Строение текста. Стили речи.
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) на тему

Бессчастнова Светлана Николаевна

урок усского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_stroenie_teksta.pptx2.87 МБ
Файл konspekt_uroka.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе. Учитель : Бессчастнова С.Н . МОУ «Средняя школа № 20» г. Балаково Строение текста. Стили речи.

Слайд 2

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова. А.Яшин

Слайд 3

Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы). ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания). Тема ( о чем этот текст?). Основная мысль, идея ( в чем нас убеждает? ). Делимость на смысловые части: НАЧАЛО ( то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части) , КОНЕЦ ( последняя смысловая часть ). Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея). Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа). Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический). Задание: выполнить Упр. 45 из учебник русского языка С.Г.Бархударов (устно).

Слайд 4

СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: Описание Повествование Рассуждение завязка кульминация развязка тезис доказательство вывод Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте. Задание: Выполнить Упр.48 (устно), 53 (письменно).

Слайд 5

В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д. Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. А. Блок Д 1 – Н 1 Д 2 – Н 2 Д 3 – Н 3

Слайд 6

Укажите новое во втором предложении. Что такое счастье? Соучастие В добрых человеческих делах. Н.Н.Асеева По аналогии с данным примером составьте вопрос; ответьте на него неполным предложением, представляющее собой только новое.

Слайд 7

В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении . . . . . Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое- Это наше горе, Родина. Правда твоя – Это наша правда, Родина. Слава твоя – Это наша слава, Родина! Р.И.Рождественский «Реквием»

Слайд 8

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой , одинаковую концовку – эпифоровой . Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .

Слайд 9

Лексические средства связи предложений в тексте

Слайд 10

Морфологические средства связи предложений в тексте

Слайд 11

Синтаксические средства сравнения: приложение сравнительный оборот

Слайд 12

Самостоятельная работа с текстом (прилагается). Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.

Слайд 13

Домашнее задание: п. 6 упр. 57.



Предварительный просмотр:

План – конспект

урока русского языка в 8 классе.

Учитель Бессчастнова С.Н.

Тема: Стили речи. Строение текста.

Цель:  Научить различать связь слов между предложениями; повторить знания  о  признаках текста, средствах связи предложений в тексте; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.

Тип урока. Развитие речи.

Форма урока. Изучение нового материала.

Задачи: 1. Дать представление  о  связях слов между предложениями.

     2. Отработать на практике умение учащихся находить признаки текста,  определять средства связи.

    3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие   значения     слова.  

Оборудование:

        а) Литература: 

  1. Учебник: Русский язык: Учеб.  для  8 кл. общеобразоват. учреждений/ С. Г. Бархударов, М.: Просвещение, 2007.

        б) Фотографии из архива учителя.

             в) Карточки с текстом для анализа.

 

Ход урока:

  1.       Организационный  момент.
  2. Чтение учителем эпиграфа к уроку.  (Слайд 2)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще

Совесть,

Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких  бы мы бед избежали.

И это не просто слова.

                                               А.Яшин

  1.  (Слайд 3).  Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. 

-  Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы).  

1) Вспомните,  какие признаки текста вы уже знаете? (Заглавие, тема, основная мысль, идея).

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

  1. Заглавие (зависит от содержания).
  2. Тема (о чем этот текст?).        
  3. Основная мысль, идея (в чем нас убеждает?).
  4. Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть).
  5.  Смысловая и структурная  связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).
  6.  Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).
  7.  Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).

2)  Анализ примеров из  упр. 45 учебника  русского языка  С.Г. Бархударов (устно).

3) Дайте характеристику каждому стилю, назовите  стилистические особенности. (Слайд 4.)

 - Анализ примеров из  упр.48 (устно), 53 (письменно).

4)   Обратить внимание учащихся

1. В текстах с цепной связью  предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д.
        Например: Наша память хранит с малолетства  веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук  наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.
                                                                                                       А. Блок
 

-  Укажите новое во втором предложении.
           
Что такое счастье? Соучастие  

     В добрых человеческих делах.                  Н.Н.Асеева
         - По аналогии с данным примером  учащиеся составляют  вопрос; отвечают на него неполным предложением, представляющее собой только новое.

2. В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении

Например, 

Самое лучшее и дорогое –

Родина.

Горе твое-

Это наше

                 горе,

Родина.

Правда твоя –

Это наша

                  правда,

Родина.

Слава твоя –

Это наша

                  слава,

Родина!

   Р.И.Рождественский «Реквием»

- Отметить для учащихся, что параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой, одинаковую концовку – эпифоровой.

        -  учащиеся выполняют задание: Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст.

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это…  . Это -…  . Это - …  .

5) Запись  средств связи, учащиеся приводят примеры.

  1. Лексический повтор
  2. Однокоренные слова                  Лексические средства связи
  3. Однокоренные слова
  4. Синонимы лексические
  5. Синонимы текстовые
  6. Описательный оборот
  7. Антонимы

Морфологические средства связи предложений в тексте: местоимение, наречие, союз.

Синтаксические средства сравнения: приложение,  сравнительный оборот.

  1. Закрепление материала, самостоятельная работа с текстом.

        Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.

  1. Подведение итогов урока
  2. Дом. задание п. 6 упр. 57.