Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес  старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П.Чехов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_11_klasse.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 11 классе

учителя МОУ Ватутинская средняя школа

с углубленным изучением отдельных предметов  имени Д.В.Рябинкина

Ленинского района

Московской области

Ларионовой Людмилы Александровны

Тема урока: «Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами.»

2009 год.

Цели урока: выявить сферу употребления и стилистическую роль причастий и причастных оборотов ;поддержать интерес учащихся к родному языку, повторить основные сведения по условиям обособления причастных оборотов.

Ход урока

Желаю вам всевозможных бед,

Печалей и напастей избежать.

А.П.Чехов.

Лежащая книга на столе прочитана.

1.

Прочитайте первый эпиграф.

-На чем построена шутка А.П.Чехова?

(Неудачный порядок слов нередко становится причиной неуместного комизма и абсурдности. Стилистически не оправданная инверсия мешает правильному пониманию текста.)

-В чем вы видите недостаток второго предложения в эпиграфе?

( Тоже в неправильном порядке слов.)

-А конкретнее?

(Определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота.)

2.

Где может находиться причастный оборот? Определите главное слово. Запишите правильный вариант.

У кого возникли затруднения при нахождении места причастного оборота в домашней работе?

Какие парадигмы причастий вам известны?

  1. Изменения по родам,
  2. по падежам,
  3. по временам

Сколько категорий времени у причастия?

Категория настоящего и прошедшего времени.

Приведите примеры.

Делают- делающий, делал- делавший; сделал- сделавший

Можно ли так сказать?

Ученик, напишущий сочинение без единой ошибки, получит высокую оценку.

И правильны ли будут созданные по данному образцу сочетания?

Спортсмен, сумеющий пробежать дистанцию…

Пленник, попытающийся убежать…

Почему?

(Нельзя сказать, т.к. причастие имеет только две категории времени: настоящее и прошедшее. Здесь-в будущем времени. И еще: от глаголов совершенного вида причастия на –щий не образуются.)

3.

А сейчас поговорим о стилистической роли причастий и причастных оборотов.  1. Писатели ХIХ века использовали причастия на –щий. Зачем?.

«Буде окажется в их губернии человек, не предъявляющий никаких свидетельств и пашпартов, то задержать его немедленно».(Н.В.Гоголь)

(В качестве стилистического приема , заимствованного из канцелярской речи, чтобы придать официальность документу и …вызвать у нас улыбку.).

2.Причастие имеет свои недостатки: один из них – шипящие звуковые сочетания( -я)щей, -ща(я), -вши(й), -вша(я)…

Эту особенность причастий остроумно использовал В.Ардов в фельетоне «Суконный язык». Послушайте его. (Чтение текста учеником).

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие  животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Зачем, с какой целью он это сделал?

3.Однако сознательный подбор и скопление причастных форм могут быть использованы в других стилистических целях.

Каких?

Чтение отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского.

Вспомни с нами отступающих,

Воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших,

С кем видались мы хоть раз,

Провожавших, вновь встречавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

(Причастия употреблены в значении существительных, причастные формы усиливают патетическую торжественность речи.)

4.

Мы вновь обратимся к примеру, когда ребята образовывали из 2-х простых одно предложение: 1-с придаточным определительным

                                                2-простое, с причастным оборотом.

Как называются такие предложения? (Синтаксическими синонимами)

Всегда ли возможно заменить придаточное определительное предложение распространенным определением, выраженным причастным оборотом, и наоборот? Итак, когда эта замена возможна  и что это дает?

1вариант. Стр.239, упр.367(проиллюстрируйте свои выводы примерами).

2вариант.Стр.240, упр.368(выпишите примеры, когда целесообразна замена).

Проверка заданий. Обобщение изученного на уроке

Вывод: стилистическая особенность причастий, причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер, на что указывали М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин.

5.

Упр.366-самостоятельно- выписать предложения с причастными оборотами, указав их стилистическую роль.

6.

Домашнее задание: упр.369( по учебнику «Русский язык. 10-11. Розенталь Д.Э.)