Строение текста. Стили речи.
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) на тему
урок усского языка в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_stroenie_teksta.pptx | 2.87 МБ |
konspekt_uroka.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова. А.Яшин
Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы). ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания). Тема ( о чем этот текст?). Основная мысль, идея ( в чем нас убеждает? ). Делимость на смысловые части: НАЧАЛО ( то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части) , КОНЕЦ ( последняя смысловая часть ). Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея). Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа). Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический). Задание: выполнить Упр. 45 из учебник русского языка С.Г.Бархударов (устно).
СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: Описание Повествование Рассуждение завязка кульминация развязка тезис доказательство вывод Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте. Задание: Выполнить Упр.48 (устно), 53 (письменно).
В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д. Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. А. Блок Д 1 – Н 1 Д 2 – Н 2 Д 3 – Н 3
Укажите новое во втором предложении. Что такое счастье? Соучастие В добрых человеческих делах. Н.Н.Асеева По аналогии с данным примером составьте вопрос; ответьте на него неполным предложением, представляющее собой только новое.
В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении . . . . . Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое- Это наше горе, Родина. Правда твоя – Это наша правда, Родина. Слава твоя – Это наша слава, Родина! Р.И.Рождественский «Реквием»
Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой , одинаковую концовку – эпифоровой . Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .
Лексические средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи предложений в тексте
Синтаксические средства сравнения: приложение сравнительный оборот
Самостоятельная работа с текстом (прилагается). Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.
Домашнее задание: п. 6 упр. 57.
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока русского языка в 8 классе.
Учитель Бессчастнова С.Н.
Тема: Стили речи. Строение текста.
Цель: Научить различать связь слов между предложениями; повторить знания о признаках текста, средствах связи предложений в тексте; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.
Тип урока. Развитие речи.
Форма урока. Изучение нового материала.
Задачи: 1. Дать представление о связях слов между предложениями.
2. Отработать на практике умение учащихся находить признаки текста, определять средства связи.
3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.
Оборудование:
а) Литература:
- Учебник: Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С. Г. Бархударов, М.: Просвещение, 2007.
б) Фотографии из архива учителя.
в) Карточки с текстом для анализа.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Чтение учителем эпиграфа к уроку. (Слайд 2)
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще
Совесть,
Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова.
А.Яшин
- (Слайд 3). Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала.
- Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы).
1) Вспомните, какие признаки текста вы уже знаете? (Заглавие, тема, основная мысль, идея).
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:
- Заглавие (зависит от содержания).
- Тема (о чем этот текст?).
- Основная мысль, идея (в чем нас убеждает?).
- Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть).
- Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).
- Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).
- Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).
2) Анализ примеров из упр. 45 учебника русского языка С.Г. Бархударов (устно).
3) Дайте характеристику каждому стилю, назовите стилистические особенности. (Слайд 4.)
- Анализ примеров из упр.48 (устно), 53 (письменно).
4) Обратить внимание учащихся
1. В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д.
Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.
А. Блок
- Укажите новое во втором предложении.
Что такое счастье? Соучастие
В добрых человеческих делах. Н.Н.Асеева
- По аналогии с данным примером учащиеся составляют вопрос; отвечают на него неполным предложением, представляющее собой только новое.
2. В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении
Например,
Самое лучшее и дорогое –
Родина.
Горе твое-
Это наше
горе,
Родина.
Правда твоя –
Это наша
правда,
Родина.
Слава твоя –
Это наша
слава,
Родина!
Р.И.Рождественский «Реквием»
- Отметить для учащихся, что параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой, одинаковую концовку – эпифоровой.
- учащиеся выполняют задание: Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст.
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .
5) Запись средств связи, учащиеся приводят примеры.
- Лексический повтор
- Однокоренные слова Лексические средства связи
- Однокоренные слова
- Синонимы лексические
- Синонимы текстовые
- Описательный оборот
- Антонимы
Морфологические средства связи предложений в тексте: местоимение, наречие, союз.
Синтаксические средства сравнения: приложение, сравнительный оборот.
- Закрепление материала, самостоятельная работа с текстом.
Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.
- Подведение итогов урока
- Дом. задание п. 6 упр. 57.