Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Хусаенова Нурия Хамитовна

Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.Содержит вопросы теста в формате ЕГЭ 15-19, благодаря которым учащиеся могут проверить свои знания по пунктуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема открытого урока русского языка в  11КЛАССЕ: «Обособление  определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными».                                                                                                        9.12.2015

Цель:

Образовательная:  формирование у учащихся способностей к структурированию  и систематизации  знаний по теме «Обособление определений»; изучение темы

«Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными», формирование умений правильного конструирования предложений с такими оборотами, умений правильной постановки пунктуационных знаков, подготовка к ЕГЭ по данной теме.

Развивающая: развитие логического мышления; формирование интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, обобщать).

Воспитательная: дальнейшее воспитание культуры речи, умения корректно высказать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:  групповая и индивидуальная работа.

Методы: объяснение материала, изученного в основной школе, работа с тестами.

Оборудование: проектор, доска, карта успеха ученика, карточки с творческими домашними заданиями.

Автор учебника: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика А.Л. Минца

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,

но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,

      которая (не) умеет плавать.

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку? Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике.( Орфографическая пятиминутка).

- А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (Обособленным определением)

2. Постановка цели и задач. Мотивация.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)

 (Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)

3. Актуализация знаний

  В 8 классе мы уже изучали тему «Обособление определений», к сегодняшнему уроку я просила её повторить. Также вам было  задано  на дом – выполнить упр.418(на экране)

Давайте посмотрим, как вы справились с домашним упражнением.  Каждый из вас  должен прочитать своё предложение,  назвать условия обособления или   не обособления определений (учащиеся читают по тетради или с проекции на доске:

418. Спишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их (до или после определяемого слова) выберите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака (розовый от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки(чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 6) Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

4.Изучение нового материала(объяснение учителя)

 На слайде:

1) Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после слова, к которому относятся: а) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. (Ч.) Или:  Доносившийся снизу шум моря говорил о покое ;

б) Пугачёв, верный своему обещанию, приближался к Оренбургу. (П.)

Или: Верный своему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу (но не правильно: «Верный Пугачёв своему обещанию приближался к Оренбургу»).

2.Распространённые или одиночное определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет  добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): а)Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать; б) Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.

3.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди  или после определяемого слова: А)Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.

Вывод:  между словами, входящими в распространённое определение, не должно быть других слов, не относящихся к этому определению.

5.Первичное закрепление изученного

А) Работа по учебнику. Выполнение упр. 419. (текст спроецирован на доску, ученики записывают в тетради).Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Спишите, внеся необходимые исправления.

1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.

Правильные ответы: 1) В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц. 2) Созданный молодым автором роман вызвал оживлённые споры. 3) Жителям села, пострадавшего от наводнения,  была оказана своевременная помощь. 4) Лодка, подгоняемая волнами и ветром, быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны брёвна,  плывущие по воде.

6. Подготовка к EГЭ. Выполнение тестовых заданий

за 5правильных ответов – «5»

За 4правильных ответа – «4»

За 3 правильных ответа – «3»

Менее 3баллов –«2». Будьте внимательны, желаю успехов.

1слайд

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую

1) Мерилом интеллигентности являются не только убеждения и мораль  но и поступки.

2)Во время полёта чувство буйного и трепетного восторга охватило мою душу каким-то холодным и сладостным пламенем.

3) Невозможно не залюбоваться  отражением солнца в мириадах капель утренней росы и блестящими нитями дождя в солнечный день.

4)Вокруг нас льдины сталкивались и становились  вертикально лезли друг на друга и ломались с громким треском.

2слайд

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сверкающие на солнце(1)капли слепого дождя(2)сыплющегося с неба(3)похожи на драгоценные камни(4)переливающиеся всеми своими гранями.

3слайд

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Одной из самых интересных игрушек(1)по мнению многих ребят(2)является магнит, с которым каждый(3) может(4)проводить различные опыты.

4слайд

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  Глубокая извилистая речка (1)из тёмных вод(2)которой(3)наиболее удачливые рыболовы вытягивали не один десяток крупных лещей(4)протекала сразу за селом.

5Слайд

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Хозяйка уже много раз выглядывала в окно(1)чтобы скорее увидеть долгожданных гостей(2) и (3)когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля(4)она выбежала на крыльцо.

Ответы: 15-14, 16-234,17-12,18-14, 19-1234.

7.Подведение работы над тестом. (Учитель, быстро опрашивает ребят с места, заносит их итоговый балл в сводную карту успешности класса. Комментирует оценки за урок). Подведение итога урока.

  -Что нового вы сегодня узнали?

 -Чему ещё вы научились на уроке?

8.     Домашнее задание: параграф 77, упр.420, задание(на карточках)Перед вами  примеры предложений, в которых ученики допустили ошибки. Перед каждым предложением  дано пояснение - указан тип ошибки. Прочитайте,  исправьте  ошибки, напишите  предложения правильно.

1.Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом.

Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

2.Ошибка в употреблении времени причастия.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане.

3.Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует.

Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

4.Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют.

Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.

5.Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже.

Ты ангел, сошедшие с небес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

Данный конспект разработан к уроку русского языка в 3 классе "УМК Школа России" по учебнику Т.Г.Рамзаевой. Тема урока: "Сочинение по серии картинок". Работа проводится по упражнению 138 на странице 64...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...