Встреча с художниками на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Котельникова Елена Валериевна

Описание фрагментов подготовительной работы к урокам развития речи: Сочинение - описание по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_hudozhnikami_na_urokah_russkogo_yazyka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  ЯЗЫК.  НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Е.В. Котельникова

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №100 им. С.Е. Цветкова», г. Новокузнецк

Произведениями изобразительного искусства человек  живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотно и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а тренировать свой вкус, так же, как и мускулы.

С.Т. Коненков

     Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно – эстетического воспитания школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма и правильным произношением, а, непременно, выступает как необходимый элемент целостной культуры личности. Мы не в праве говорить об общей культуре подрастающего поколения (то есть о наличии подлинной эстетической, мыслительной и речевой культуры) без сформированного умения передавать свои впечатления о произведениях живописи.

     Анализ педагогической литературы как дореволюционной, советской, так и современной отечественной,  показывает, что многие педагоги, психологи и методисты считают необходимым использовать произведения живописи на уроках русского языка и литературы, так как картины художников способствуют познанию жизни, развития мышления и речи, наблюдательности, внимания (Т.Г. Лубенец, Д.И. Тихомиров, М.А. Рыбникова, Н.С. Рождественский, Т.А. Ладыженская, В.Г. Маранцман и др.).Картина, подчеркивал А.Д. Алферов, учит детей видеть, «дает основу для всякой умственной работы учащихся и особенно для сочинений».

     Таким образом, произведение живописи является не просто иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляет собой средство, которое органично связано с предметом и целями обучения, которое стимулирует речемыслительную деятельность школьников.

     Успешность работы по произведениям живописи на уроках русского языка зависит не только от того, какие репродукции будут предложены для рассмотрения, но и как произойдет первая встреча учеников с картиной.

    Немалая роль в формировании познавательной активности обучающихся отводится нестандартным, нетрадиционным формам уроков. Нетрадиционные формы уроков помогают в формировании различных базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. И сегодня в арсенале современного учителя есть множество форм уроков, не просто постоянно обновляющихся, но и трансформирующихся с учетом новых идей преподнесения материала.

     Нетрадиционные формы уроков развития речи реализуются мною, как правило, в начале работы над той или иной картиной.  Такие уроки проходят в необычной, нестандартной обстановке. Подобная смена привычного интерьера  целесообразна, так как она создает атмосферу праздника, устраняет психологический барьер, порой возникающий в традиционной обстановке из-за боязни совершения ошибки, создается благоприятный психологический климат. Нестандартные формы уроков развития речи осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, возможны и приглашенные (администрация, учителя-предметники, родители, при особенности тематики - школьный психолог, врач, библиотекарь и др.); а также реализуются с обязательным использованием всех видов наглядности (аудио, видео).  Как показывает мой опыт работы, методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся, являются уроки творчества, а именно: урок – спектакль, урок – экскурсия, урок – интервью, урок –  видео путешествие и др.  На мой взгляд, одной из наиболее эффективной и продуктивной формой  обучения является  урок – спектакль. Методика построения таких уроков основана на технологии режиссерского искусства и театральной педагогике. На таком уроке соблюдается композиция театрального действия: обязательное наличие экспозиции, развитие действия, конфликт, кульминационный момент и развязка. Конечно же, действие в театре не остановить, а на уроке – спектакле это вполне возможно: учитель счастливый обладатель шанса увеличить стоп – кадр; приблизить к зрителю момент, кажущийся неуловимым; дать возможность проанализировать или прокомментировать ту или иную ситуацию. А использование всевозможных элементов различных видов искусства обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – многоплановая и долговременная творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

     В 5 классе в ходе работы над подготовкой к сочинению – описанию картины А.А. Пластова «Летом» мной был предложен и проведен урок в форме спектакля с включением в него элементов интервью и видео путешествия. Ребята – пятиклассники и  все приглашенные присутствовали на первом этапе работы над произведением выдающегося русского живописца. Присутствующие познакомились с жизнью и творчеством А.А. Пластова и встретились с его картиной «Летом» в необычной обстановке: они стали свидетелями открытого экзамена в Академии художеств. Экзаменаторами выступили академик Живописцев, профессор Холстова и секретарь Кисточкина; экзаменующимися – студенты Академии (роли исполняли ученики 5 класса). Экзамен выдержан в вопросно – ответной форме, причем вопросы в билетах и реплики экзаменаторов прописаны в поэтической манере (в некоторых случаях с небольшим вкраплением юмора); ответы же студентов – достоверные сведения из жизни и творчества художника, представленные в прозе. Во время монологической речи студентов предусмотрено мультимедийное сопровождение: путешествие по местам, значимым для художника; серия картин живописца; портреты внука А.А. Пластова. Как и на любом экзамене ответы студентов оценивались. В случае неудовлетворительной оценки было обращение к залу экзаменаторов (не забываем, что экзамен носил открытый характер), гости с удовольствием помогли нерадивому студенту. В сюжет этой театральной постановки было вписано и интервью присутствующих с внуком художника (в роли внука выступил одиннадцатиклассник); а также рассмотрен ряд картин с одноименным названием других признанных мастеров.

     В ходе работы над картиной П.П. Кончаловского «Сирень» ученикам 5 класса был предложен урок – экскурсия в импровизированные выставочные залы. В одном из залов были  выставлены репродукции картин великого художника  под общим названием «Как торжествующе пахнет сирень…»; второй зал – экспозиция работ учеников «Пятилепестковое счастье» (детские рисунки и объемные композиции со словесным сопровождением как  стихотворной, так и прозаической формы). В художественной галерее все присутствующие (кстати, они заранее получили пригласительные билеты на этот вернисаж) встретились с экскурсоводами, искусствоведами, лингвистами, эстетами и др., которые вооружили их необходимыми знаниями для  предстоящей работы над сочинением описательного характера. Конечно же, без музыкального сопровождения этот спектакль тоже не обошелся.

     В 7 классе авторы учебника по русскому языку предлагают ребятам познакомиться с картиной И. Попова «Первый снег» и написать сочинение в форме дневниковых записей. И в этом случае без театральной постановки не обошлось. Ребята одиннадцатого класса на фоне музыкальной композиции Ю. Шатунова «Твой дневник» зачитали личные дневниковые записи и рассказали семиклассникам об особенностях ведения дневника (был предложен и современный электронный вариант ведения). Ребята же седьмого класса разыграли мини – спектакль «За моим окном» (импровизированное окно, рама которого наложена на увеличенную репродукцию И. Попова «Первый снег»). В ходе этой театральной постановки использовались и звук будильника, и музыкальные композиции «Манчестер - Ливерпуль», Neo Master «Прогноз погоды», а также песня «Снежинка» в исполнении девочек этого класса. Для логичного перехода от рассказа о дневниковых записях к спектаклю – миниатюре была предложена мультимедийная презентация  («снежные» картины русских художников в сопровождении песни С. Никитина на слова Б. Пастернака «Снег идет»).

     Каждый подобный урок завершается добрыми словами в адрес актеров, гостей, режиссера – постановщика этого спектакля и вручением небольших памятных сувениров всем присутствующим (календарик с изображением картины П.П. Кончаловского «Сирень», стикер для оформления дневника и мини версия дневника «Чем живу, о чем мечтаю, о чем думаю…»; а входе миниатюры «Экзамен в Академии художеств» все гости смогли насладиться свежим соком «Летний»).  Такие сюрпризные моменты поднимают настроение и создают весьма комфортные психологические условия.

     Все уроки – спектакли, проводимые мной, преследуют определенные цели: подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по предложенной картине на основе ситуативно – ролевой игры; обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника; а также способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отбору лексики. Немаловажно, что и ребята, и я как учитель получаем удовлетворение от такого вида работы. Стоит отметить, что последующая работа над картиной (словарно - стилистическая) проходит в традиционном варианте. Более подробно с материалами уроков – спектаклей можно познакомиться на школьном сайте.

     Подводя итог, необходимо сказать, что нетрадиционный урок – это органичное сочетание образования, развития и воспитания школьника. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль; однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может скоро перейти в разряд  традиционного, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету, следовательно, снизится и уровень эффективности подобных занятий.    

     

Литература

  1. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров.//Русский язык в школе. 1997, №1,  с.25-26.
  2. Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г.
  3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 2001 г.
  4. Николаева Л.С.,  Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий.// Специалист. №2, 1992 г.
  5. www.festival.1september.ru
  6. www.school-100nkz.ucoz.ru