение на группы.

1 группа.

  1. Бритоусова Яна – эксперт
  2. Винокурова Виктория
  3. Повареха Полина
  4. Рубцова Тамара

2 группа.

  1. Гавриш Екатерина – эксперт
  2. Хирная Дарья
  3. Смирнов Матвей
  4. Трушин Олег

3 группа.

  1. Рыженкова Екатерина – эксперт
  2. Шагиев Владислав
  3. Баранова Виктория
  4. Чернышов Илья

Памятки.

  1. Правила выразительного чтения.

1. Скорость чтения – примерно 120 слов в минуту.

2. Чётко проговаривайте слова, окончания слов, правильно ставьте ударение.

  1. Выделите графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделяйте их логически (интонацией, голосом.).
  2. Обязательно соблюдайте паузы после каждого предложения.
  3. После абзаца пауза должна быть более длительной.

  1. Правила пересказа текста.

1. Перечитываю про себя произведение.

2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.

3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.

4. Составляю план текста к каждому абзацу.

5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.

6. Составляю рассказ (мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Пересказываю, пользуясь своими записями.

Образцы введения цитаты.

1) Предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

2) Предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».

3) Предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

3. Описание фотографии.

1. Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.

2. Составьте предложения на предложенную тему.

3. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).

4. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

5. Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.

Составьте описание фотографии по опорным словам.

  1. Схема построения повествовательного текста.
  1. Сообщить о действующем лице или лицах.
  2. Охарактеризовать место и время события. (Когда и где это произошло?)
  3. Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей. (Кто участвовал? Что важного было в этом событии?)
  4. Указать на итог действия и завершить повествование. Сделать вывод. (Как к событию отнеслись вы и другие его участники?)

  1. Схема построения текста-рассуждения.

Определите, все ли понятно в предложенном вопросе, потом действуйте в соответствии со структурой рассуждения:

  1. сформулируйте тезис (мысль для обоснования), 2) подберите доказательства (подходящие примеры), 3) сделайте вывод. В ответе используйте вводные конструкции: «я думаю», «мне кажется», «я уверен», «возможно», «по-видимому», «следовательно» и другие.

  1. Участие в диалоге. Алгоритм выполнения.
  1. Выслушайте вопрос.
  2. Определите ключевое слово вопроса.
  3. Исключите односложный ответ. Сформулируйте развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения. Не забывайте вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие).

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

Баллы

Баллы эксперта

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна и более микротем.

0

П2

Соблюдение фактологической точности  при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

1

Допущены фактические ошибки (одна и более)

0

П3

Работа с высказыванием

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,

или

приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.

0

П4

Способы цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и больше)

0

Максимальное количество баллов за всё задание

4

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущена грамматическая ошибка (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено  не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

допущено не более  двух речевых ошибок.

1

Допущены речевые ошибки (две и более)

0

Иск.

Искажения слов

Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одна и более)

0

Максимальное количество баллов

4

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"

Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ....

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...