Категория состояния
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Бессчастнова Светлана Николаевна

урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx286.52 КБ
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_kategoriya_sostoyaniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка В 7 КЛАССЕ Тема: Категория состояния как часть речи. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 20» Бессчастнова С.Н.

Слайд 2

Словарная работа Ф… гурист , ч… мпион , сп …р…смен, д… монстрировать , м… нимальный , ком… ентировать , р… портаж , … рена , с…гнал, тр… диция , хок …ей, ма …ч, вр … атарь , к… манда , экспрес …, тен … ис .

Слайд 3

Цель урока: 1. Дать представление о словах категории состояния, их отличия от наречий. 2. Развивать орфографическую зоркость. 3. Воспитать любовь к слову, русскому языку.

Слайд 4

Явления природы, состояние окружающей среды или человека могут описываться как независящие от действия каких – либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в русском языке специальные средства выражения.

Слайд 5

Постарайтесь назвать одним словом состояние природы, человека на следующих картинах

Слайд 6

Бывают дни: повеет теплым ветром, Проглянет солнце ярко… Сияет наше ласковое небо. И.Бунин « В степи » Шар луны под звездным абажуром Озарял уснувший городок Э. Асадов «Трусиха»

Слайд 7

Глубоко вдохните и вы почувствуете … « Я живу в Севастополе. В бухте Омега, Там, где волны веселые, как дельфины. На рассвете, устав от игры и бега, Чуть качаясь, на солнышке греют спины…» Э. Асадов «Дума о Севастополе » МОРЕ…

Слайд 8

Весело Грустно ТЕМНО СВЕТЛО В переулках пахнет морем. В лесу легко дышится. Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи – категорию состояния .

Слайд 9

Сравнительная характеристика слов категории состояния Слова категории состояния не изменяются так же, как и наречия В предложении в отличии от наречий синтаксически независимы Слова категории состояния в отличии от наречий могут сочетаться ТОЛЬКО с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них. Утро великолепное, в воздухе прохладно ------------------------------------------------------- Мне было прохладно, пришлось идти домой.

Слайд 10

Работа с учебником чтение параграфа 45 учебника Задание с. 125 (письменно) Упр. 275, 277, 276 тест

Слайд 11

Тест НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. УСТРАНИТЕ ИХ. а) В лесах было холодно, тихо. _______ _____ ______ _____ б ) Тихо и сонно было холодно в этот час в деревне. в) Утро великолепное, в воздухе прохладно. г) Встретили нас почему – то очень прохладно. ----------------------------------------------------------- д ) Мне было прохладно, пришлось идти домой.

Слайд 12

Домашнее задание & 45 упр.279



Предварительный просмотр:

План – конспект

урока русского языка в 7 классе

Тема: Категория состояния как часть речи.

Цель:  научить различать  слова категории состояния и наречия; уметь применять знания на практике; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.

Тип урока. Изучение новой темы.

Форма урока. Комбинированный.

Задачи: 1. Дать представление  о словах категории состояния, их отличия от наречий  

                 при изучении  поэтических форм, использовании разговорной речи,

                 описании  произведений искусства…

     2. Развивать орфографическую зоркость через словарную работу, при  работе

        с текстами.

    3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие   значения                                         слова.  

Оборудование:

        а) Литература: 

  1. Асадов Э.А.  У любви не  бывает разлук: Стихотворения. – М. : Эксмо, 2007
  2.  Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: К учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  3. Золотой век: Поэты пушкинской поры. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.
  4. Книгина М. П. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
  5. Учебник: Русский язык: Учеб.  для  7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2007.

        б) Фотографии из архива учителя о природе, людях.

 

Ход урока:

  1.       Организационный  момент.
  2. Словарная работа, с  использованием ИКТ (один учащийся работает  у компьютера или интерактивной  доски), с последующей демонстрацией выполненного задания.  (Слайд 2)

Ф…гурист, ч…мпион, сп…р…смен, д…монстрировать, м…нимальный, ком…ентировать, р…портаж, …рена, с…гнал, тр…диция, хок…ей, ма…ч, вр…атарь, к…манда, экспрес…, тен…ис.

  1. (Слайд 3).  Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. 
  1. (Слайд 4). Явления природы, состояние  окружающей среды или человека  могут описываться  как независящие от действия каких – либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в русском языке  специальные средства выражения.  
  2. Внимательно посмотрите на следующие картины и попробуйте одним словом назвать состояние  природы, человека.  (Показ слайдов 5 – 7).

Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок…

                                     Э. Асадов «Трусиха»                

                                               Бывают дни: повеет  теплым ветром,

                                                               Проглянет солнце ярко…

                                                               Сияет наше ласковое небо.

И.Бунин « В степи» 

Закройте глаза, и представьте, что вы находитесь на берегу моря, дует лёгкий бриз, бьются о камни волны…

Глубоко вдохните  и вы почувствуете…

                                                       Я живу в Севастополе. В  бухте Омега,

            Там, где волны веселые, как дельфины.

      На рассвете, устав от игры и бега,

                                                                 Чуть качаясь, на солнышке греют спины…                                                             Э.Асадов  «Дума  о   Севастополе»

Выводы учащихся:  весело, грустно, светло, темно, пахнет  морем.

( слайд  8)   Весело                              Грустно

ТЕМНО                                              СВЕТЛО

    В переулках пахнет морем.  В лесу легко дышится.

         

  1. Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи – категорию состояния. (Слайд 9)


        Слова категории состояния
не изменяются так же, как и наречия.

        В предложении в отличие от наречий  синтаксически  независимы.

        Слова категории состояния в отличие от наречий могут  сочетаться  ТОЛЬКО  с глаголами  быть, становиться, делаться или употребляться без них.

Утро великолепное, в воздухе прохладно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Мне было прохладно, пришлось идти домой.

        

  1. Закрепление.

А). Работа с учебником.

Б). Тест

В). Закрепление основных понятий.

А). Чтение параграфа  45 учебника.

  1. Задание  с. 125        (письменно).
  1. Упр. 275, 277, 276.

Б). Тест  (слайд 11).

   

НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. УСТРАНИТЕ ИХ.

а) В лесах было холодно, тихо.                                                                                                       

б) Тихо  и сонно было холодно в этот час в деревне.

в) Утро великолепное, в воздухе прохладно.

г) Встретили нас почему – то очень прохладно.                                                                                                                                                                                    

д) Мне было прохладно, пришлось идти домой.

В). Категория состояния: не изменяется, синтаксически не зависима, может сочетаться только с глаголами  быть, становиться, делаться или употребляться без них.

IV. Подведение  итогов урока. 

  1. Домашнее  задание:

1.  & 45,   упр. 279,

      2. выделить в любом поэтическом произведении слова категории

         состояния.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Конспект урока. Тема: "Категория состояния"

Уроки по теме "Категория состояния". Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль....

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...

Слова категории состояния

Конспект урока русского языка  . 7класс. УМК под редакцией Ладыженской.Слова категории состояния....

Разработка урока по теме "Наречие. Категория состояния"

Разработка к уроку -обобщению. Традиционная форма проведения....

Категория состояния 7 класс

Открытый урок для конкурса "Учитель года" (муниципальный этап)....