Категория состояния
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
урок русского языка в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.pptx | 286.52 КБ |
plan_-_konspekt_uroka_kategoriya_sostoyaniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа Ф… гурист , ч… мпион , сп …р…смен, д… монстрировать , м… нимальный , ком… ентировать , р… портаж , … рена , с…гнал, тр… диция , хок …ей, ма …ч, вр … атарь , к… манда , экспрес …, тен … ис .
Цель урока: 1. Дать представление о словах категории состояния, их отличия от наречий. 2. Развивать орфографическую зоркость. 3. Воспитать любовь к слову, русскому языку.
Явления природы, состояние окружающей среды или человека могут описываться как независящие от действия каких – либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в русском языке специальные средства выражения.
Постарайтесь назвать одним словом состояние природы, человека на следующих картинах
Бывают дни: повеет теплым ветром, Проглянет солнце ярко… Сияет наше ласковое небо. И.Бунин « В степи » Шар луны под звездным абажуром Озарял уснувший городок Э. Асадов «Трусиха»
Глубоко вдохните и вы почувствуете … « Я живу в Севастополе. В бухте Омега, Там, где волны веселые, как дельфины. На рассвете, устав от игры и бега, Чуть качаясь, на солнышке греют спины…» Э. Асадов «Дума о Севастополе » МОРЕ…
Весело Грустно ТЕМНО СВЕТЛО В переулках пахнет морем. В лесу легко дышится. Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи – категорию состояния .
Сравнительная характеристика слов категории состояния Слова категории состояния не изменяются так же, как и наречия В предложении в отличии от наречий синтаксически независимы Слова категории состояния в отличии от наречий могут сочетаться ТОЛЬКО с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них. Утро великолепное, в воздухе прохладно ------------------------------------------------------- Мне было прохладно, пришлось идти домой.
Работа с учебником чтение параграфа 45 учебника Задание с. 125 (письменно) Упр. 275, 277, 276 тест
Тест НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. УСТРАНИТЕ ИХ. а) В лесах было холодно, тихо. _______ _____ ______ _____ б ) Тихо и сонно было холодно в этот час в деревне. в) Утро великолепное, в воздухе прохладно. г) Встретили нас почему – то очень прохладно. ----------------------------------------------------------- д ) Мне было прохладно, пришлось идти домой.
Домашнее задание & 45 упр.279
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока русского языка в 7 классе
Тема: Категория состояния как часть речи.
Цель: научить различать слова категории состояния и наречия; уметь применять знания на практике; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.
Тип урока. Изучение новой темы.
Форма урока. Комбинированный.
Задачи: 1. Дать представление о словах категории состояния, их отличия от наречий
при изучении поэтических форм, использовании разговорной речи,
описании произведений искусства…
2. Развивать орфографическую зоркость через словарную работу, при работе
с текстами.
3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.
Оборудование:
а) Литература:
- Асадов Э.А. У любви не бывает разлук: Стихотворения. – М. : Эксмо, 2007
- Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: К учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Золотой век: Поэты пушкинской поры. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.
- Книгина М. П. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
- Учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2007.
б) Фотографии из архива учителя о природе, людях.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Словарная работа, с использованием ИКТ (один учащийся работает у компьютера или интерактивной доски), с последующей демонстрацией выполненного задания. (Слайд 2)
Ф…гурист, ч…мпион, сп…р…смен, д…монстрировать, м…нимальный, ком…ентировать, р…портаж, …рена, с…гнал, тр…диция, хок…ей, ма…ч, вр…атарь, к…манда, экспрес…, тен…ис.
- (Слайд 3). Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала.
- (Слайд 4). Явления природы, состояние окружающей среды или человека могут описываться как независящие от действия каких – либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в русском языке специальные средства выражения.
- Внимательно посмотрите на следующие картины и попробуйте одним словом назвать состояние природы, человека. (Показ слайдов 5 – 7).
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок…
Э. Асадов «Трусиха»
Бывают дни: повеет теплым ветром,
Проглянет солнце ярко…
Сияет наше ласковое небо.
И.Бунин « В степи»
Закройте глаза, и представьте, что вы находитесь на берегу моря, дует лёгкий бриз, бьются о камни волны…
Глубоко вдохните и вы почувствуете…
Я живу в Севастополе. В бухте Омега,
Там, где волны веселые, как дельфины.
На рассвете, устав от игры и бега,
Чуть качаясь, на солнышке греют спины… Э.Асадов «Дума о Севастополе»
Выводы учащихся: весело, грустно, светло, темно, пахнет морем.
( слайд 8) Весело Грустно
ТЕМНО СВЕТЛО
В переулках пахнет морем. В лесу легко дышится.
- Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи – категорию состояния. (Слайд 9)
Слова категории состояния не изменяются так же, как и наречия.
В предложении в отличие от наречий синтаксически независимы.
Слова категории состояния в отличие от наречий могут сочетаться ТОЛЬКО с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них.
Утро великолепное, в воздухе прохладно.
Мне было прохладно, пришлось идти домой.
- Закрепление.
А). Работа с учебником.
Б). Тест
В). Закрепление основных понятий.
А). Чтение параграфа 45 учебника.
- Задание с. 125 (письменно).
- Упр. 275, 277, 276.
Б). Тест (слайд 11).
НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. УСТРАНИТЕ ИХ.
а) В лесах было холодно, тихо.
б) Тихо и сонно было холодно в этот час в деревне.
в) Утро великолепное, в воздухе прохладно.
г) Встретили нас почему – то очень прохладно.
д) Мне было прохладно, пришлось идти домой.
В). Категория состояния: не изменяется, синтаксически не зависима, может сочетаться только с глаголами быть, становиться, делаться или употребляться без них.
IV. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание:
1. & 45, упр. 279,
2. выделить в любом поэтическом произведении слова категории
состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Конспект урока. Тема: "Категория состояния"
Уроки по теме "Категория состояния". Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль....
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...
Слова категории состояния
Конспект урока русского языка . 7класс. УМК под редакцией Ладыженской.Слова категории состояния....
Разработка урока по теме "Наречие. Категория состояния"
Разработка к уроку -обобщению. Традиционная форма проведения....
Категория состояния 7 класс
Открытый урок для конкурса "Учитель года" (муниципальный этап)....