Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Макарова Светлана Александровна

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_5_klasse.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок на тему: «Весна в произведениях русских поэтов, композиторов и художников»

в 5 классе

Учитель Макарова С. А.МАОУ « СОШ № 14» г. Владимир

Цель урока : закрепление знания учащихся, полученные на уроке русского языка  и литературы.

Оборудование урока: репродукции картины владимирских художников Н.А. Мокрова «Май в Кишарино», «Весна» В. Н. Сафронова, «Весенний день» Ю. Мокшина, «Май. Солнце»  В. Егорова.

Ход урока

-Сегодня мы будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

I.    Лексико-орфографическая работа со словом «весна».

-Произнесите слово «весна «отчетливо, выразительно. Что слышится в этом слове?

 (В этом слове - радость  жизни, возрождение, очищение, обновление, ведь весна-утро года.)

-Обратимся к истории этого слова. (Этимологический словарь) Весна от слова веселый.

-Подберите однокоренные слова к слову весна.

(Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему) - записать в тетради. (Словообразовательный словарь.)

II.  Вспомните пословицы, поговорки и загадки о весне, (задано на дом ранее)

1.Птица рада весне, младенец - матери.

2.Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

3.Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

4.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

5.Март - с водой, апрель с травой, а май-с цветами.

6.В марте курица из лужи напьется.

7.Весна красна цветами, а осень пирогами.

8.Весна красна, да холодна.

9.Тает снежок. Ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной).

10.Только снег весной сошел,

Я голубенький расцвел. (Подснежник).

-Какое у вас, ребята, представление о весне?

(Мы любим весну. О ней сложено много песен, загадок, поговорок. В них названы различные приметы весны. Весна-это время солнца и света. Это победа воды, весенний разлив. Яркая нарядная зелень, первые цветы)

-А чем пахнет весна?

(Талым снегом, влажной землей,клейкими листьями,цветами.)

III.  У вас на партах текст веснянки,русской народной песни:

Весна,весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С  хлебом обильным.

(Чтение песни про себя вслух).

- Что представляет собой первая строка песни?

(Обращение).

- Есть ли здесь еще обращение?

(Есть,во второй строке).

- А почему стоит двоеточие?

(Оно стоит после обобщающего слова перед однородными членами предложения).

- Какое это предложение по цели высказывания?

(Побудительное).

- Заучите песню, запишите ее по памяти.

IV. Послушайте стихотворение «Весенние воды» Ф.И. Тютчева (чтение наизусть учеником или учителем).

- Какова интонация стихотворения?

(Бодрая, жизнерадостная).

- Каким рисует весенний день Ф.И. Тютчев?

- Назовите привычные для слуха слова, попробуйте объяснить их значение.

(Брег – берег, гласят – поют, кричат; в этих словах есть беглые гласные; гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. В стихотворении гонцы – это весенние воды, они предвещают наступление весны).

- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?

(Глаголов больше всего, потому что весна – это жизнь, движение, действие).

- Выпишите эти глаголы.

- Назовите эпитеты стихотворения. Почему эти слова выбрал автор?

( Брег сонный, молодая весна, тихие теплые майские дни, румяный светлый хоровод. Они точно передают состояние предметов, ярко, образно описывают их, передают настроение, которое автор хочет донести до читателя).

V. Работа над выразительным чтением.

- Отметьте слова, на которые падает логическое ударение, укажите длинные и короткие паузы, проанализируйте роль знаков препинания. (Двое учащихся читают стихотворение).

- А какие еще стихи о весне вы подготовили к сегодняшнему уроку?

(Чтение стихов Майкова, Плещеева, Жуковского и др. русских поэтов).

VI. – А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Послушайте музыку из концерта П.И. Чайковского « Времена года. Весна». Попробуйте представить, что изобразил автор музыки. (Звучит запись музыки).

- Какие звуки у весны?

(Слышится звон капели, журчание ручья, шелест ветвей, крик птиц, треск льда).

VII. Обратимся к лирической миниатюре М.М. Пришвина «Рождение звука» (На столе у каждого ученика).

- Прочитайте текст про себя, затем вслух.

- Как описано здесь утро?

- Какие краски преобладают в этой миниатюре?

- Как рождается звук весны, ее голос?

- Составьте и запишите нераспространенные предложения по данному тексту.

(Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.)

- Как М.М. Пришвин распространяет эти предложения?

- Какой эпитет подобрал писатель к слову весна? (Стремительная)

- А какой она еще может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая).

VIII. Мы увидели, ребята, как изображают весну писатели, поэты, произведения фольклора, а теперь посмотрите, как изобразил весну художник.

        Пейзажист Николай Алексеевич Мокров – наш земляк, чье творчество неразрывно связано с замечательной владимирской школой пейзажной живописи. Его пейзажи жизнерадостны и праздничны. Он изображал разные времена года, но самым любимым была весна. Март привлекал его первым прикосновением тепла к еще холодному зимнему снегу, блистающему белизной. Апрель волновал буйным разноголосием оживающей земли, а май – нежной прозрачной зеленью. В картине «Май в Кишарино» (1980) художник с большим мастерством передал радостное настроение солнечного дня последнего весеннего месяца.

- Что изображено на картине?

(Деревенская околица , лишь несколько низеньких домиков , стоящих в отдалении от улицы села , яркий изумрудный луг, покрытый ковром мягкой нежной травы. Березы и ветлы с первыми желто-зелеными листиками, но уже кудрявыми кронами, синий далекий лес, глубокое сине-голубое весенее небо с мчащимися по нему легкими пушистыми облаками. В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают синие тени. Сквозь еще не густую листву просвечивает небесная синева. Небо на картине высокое, облака похожи на бело-розовых причудливых зверей.

Художник не изобразил солнце, но золотистый цвет виден на крышах домов, на кронах деревьях, на широком лугу. Теплым светом майского солнца пронизано все вокруг.)

- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое радостное настроение, возникшее у него в этот майский день?

(Сочетание розовато-голубого, сиреневого, желто-зеленого, бело-розового, синего, золотистого. Такой колорит помог художнеику передать праздничное настроение весеннего дня.)

- Какова манера живописи художника? Выписывает ли он каждую деталь изображенных предметов?

(Нет, он не выписывает детали тщательно, не видно листочков и веток на деревьях, травинок и цветов на лугу. Мастеру важно передать общее настроение,  впечатления от радостного пейзажа.)

- А каковы ваши впечатления от картины?

(Казалось бы, привычный, много раз виденный сельский пейзаж. А между тем он восхитителен. Хочется вновь и вновь смотреть на картину. Художник учит нас видеть красоту родного края в обычный будничный день.)

- Вот и закончился наш «весенний урок».

Подведем его итоги.

IX. Домашнее задание: написать сочинение по картине Макрова Н.А. или нарисовать иллюстрацию на тему  «Весна».

М.М. Пришвин «Времена года».

                           «Рождение звука»

        После оттепели – солнечное утро. Снег осел, под елями – соснами как песком насыпано: это вытаивают из разных слоев и слагаются в один слой старые рыжие хвоинки. То же самое и под репейниками; сколько их теребили зимой щеглы и синицы – все теперь в один слой под ними лежит.

        В городе – вода, в лесу – снег; дороги отмечены, рыжие. На опушках под деревьями – кружки: тут, на припеке, сейчас весна. С двенадцати до четырех лучи солнца как пожар на снегу: из под снега начинают выпрыгивать веточки и лапки елей. А бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится, - глазами видишь, как лес встает.

        На склонах по дорогам бегут ручьи. В лесу еще тишина, и только свет вспышками там и тут. В проталинах на опушках рождаются первые капли, и от них рождается звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"

Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...